назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [ 105 ] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147]


105

«Особенно хвалят тот товар, который хотят поскорее сбыть с рук»

Гораций, древнеримский поэт

Социальная фасилита11ия - усиление доминантных реакций в присутствии других людей. Может проявляться только от одного ощущения возможного присутствия (например, перед телевизионной камерой). Главной причиной возникновения социальной фасилитации является возбуждение (напряжение) от присутствия друтнх людей Простые задачи под влиянием социальной фасилитации решаются лучше и быстрее, сложные - хуже и медленнее. Уровень сложности индивидуален и во многом зависит от опыта конкретного человека. Так, чем опытнее трейдер, тем меньше он подвергается воздействию социальной фасилитации. Более того, опытный трейдер в присутствии других людей или зрителей может работать даже лучше, чем в одиночестве, так желание «показать себя» будет заставлять его уделять сделке внимания больше обычного. Социальная фасилитация тем сильнее, чем больше присутствует людей. Очень важен также качественный состав аудитории. Присутствие людей, чье мнение важно для вас, будет оказывать гораздо большее воздействие, нежели просто зрителей. Здесь можно увидеть еще одну причину возникновения социальной фасилитации - боязнь оценки. Особенно сильно влияние этой боязни на людей с низкой самооценкой Последней известной н доказанной экспериментально причиной возникновения социальной фасилитации является рассеивание людей в группе. Наблюдая за успехами и неудачами других, люди начинают отвлекаться, естественно, уделяя меньше внимания собственной работе. Вспомним также эффект подражания, когда неудача другого человека «заставляет» нас совершить аналогичную ошибку.

Социальная леность. Чем больше людей участвует в ходе какой-либо совместно проводимой работы, тем меньше индивидуальный взнос каждого из них.

ставок и выбрать ту лошадь, за победу которой будет дан наименьший выифыш. Более сложный и трудоемкий процесс выявления фаворита, требующий специальных знаний и многолетнего опыта, обычными игроками игнорируется.

Профессиональные игроки очень часто используют это правило против основной массы несведущих игроков В самом начале приема ставок профессионалы от ипподрома изменяют видимые шансы лошадей, когда ставят некую сумму денег на аутсайдера, в реальности практически не имеющего шансов выиграть забег. Прочие игроки, уввдев нового «фаворита» забега начинают ставить на него деньги, тем самым еще больше привлекая к нему внимание. В самом конце приема ставок профессиональный игрок ставит сумму на реального фаворита намного больше той, которая была потрачена при первоначальной ставке на мнимого «фаворита» и «разогрев» ипподромных простофиль. Как результат - последняя ставка позволяет профессионалу сорвать неплохой куш.



Число людей в группе

Сокращение отдачи человека объясняется его надеждой на соседа. Это еше одна причина того, что анализировать рекомендуется в одиночестве. И только на заключительной стадии анализа - формирования рекомендации -возможно участие других людей, скорее как оппонентов-экспертов. Совместная работа приводит к [озделению ответственности и общему суммарному ее снижению. Если бы работа производилась раздельно, а ответственность не делилась, то сумма итоговой ответственности всех работников намного превосходила бы соответствующую величину прн совместной работе. А.мериканские психологи обнаружили только одну группу людей, которые были слабее подвержены эффекту социальной лености - дети до 9 лет. После этого возраста на поведение людей сильно влияет присутствие других людей или сама возможность такого присутствия. Социальная леность в меньшей степени проявляется у женщин, представителей коллективных культур (например, азиатской), а также, когда группа состоит из хорошо знакомых друзей илн цель очень значима для всех членов группы (например, победа в соревновании).

Деиндивидуаяизация - анонимность в группе. Это еще один из факторов воздействия группы на человека. Проявляется в том, что, будзчи анонимными Мы можем сделать то, чего никогда не стали бы делать не анонимно. В этом случае наше поведение во многом будет определяться внешними факторами и установками эмоционального содержания, нежели внутренними приобретенными («умными») установками. Результатом деиндивидуализации могут быть импульсивность в поведении, слабый самоконтроль, высокая восприимчивость к ситуации, потеря «боязни оценки» и самооценки.

Феномен групповой поляризации - усиление ранее существовавших мнений членов группы. Среднее мнение при эттэм смещается в направлении общей тенденции. Так, если в группе обсуждается вопрос инвестиций в некий актив, где ключевыми факторами является соотношение риска и надежности осуществляемых вложений, то произойдет сдвиг в сторону среднего мнения всех членов группы с поправкой на самого авторитетного ее члена. На представленном ниже рисунке видно, что пфвоиачальнос среднее мнение группы больше склонно к риску инвестирования с незначительным ущербсм в

Рисунок 4.37. Зависимость индивидуальной работоспособности от количсства людей в группе

, Индивидуальная работоспособность (отдача)



Рисунок 4.38. Групповое мнение после обсуждети сдвигается

Среднее мнение до обсуждения

надежность

надежность

риск

Среднее мнешк после обсуждения

риск

Таким образом, первоначальное ошибочное мнение группы станет еще более ошибочным, а правильное - правильным. Интересно, что феномен групповой поляризации внутренне присущ ценовым колебаниям В ходе движения цены (фуппового обсуждения) определяется средняя цена (выявляется среднее мнение членов группы). Эта средняя цена может быть выше предыдущей (рискованней в нашем примере) или ниже (надежней) Дальнейшее движение цены будет во многом определятся предварительной оценкой нахождения средней цены (среднего мнения). Кстати, после активного обсуждения какого-либо вопроса большинство членов группы еще более укрепятся в своем мнении Итак, люди идут в группе иа больший риск, чем это позволили бы сделать себе в одиночку. Однако если в групповой дискуссии сначала сделать уклон на осторожность, то можно будет наблюдать «сдвиг к осторожности», предпочитая риску осторожность. Может быть, это не всегда оправдано, но в большинстве случаев имеет резон.

Мозговой штурм, как один из методов проведения групповых обсуждений Бывает более успешным, когда идеи сначала вырабатываются независимо каждым членом группы и только потом комбинируются. Объединение, комбинирование идей и мнений в группе, как правило, лучиК» производится посредством диктатуры, когда обсуждение заканчивается

надежности. После обсуждения под влиянием групповой поляризации среднее мнение сдвинулось еще дальше в сторону риска. То же самое с точностью до наоборот произойдет в случае, когда первоначальное среднее мнение членов группы будет предпочитать более надежный вариант.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [ 105 ] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147]