назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102]


33

Теория эффективного рынка

Первый вывод из так называемой теории эффективности рынка заключается в том, что надежно зарабатывать деньги на акциях можно только при использовании инсайдерской информации

Майкл Льюис. Покер лжецов

Согласно теории эффективного рынка {efficient market hypothesis) вся новая информация практически моментально закладывается в рыночные цены. Таким образом, нельзя получить прибыль, ориентируясь на какую-либо информацию или же на прошлую динамику цен. Выводы теории эффективного рынка:

- никто не может прогнозировать динамику рыночных цен;

- все рыночные цены являются справедливыми для данных активов, а неверно оцененных товаров нет.

Против теории эффективного рьшка говорит практика финансовых рынков. Во-первых, информация разными людьми воспринимается по-разному, о чем мы будем говорить в главе, посвященной психологии. Во-вторых, где гарантия того, что полученная рынком информация является истинной, а не ложной. В-третьих, в разные моменты времени одна и та же информация может трактоваться по-разному (что для одних хорошо, для других может быть плохо). В-четвертых, информация даже в нашу информационную эпоху движется неравномерно (пока она достигает одних, другие могут уже торговать и оперировать иной информацией). В-пятых, очень маловероятно, чтобы рыночная цена в каждый момент времени являлась справедливой или истинной. Здесь, скорее, можно поверить в то, что рыночная цена периодически пересекает справедливую цену, переходя из состояния завышенной в состояние заниженной по отношению к ней цены, и наоборот.

Цена

Время

Рисунок 5.3. Схематичное соотношение «справедливой» и рыночной цен



Более того, практика показывает, что человек не только не может, но и не хочет использовать для принятия решения о сделке всю имеюш;уюся в его распоряжении информацию. Человек от природы ленив и заставить его искать новую информацию могут только убытки. Пока трейдер-инвестор получает прибыль, он будет считать, что его информации вполне достаточно.

Здесь так же, как и на графике соотношения объемов спроса и предложения, «справедливая» цена не является стационарной (рис. 5.3). С течением времени она меняется под влиянием множества внутренних и внешних факторов.

Теория случайных блужданий

Теория случайных блужданий (random-walk theory) продолжает теоретические измышления апологетов теории эффективного рынка. В теории случайных блужданий информация подразделяется на две категории: предсказуемую, известную, и новую, неожиданную. Если предсказуемая, а тем более уже известная информация заложена в рыночные цены, то новая неожиданная информация в цене пока еш;е не присутствует. Одним из свойств непредсказуемой информации является ее случайность и соответственно случайность последуюш;его изменения цены. Теория эффективного рынка объясняет изменение цен поступлениями новой, неожиданной информации, а теория случайных блужданий дополняет это мнением о случайности изменения цен.

Краткий практический вывод теории случайных блужданий - игрокам рекомендуется использовать в своей работе стратегию: покупай и держи. Следует заметить, что расцвет теории случайных блужданий пришелся на 70-е годы, когда на фондовом рынке США, традиционно в XX веке становившимся главным полигоном проверки и использования всех новых экономических теорий, не было явных тенденций, а сам рынок находился в достаточно узком коридоре.

Против теории случайных блужданий можно привести следуюш;ие доводы. Во-первых, если в какой-либо момент времени можно быть готовым к появлению неожиданной информации и иметь готовые сценарии реагирования на нее, то она становится не такой уж неожиданной. Во-вторых, несмотря на внешнюю схожесть кривой случайных блужданий и графиков рыночных цен, никто еш;е не доказал, что рынок есть событие абсолютно непредсказуемое (впрочем, как не доказано и обратное). По крайней мере, среди математиков есть мнение, что рынок - это неабсолютно случайное явление, так как на нем появляются законы поведенческой психологии. В третьих, никто еш;е не отменял экономических законов и устоявшихся экономических закономерностей.



5.2. Математические теории

Теория игр

Теория игр {theory of games) наиболее близка к вероятностным процессам. По этой причине мы уделим ей повышенное внимание.

В теории игр исследуются ситуации с двумя или более участниками, интересы которых полностью или частично противоречат друг другу. Предметом изучения этой теории является анализ и прогноз действий разных игроков, направленных на достижение одной цели (захват рынка, максимизация прибыли и т.п.).

Применительно к динамике цен действия одного игрока по изменению цены могут привести к действиям по изменению цены другого игрока. Тем самым само изменение цены является информацией для рьшка, причем иногда гораздо более важной, нежели какие-либо фундаментальные новости. Об этом красноречиво свидетельствуют резкие всплески цен при проходе ключевых уровней сопротивления и поддержки, когда, кроме самого факта изменения цены на рьшке, ничего не происходит.

Теория игр помогает игрокам правильно построить собственную стратегию, реализуя которую можно не только приспособиться к действиям других рыночных участников, но и максимизировать искомый результат. Выбирая стратегию, игрок должен учитывать возможные ответные шаги других игроков. При этом предполагается, что все игроки выбирают наилучшие стратегии и тактические шаги, хотя, по-моему, это далеко от истины.

Наиболее простым и распространенным отражением игры является построение матрицы результатов. Каждый элемент этой матрицы показывает результат, ожидаемый конкретным игроком для любой возмож-

Как пишет Джон Дж.Мерфи:

«... чаще всего случайность определяется неспособностью установить систематические модели или закономерности в динамике цен».

В результате этого отрицания данная теория не рекомендует заниматься поисками тенденций. Технический анализ, речь о котором пойдет позже в одной из глав, использует в своей базе именно знание тенденций. Поэтому его смело можно отнести к прямой противоположности теории случайных блужданий. Здесь, однако, следует отметить, что осцилляторная часть технического анализа в своей основе также использует подходы теории случайных блужданий, хотя классический технический анализ и приспособил осцилляторы для анализа трендов.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102]