Как определять тренды
2006
Мне как писателю довольно повезло. Десять лет назад я завершил свою первую книгу - «Технический анализ фьючерсных рынков» (Technical Analysis of ihe Futures Markets: New York Institute of Finance/Prentice-Hall, 1986), названную многими специалистами библие{1 технического анализа. С тех пор ее шестьсот страниц были переведены на шесть иностранных языков: китайский, немецкий, итальянский, японский, польский и испанский. Эта книга открыла перед многими читателями мир рыночного анализа, а также познакомила инвестиционные круги со многими индикаторами из аналитических компьютерных программ, ставшими за это время очень популярными.
Пять лет назад я завершил работу над книгой «Межрыночный технический анализ» (Intermarket Technical Analysis: John Wiley & Sons, 1991). Ее назвали эпохальным биржевым изданием за особый упор на связи между финансовыми рынками и различными видами активов. Могу с радостью сообщить, что теперь Ассоциация технических а}1алитиков считает межрыночный анализ полноправной отраслью рыночного анализа. Обе книги вошли в списки бестселлеров, что всегда дает автору определенное удовлетворение плюс финансовое вознаграждение.
Писать последнюю книгу - «Визуальный инвестор» (The Visual Investor) - было и приятнее, и одновременно труднее остальных двух. Работа над ней оказалась приятнее потому, что позволяла сосредоточиться только на тех методах, которые я оценил по достоинству лишь с годами. А труднее она далась потому, что рассчитана на людей, не имеющих ни малейшего представления о ее тематике. Впрочем, это, конечно же, преувеличение. Вернее было бы сказать, что книга предназначена рядовому человеку, который вкладывает деньги в рынок акций (или подумывает об этом), интересуется паевыми фондами (но сбит с толку их количеством), имеет компьютер (или подумывает о покупке) и приобрел пакет программ для графического анализа (или подумывает о приобретении), но не знает, как им пользоваться.
Эта книга адресована главным образом тысячам (а может, и миллионам) зрителей программы CNBC, где я работал техническим аналитиком в течение последних пяти лет. Работа на CNBC имела свои плюсы и минусы. Плюсы состояли в том, что представился случай объяснить действие рынков, прибегнув к целому ряду визуальных инструментов, которыми профессионалы пользуются уже не один десяток лет. Судя по массе звонков и писем от телезрителей, которые я получил за эти годы, многие (благодаря моим усилиям в этом направлении) стали лучше понимать особенности действия финансовых рынков и успешнее заниматься инвестициями.
Работа на телевидении имела и свои минусы: это ограниченное эфирное время и вечная борьба с ним. Ну как уложиться в пять минут, рассказывая о движении рынка людям, которые, возможно, не знали даже самих визуальных инструментов, показанных на экране? Когда я пробовал начать с инструментов, то не успевал дойти до основного вывода или цели беседы. Если же я с ходу излагал основной вывод, то терял ту часть аудитории, которая продолжала размышлять над «закорючками», желая прежде всего разобраться именно в них. Правда, иногда мне удавалось поэтапно добраться до главного; но едва я приступал к этому главному, ведущий уже давал сигнал закругляться.
В результате настойчивых уговоров Майлса Томпсона из компании John Wiley & Sons и неоднократных совещаний с моим редактором Памелой Ван Гиссен было решено: пора кому-то взяться за книгу и объяснить суть всех этих закорючек. Ну а кто же справится с делом лучше того самого типа, который последние несколько лет демонстрировал их на телеэкране, озадачив немало зрителей: «О чем он там, черт возьми, лопочет? Уж не думает ли он, что мы поверим, будто эти линии могут что-то означать?» А затем, поразмыслив, они поняли: «А ведь он, кажется, все-таки прав - в основном. Похоже, в этом что-то есть. Вот только бы он говорил помедленнее и рассказал, откуда берет эти линии, где их вообще можно взять и как научиться разбираться в них».
Название «закорючки» ввел Тэд Дэвид - мой коллега и ведущий CNBC. Тэд, а также Сью Герера и другие ведущие, с которыми я имел удовольствие работать на CNBC, объяснили мне, что нужно избегать профессионального жаргона и как можно скорее переходить к сути вопроса (прикинув предварительно, есть ли что сказать по этому поводу). Сью научила меня ценить женскую интуицию. Сью умеет так задать вопрос о рынке, что сразу ясно: сама она уже нашла решение, причем верное. Я понял, что с ней лучше не спорить, потому что обычно она бывает права. Но за этой женской интуицией, конечно же, стоит многолетняя рыночная практика.
За годы работы с Тэдом Дэвидом я усвоил еще две ценные истины. Во-первых, рыночный анализ можно сделать игровым по форме, оставив серьезным по содержанию. Во-вторых, частичные знания - штука опасная. Тот, кто хоть раз видел, как Тэд время от времени брался за анализ графиков, поймет, о чем идет речь. Дело в том, что Тэд удосужился окончить двухмесячные курсы по анализу графиков и порой знает в этой области больше тех, у кого берет интервью.
Мы решили назвать книгу «Визуальный инвестор». Это было сделано отнюдь не для красного словца. Ведь работая на CNBC, я именно разглядываю картины рынка - почти как метеоролог свои метеокарты: то есть все это делается визуально. Другое название искать просто незачем. Я окрестил свое занятие визуальным анализом, чтобы поменьше пугать продюсеров из CNBC, которые, похоже, и без того в ужасе от моей тематики. Странное дело: ведь каждый комментатор на CNBC анализирует ситуацию на рынке, обращаясь к графикам. Я это точно знаю, потому что сам предоставил им большинство графиков. Но когда я использую тот же самый график в своей передаче, они нередко говорят, что мой подход «слишком технический».
Так вот: я попытался объяснять медленнее, что означают эти «закорючки». Кстати, это не так уж и трудно. Я пошел на очень многое, чтобы упростить обучение. Я намеренно взял только самые ценные, на мой взгляд, индикаторы. Я также сообщаю, где приобрести точно такие же графики. Тот, кто научился читать показания кривой и отличать подъем от спада, без труда поймет суть визуального анализа. Он также поймет, почему рынки обычно опережают новости; почему они реагируют на новые фундаментальные данные именно так, а не иначе; и почему многое из происходящего становится знаковым, если понимать, какой именно знак искать.
По мере вникания в суть визуального анализа мой читатель, возможно, почувствует себя увереннее. Возможно, он также увидит, что вовсе не обязательно слушать всех этих аналитиков и экономистов - любителей порассуждать, почему вчера рынок повел себя именно так (хотя сами они не знали почему