Альтернатива А: с вероятностью 100% лишиться 50 долларов. Альтернатива Б. с вероятностью 25% лиш1ггься 200 долларов, вероятностью 75% не потерять ничего.
но с
В случае простого выбора люди предпочитают альтернативу Б. Если же простые потери заменяются на страхование, то люди предпочитают страховаться от возможно больших потерь и выбирают альтернативу А. Более того, за выбор последней альтернативы человек может даже заплатить, а форма оплаты будет либо меньшей вероятностью (для вышеприведенного примера она может быть 99% а не 100%) или меньшей суммой (49 долларов против 50). Как результат, человек, выбравший альтернативу Б, увеличит математическое ожидание дохода. Думается, что именно этот эффект предопределил успех опционов, воспринимающихся страховкой одними (только при их покупке и уплате соответствующей премии) и возможностью дополнительного заработка другими.
Альтернатива А: полностью застраховать себя от потери 100 долларов ттем выплаты страховой премии в 10 долларов.
Альтернатива Б: с вероятностью 10% лишиться 100 долларов, но с вероятностью 90% не потерять ничего.
Продолжая тему страхования рассмотрим эффект убежденности
Воспользуетесь ли вы так называемым «вероятностным страхованием», в котором взнос уменьшается в два раза, но существует лишь 50%-ная вероятность получения страховки при наступлении страхового случая.
Большинство людей предпочтут застраховаться полиостью, иежели только уменьшить возможность катастрофы, даже если выплата будет одинаковой в обоих случаях.
Особо теория перспективы отмечает, что при расчете вероятности выигрыша мы склонны завышать маленькую вероятность и завышать большую.
Альтернатива А: 1 шанс из 1000 выиграть 5000 долларов. Альтернатива Б: получить 5 долларов.
Большинство людей выберут высокий риск - альтернативу А.
объясияет это теория перспективы, связано это со следующим. Когда речь идет о возможиь1х приобретениях, люди склонны уклоняться от риска. Когда же речь заходит о потерях - люди предпочитают рисковать.
Выбор из двух равновероятных событий будет разным в зависимости от формы, в которую эти события облечены. Например, если людям предлагается выбрать из двух альтернатив А и Б, то поступают они в соответствии с контекстом.
Альтернатива А: 1 шанс нз 1000 потерять 5000 долларов. Альтернатива Б: потерять 5 долларов.
Здесь уже большинство людей выберут низкий риск и просто отдадут 5 долларов.
Другой проблемой, также относящейся к эффекту оформления структуры является психологический учет. Следующие две проблемы ярко иллккггрируют психологический учет.
Проблема 1. Представьте, что вы решили купить один фьючерсный контракт, комиссия брокеру за который стоит 30 долларов. Однако перед самой покупкой фьючерса вы получаете убытки от сделки с опционом в сумме тех же 30 долларов. Купите ли вы все-таки фьючерсный контракт?
Большинство людей скажут, что все-таки купят фьючерс, уплатив КО.МИССИЮ в 30 долларов. Они не свяжут потерю 30 долларов на опционах с покутсой фьючерса, учитывая их отдельно.
Проблема 2 Представьте, что вы купили один фьючерсный контракт, уплатив брокеру комиссию в 30 долларов. Однако через несколько мгновений после совершения сделки вы обнаруживаете ошибку - вместо покупки фьючерса вы сю продали. Таким образом, если вы все-таки .хотите действительно купить один фьючерсный контракт, вам необходимо будет закрыть предыдущий открытый контракт и заплаттггь брокеру комиссию в сумме 30 долларов. Купите пи вы все-таки фьючерсный контракт?
В этот раз гораздо меньше людей будут готовы потратить еще 30 долларов иа гюкупку фьючерсного контракта, так как они складывали цены первого (неправильного) и второго (правильного) фьючфсных контрактов. Стоимость покупки одного фьючерсного конфакта, таким образом, как бы оказывалась равной 30 долларам.
Ошибка игрока
Вера в обязательный выигрыш после серии неудач.
После трех подбрасываний, во время которых монетка выпадала орлом, вам предлагается пари на 100 долларов на результат следующего подбрасывания. На какую сторону вы поставите?
Если монетка не фальшивая, правильным ответом с точки зрения нормативной теории будет отсутствие предпочтения решке или орлу. Однако
При расчете вероятности потерь мы наоборот, склонны завышать маленькую вероятность и занижать большую.
некоторые люди будут убеждены, что после серии из трех орлов, скорее всего, выпадет решка
Регресс к среднему. Вступает в противоречие с ошибкой игрока. Фундаментальный принцип регресса состоит в том. что за выдающимся успехом неизбежно следуют средние результаты. Точно также низкие результаты - если это результат случайности - обязательно сменятся средними. Средний для многих рынков результат - нулевой (для фондовых и товарных рынков -результат на уровне индекса инфляции). Вот и считайте, чего стоит ваш заработок Однако ваш убыток будет стоить вам намного больше Еслн на карту было поставлено много, то потеря 50% впоследствии может быть компенсирована только 100%-ной прибылью, что согласно тому же регрессу к среднему маловероятно. После серии удачных сделок, конечно же. нельзя программировать себя на убытки, однако готовится к ним надо. Впрочем, к убыткам нужно быть готовыми в любой момент времени. Не ожидать их. но защищаться.
Градуирование - это согласование уверенности и точности, когда эти величины равны. Если уверенность составляет 80% и при этом 80% всех оценок верны, это говорит о совершенной градуировке. То же самое можно сказать о соотношениях уверенности и точности 90-90%, 60-60% и т.д. Если уверенность ниже точности, этот человек имеет заниженную самооценку. Если же уверенность превышает точность - это говорит о завышенной самооценке индивида. Расчет градуированности согласованности уверенности и точности является очень важным элементом оценки деятельности трейдера и аналитика.
Снизить переоценку можно со временем и получением соответствующего опыта. Психологи рекомендуют задавать себе один вопрос: «Остановись и подумай, почему твой ответ может быть неправильным!» Приведение контраргументов снижает уверенность в правильности Например, можно так: «Хочешь купить - стань «медведем». Постарайтесь сделать задачу более легкой, ведь чем сложнее задача, тем выше самоуверенность.
Не стоит быть уверенным на 100%, особенно когда речь идет о поведении других людей или рынка.
Лучшая возможность узнать - работает ли правило или индикатор, это попытаться опровергнуть его, т.е. узнать в скольких случаях оно ие работает.
Обратимость предпочтения. Мы предпочитаем ставки с большим шансом на победу ставкам с большой суммой возможного выигрыша. Это происходит даже если оценочная стоимость последнего выше (произведение вероятности и суммы выигрыша).
Переоценивая шансы потерять - люди торопятся. Переоценивая шансы на выигрыш - люди совершают сделки и делают инвестиции.
Теория раскаяния. Люди выбиракут вариант, в котором более уверенны, так как боятся разочарования, которое испытают при проигрыше. Чем более неуверенно люди принимают решение, тем больше они пытаются представить, предугадать чувства раскаяния за неправильный поступок или сожаления о нем. Таким образом, люди готовы платить за избежание будущих отрицательных эмоций, даже если реально при этом теряют.