Простой технический анализ графиков относительной силы
Рис. 9.4 На протяжении 1995 года акиии банков имели не только хорошие абсолютные показатели, но и превосходили сильный рынок акиий по относительным показателям. Обратите внимание, насколько уверенно восходящая линия тренда поддерживает стремление вверх коэффициента акции банков/5&Р 500. (MetaStock, Equis International, Inc.)
Коэффициент акции 6aHKOB/S&P 500
bee 11995 >еЬ fcarcli lpril Ма» IJuiie bulv KuausI Isio bdoberJNov
Рис. 9.5 Из графика видно, как менялись показатели акиий фармаиевтических компаний относительно рынка в иелом с 1992 по 1995 годы. В середине 1993 года коэффиииент относительной силы сформировал основание и в середине 1994 года начал повышаться. С этого момента показатели акиий фармаиевтических компаний опережали среднерыночные. (MetaStock, Equis International, Inc.)
Коэффиииент акиии фармаиевтических KOMnaHnn/S&P 500
ПАШйТ5В7ТЖ1ШПд1з1отеШТ
РОТАЦИЯ ВНУТРИ СЕКТОРОВ
Анализ относительной силы может применяться и внутри секторов. Например, транспортные компании можно подразделить на авиалинии, железные дороги и автотранспорт. Таким образом, процесс перемещения средств можно сделать еще более точным. Предположим, что ващ анализ показывает своевременность инвестиций в акции транспортных компаний. Предположим, что экономика укрепляется, и транспортный индекс Доу-Джонса характеризуется высокими относительными показателями. Вложите ли вы свои средства в транспортный сектор в целом или проявите больщую избирательность?
На рисунке 9.6 демонстрируется линия относительной силы - акции авиалиний деленные на транспортный индекс Доу-Джонса. На графике отчетливо видны две противоположные тенденции. В течение первой половины 1995 года акции авиалиний были сильнее транспортного индекса, а во второй (начиная с прорыва восходящей линии тренда в середине года) - слабее. Ясно, что визуальный инвестор во второй половине года должен был бы перевести средства в акции других транспортных компаний (или в более диверсифицированный транспортный фонд). Однако, как видно из графика, линия коэффициента относительной силы отразилась от важного уровня поддержки, проходящего через минимумы предшествующего года, и прорвала нисходящую линию тренда в конце 1995 года. Разворот кривой означал, что настало время возвращать инвестиции в акции авиалиний или в соответствующий фонд.
РОТАЦИЯ ИЗ СЕКТОРА В СЕКТОР
Выше на примере акций транспортных компаний было показано, как с помощью коэффициента относительной силы выбирать самые сильные группы акций внутри одного сектора. На рисунках 9.7 - 9.9 продемонстрировано применение того же принципа для разных секторов. На рис. 9.7 приведен коэффициент относительной силы транспортный индекс Доу-Джонса/коммунальный индекс Доу-Джонса. Если линия коэффициента относительной силы повышается, следует покупать транспортный сектор, если понижается - коммунальный. На рис. 9.8 показана линия RS, сравнивающая акции компаний по производству полупроводниковой техники с индексом S&P 500. В 1995 году акции высокотехнологичных компаний резко пошли вверх, увлекая за собой остальной рынок. Акции полупроводниковых компаний лидировали в секторе высоких технологий, однако в сентябре того же года ситуация резко изменилась.