7.2. Торгуем риском
Один из основных постулатов финансовой теории гласит, что люди действуют рационально, а рациональные экономические субъекты не склонны к риску. Однако практика финансовых рынков сплошь и рядом опровергает этот тезис. Более того, само существование финансовых рынков обязано склонности человека к риску. Известная точка зрения о происходящем на рьшках гласит: люди торгуют предметами производства и потребления, а также риском. Покупателями риска обычно являются спекулянты, не заинтересованные в физическом приобретении покупаемого актива и получающие соответствующую плату взамен отданных обязательств и соответственно взятого на себя риска их выполнения. Продавцами риска выступают владельцы физических активов, заинтересованных в ценовой стабильности и готовых за эту стабильность платить. Здесь следует отметить, что ценовому риску подвержены в первую очередь те товары и услуги, которые остались недопотребленными, т.е. излишки производства. Происходит это из-за длительного срока их хранения с момента производства. То есть чем дольше производственный цикл и срок хранения, тем выше ценовой риск и тем значимее он отражается в цене товара.
Каждый стремится избавиться от риска, перекладывая (перепродавая) его другим участникам рьшка. В конце концов, все риски стекаются на плечи маркетмейкеров, которые за это получают определенное вознаграждение. Классическим примером этого процесса является деятельность страховых компаний. Если одна из них не может переварить риск (например, при запуске дорогостоящего космического аппарата), то она обращается к перестраховочной компании, привлекая таким образом к страховке другие страховые компании и делясь риском (и страховой премией) с ними.
Психология и риск
Так как риск сопутствует жизни человека, то это неизбежно оказывает влияние на его поведение.
Эмоции проявляются в основном вследствие реакции человека на неизвестность. Риск представляет собой яркий пример неизвестности. Значит, риск и эмоции являются неразлучной парой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, получение неожиданного хорошего финансового результата, лучше первоначально ожидавшегося приводит к поло-
Таким образом, для количественной оценки ценового риска, который является одним из самых значимых для работающих финансовых рынках, необходимо измерение изменчивости цен и ликвидности рынка.
| Доход | Убыток |
Больше | Положительные эмоции | Отрицательные эмоции |
Меньше | Отрицательные эмоции | Положительные эмоции |
Кроме фактора изменения цены от ожиданий на эмоциональное состояние человека влияет также фактор времени. Если финансовый результат, соответствующий ожиданиям, был получен быстрее или медленнее, это тоже порождает эмоции. Более быстрый положительный результат приводит к положительным эмоциям и, наоборот, более быстрый негативный результат - к отрицательным эмоциям. Прямо противоположные эмоции будут возникать в случае более медленного получения финансового результата, чем это первоначально ожидалось.
Таблица 72. Доход/убыток - быстрее или медленнее
| Доход | Убыток |
Быстрее | Положительные эмоции | Отрицательные эмоции |
Медленнее | Отрицательные эмоции | Положительные эмоции |
Психологическое отношение к риску выражается в том, что в одних ситуациях трейдеры не имеют склонности рисковать, а в других - предпочитают риск. Классические примеры этого даны в главе о психологии. Вот эти примеры.
В первом варианте даны две альтернативы.
Альтернатива А: с вероятностью 100% лишиться 50 долл. Альтернатива Б: с вероятностью 25% лишиться 200 долл., но с вероятностью 75% не потерять ничего.
Во втором варианте также даны две альтернативы, однако здесь речь идет уже о потерях, а не доходах.
Альтернатива А: полностью застраховать себя от потери 100 долл. путем вьшлаты страховой премии в 10 долл.
Альтернатива Б: с вероятностью 10% лишиться 100 долл., но с вероятностью 90% не потерять ничего.
жительным ЭМОЦИЯМ. И наоборот, получение неожиданного плохого финансового результата, хуже первоначально ожидавшегося приводит к отрицательным эмоциям.
Таблица 7.1. Доход/убыток - больше или меньше
7.3. Управление ценовым риском
Итак, мы поняли, что риск неизбежен, однако его можно минимизировать, а значит - защититься.
Существует три способа защиты от ценовых рисков:
- страхование;
- управление активами и пассивами;
- хеджирование.
Страхованию поддаются только страхуемые риски, например стихийные бедствия, и производится оно специализированными страховыми компаниями.
Управление активами и пассивами заключается в сбалансировании активов и пассивов таким образом, чтобы исключить изменчивость разницы между ними (чистой стоимости). Управление активами и пассивами ставит своей целью создание такого баланса между активами и пассивами, чтобы негативное изменение одного из них компенсировалось соответствующим изменением в другой части баланса. Управление активами и пассивами в основном используется для защиты от процентного и валютного рисков.
Хеджирование часто используется вместе с управлением активами и пассивами и является очень похожим способом защиты от риска.
Хедж - позиция, которую используют в качестве временной замены позиции по другому активу (пассиву).
В качестве инструментов хеджирования наиболее часто используются форварды, фьючерсы, опционы и свопы.
Однако не всегда мы можем контролировать риск. Есть моменты, когда возникает так называемый неконтролируемый риск. В первую очередь это гэпы (разрывы) рыночных цен. Проявляется чаще на неликвидных рьшках, когда чем выше ликвидность, тем ниже риск потери контроля над ценой и соответственно риском ее неожиданного изменения. Измеряется этот риск достаточно просто: чем ближе цены исполнения ордеров к ценам ордеров, тем ниже риск.
Во время объявления фундаментальных новостей риск потери контроля выше, поэтому интрадей-спекулянтам рекомендуется перед объявлением важных экономических новостей (обычно утром по нью-йоркскому времени) не держать открытых позиций.
И если в первом варианте речь идет об отсутствии склонности к риску, то во втором варианте большинство трейдеров предпочтет рискнуть.
Эти варианты показывают всю сложность и давление, которое оказывает психология трейдера на его предпочтения, в том числе и в таком важном вопросе, как отношение к риску.