назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [ 23 ] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102]


23

Объем сдел»к

Цена

Рисунок 4.2. Кривые спроса и предложения

Как можно увидеть, с увеличением цены спрос на товар падает, а предложение растет, и наоборот, с уменьшением цены спрос на товар растет, а предложение падает. Это правило имеет вполне логичное житейское объяснение, которое не всегда срабатывает. Так, зачастую люди покупают товары только потому, что цена на них растет. Одним из примеров этого является лихорадочное стремление людей избавиться от денег в периоды гиперинфляции, т.е. стремительного роста цен. Другим примером является покупка по правилу «дорогое - значит, хорошее», эксплуатирующее пси-

мерного анализа рынка и дает возможность получить более объективную оценку рынка. Превалирование в современном анализе односторонних подходов, не дающих возможности обозреть предмет со всех сторон, приводит к соответствующим результатам - неизбежным ошибкам инвесторов, аналитиков и трейдеров.

Цена, объем и время завязаны между собой в один узел правил и оказывают друг на друга настолько сильное влияние, что его можно заметить даже невооруженным взглядом. Предметом изучения классического технического анализа в подавляющем большинстве случаев является только одна сторона модели - плоскость А (ценахвремя). Однако это ущербный подход,так как зачастую соотношение ценахвремя является результирующим, вторичным к объемам. Таким образом, принимаемые на основании исследования только плоскости А суждения и мнения могут быть ошибочными, а прогнозирование будущей динамики цены или принятие решений об инвестировании - убыточным. Хорошо дополняющими первую сторону модели являются другие плоскости - В и С, связанные с объемом (время хобъем и ценахобъем).

Основная причина появления уровней цен кроется, по моему глубокому убеждению, в соотношении между спросом и предложением. Из экономической теории мы знаем о наличии кривых спроса и предложения, изображенных относительно друг друга на осях цены и объема на рисунке 4.2.

Объем

Криван предложения

Кривая спроса



хологическую слабость человека. Коллекционирование предметов старины, искусства, а также приобретение вещей звезд основаны на ожидании постоянного роста цен. Следование людей за тенденциями являет собой еще один пример покупки, несмотря на рост цены, и продажи, несмотря на падение цены.

Объемы сделок, формируемые за некоторый ограниченный период времени, вполне естественно не могут превысить минимальные объемы спроса или предложения в зависимости от того, какие объемы из них меньше. Таким образом формируется пирамидальная структура объемов сделок на рьшке, представленная на рисунке 4.2 в виде серой области.

Если рассмотреть срез рынка на отдельный момент времени, то в равновесном состоянии соотношение объемов спроса и предложения будет выглядеть так, как это показано на рисунке 4.3.

Рисунок 4.3.

Равновесное состояние рынка на отдельный момент времени

Объем

Равновесный уровень объемов спроса и предложения

Объем спроса

Spread

Объем предложения Цена

Уровень сопротивления {resistance) - локально-максимальная цена. Если вы соедините локальные максимумы цен, то проведенная таким образом линия будет называться линией сопротивления (рис. 4.4).

Рисунок 4.4.

Линия сопротивления

/.......

Resistance



Возникновение данного уровня обычно объясняется нежеланием или неспособностью покупателей подниматься выше определенной цены, когда объемы спроса на исследуемый товар снижаются практически до нуля. В этот же момент объемы предложения резко возрастают, что усиливает сопротивление цен дальнейшему росту.

Дополнительным объяснением наличия и важности линии сопротивления (а также линии поддержки) является память людей. Так, каждый трейдер помнит о неких ключевых ценах, при достижении которых цена отталкивалась и шла в обратную сторону. Например, если речь идет о локальном максимуме, то при повторном достижении этой цены трейдер с большой долей вероятности предпочтет на этом уровне производить продажу. Таким образом, появляется уровень психологического сопротивления дальнейшему росту цены. То же самое с точностью до наоборот происходит при снижении цены до предыдущего локального минимума, когда возникает психологический уровень поддержки.

Именно с точки зрения психологии можно объяснить появление уровней на круглых числах: 1,10,12, 100, 105 и т.п. Практически любому, даже неискушенному в хитросплетениях рынка человеку (например, бухгалтеру или менеджеру) легко запомнить круглые числа. Более того, иногда с целью удобства дробные числа округляются.

В своей книге «Воспоминания биржевого спекулянта» Эдвин Лефевр справедливо заметил: «...когда котировки впервые пересекают границу в 100,200 или 300 пунктов, они после этого почти обязательно подскакивают вверх еще на тридцать или пятьдесят пунктов».

Объем

Равновесный уровеньобъемов спроса и предложения

Объем спроса - падаете ростом цены

Spread

Объем предложения- Цена увеличивается с ростом цены

Рисунок 4.5. Схематичное отображение состояния рынка в момент подхода рынка к уровню сопротивления

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [ 23 ] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102]