Психология
Рынок как объект исследоваиня: Психология рыночных масс
«Орды летают одиноко, бараны пасутся стадами»
Филипп Сидней. жоно.мист
Прежде чем перейти к рассмотрению рынка как объекта исследования психологии рыночных масс приведу один пример из книги известного американского предпринимателя Харви Маккея «Как уцелеть среди акул». Этот пример как нельзя лучше характеризует влияние других людей на наше поведение.
«Слушателям, до отказа заполнившгш зал. представляют оратора, которого раньше никто никогда здесь не видел и не слышал. Он начинает свое выступление с.педующим образом. Достает из кар.мана двад1{атидолларовую бумажку и говорит: «Это двадцатка продается всего за один долпар. Кто хочет ее купить?»
Теперь давайте будем честными. Вскочите ли вы со своего места с возгпасом. чтобы привлечь внимание оратора? Или же несколько секунд подождете, желая посмотреть, как поступят другие, и только после того, как поднимутся одна-две руки, робко присоедините к ним свою?
Ес.чи вы один из тех, кто колеблется, - вы обычный человек. Нас учат всю жизнь, что только простофили дают себя обмануть подобными сделкхши. Но тем не менее едва только кто-то другой готов рискнуть, располагая не лучшей информацией, чем .мы, - и наши жадные лапки тянутся вверх, и мы не прочь принять участие. Чем быстрее поднимаются руки друггос, те.м бо.чьше увеличивается спрос, а также вероятность того, что без нас не обойдется. Наше представление о ценности чего-либо основывается чаще всего не на действительной ценности данного предмета - будь то двадцатидолларовая банкнота, продаваемая за один, или необыкновенные луковицы тюльпанов, или редкостный драгоценный камень. • а на том спросе, который создан на данный предмет»
Харви Маккей «Какуцелеть среди акул»
Приведенная выше выдержка наглядно демонстрирует узость применения фундаментального анализа, главная ценность которого как раз и заключается в определении истинной стоимости исследуемого товара.
Мнение и поведение большинства для нас являются ориентиром. Еще более значимый ориентир представляет собой мнение или поведение авторитетной личности (нашего знакомого нли явного лидера, известного аналитика, просто похожего на нас или наших знакомых человека). Таким образом, можно отметить, что чем больше людей находит некую идею илн некую модель поведения верными, тем более верным будет считаться эта идея, поведение. Этим объясняется появление и живучесть тенденций. Это же величайшая сила и слабость толпы. Если мнение лидера ошибочно, то вся масса послушавших его также ошибается. Сила средств массовой информации состоит в реализации принципа социального доказательства.
Рисунок 4.35. Влияние другого человека
Другой человек
«я»
Если: он мне нравится; он похож на меня;
он похож иа кого из моих знакомых;
он обладает авторитетом;
он является лидером;
он не один (в группе, массе, толпе);
он хвалит меня (льстит),
то я с большей вероятностью стану подражать этому человеку
Мы склонны обращаться к мнению других, когда неуверенны. Склонность ассоциировать себя с другими чаще возникает у людей, которым присуща заниженная самооценка.
Более того, в нас -заложен принцип подражания, в крайних своих проявления приводящий к заражению «больными» идеями и массовым
Группа
В настоящий момент среди социальных психологов общепризнанно следующее определение группы.
«Группа: двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновении и воспрингшают себя как «мы»
Дэвид Майерс, «Социальная психологияv
Принцип социалыюго доказательства.
«Согласно этому принципу мы определяем, что является правильным, выясняя, что считают правил ьньш другие люди »
Роберт Чалдини «Пс1схопогия влияния»
Психология
психозам. Стремление подражать другим удерживается нас в толпе. Подражание может быть фатальны.м, имеющим необратимые губительные последствия. Так. убытки друга, знакомого нли просто наблюдаемого нами человека могут в прямом смысле слова вынудить нас повторить его ошибки. Один из типичных случаев проявления фатального подражание представлен на следующей схеме
Рисунок 4.36. Новая неизвестная информащ1я может привести к подражанию нами чужих действий
Новая неизвестная информация
Рожаает неуверенность
Обращаем вииманне на мнение и действия окружающих
Подражаем этим действиям с вполне вероятным фатальным исходом
Ложные движения цен очень часто являются порождением сознательного применения маркстмейкерами принципа социального доказательства (или более узко - фатального подражания) с целью отнятия денег у более слабых участников финансовых спекуляций. Один нз примеров, напрямую не относящихся к финансовы.м рынкам, но имеющим те же корни, описан в книге Роберта Чалдини «Психология влияния». Думается, что без внимательного ознакомления с описанной там методикой приступать к работе на финансовых рынках губительно. Приведу кратко суть приведенного примера.
Ставка на ипподроме.
Как известно, на ипподроме можно делать ставки на победителя-лошадь конкретного забега. Сумма выигрыша рассчитывается исходя из того, какое соотношение ставок было на победившую лошадь и все остальные лошади, участвовавшие в забеге. При этом выделяются три группы лошадей - фавореты, середняки и аутсайдеры. В случае победы первых выигрыш, как правило, минимален, но зато более вероятен. В случае победы аутсайдера выигрыш достигает огромных величин, иногда превышая сумму ставки в сотни и больше раз. Однако последнее случается крайне редко, поэтому в целом торжествует правило «социальной справедливости» - то есть побеждает действительно сильнейший на момент забега, которым и является фаворит. По этой причине большинство играющих на ипподроме ставят на фаворита забега. Метод выявления фаворита достаточно прост, достаточно взглянуть на соотношение