назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [ 99 ] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


99

лает. В самом деле, так как продукция фирмы конкурирует с множеством coeei*-j шейных заменителей (каковыми являются товары остальных фирм), кривая спр для каждого производителя абсолютно эластична (рис. 15.2 (а)).

Так как монополия - единственный поставшик на рынке, кривая спр на предлагаемый товар - это кривая спроса всего рынка, имеющая отрицатель-j ный наклон вследствие обычных причин (график (б) рис. 15.2). Если монополиан поднимет цену на предлагаемый товар, покупатели сократят закупки. С другой стороны, уменьшая количество реализуемой продукции, монополист тем самым поднимает цену.

Ограничение на возможности монополиста реализовать власть над рынкощ в форме извлечения дополнительной прибыли накладывает кривая рыночнмв] спроса. Иначе, монополист желал бы назначить высокую цену и продать максимально возможный объем продукции. Однако рыночная кривая спроса делает] невозможным подобное развитие событий, так как предлагает все возможные для фирмы-монополиста комбинации цены и объема выпуска. Регулирование моного> листом объема выпуска относительно цены (или, что равносильно, назначаемо* цены относительно объема выпуска) позволяет ему оказаться в любой выбранной точке рыночной кривой спроса, но никак не вне ее.

Какую же точку на кривой спроса предпочтет монополист? Как и в случае конкурентной фирмы, мы предполагаем, что целью монополиста является максимизация прибыли. Так как прибыль фирмы равна разности ее валового дохода и совокупных издержек, следующая наша задача - изучение дохода монополиста.

Доход монополии

представьте себе город, в котором воду для потребительских нужд предлагает единственный поставщик. В табл. 15.1 представлена зависимость дохода монополии от объема поставленной воды.

В первых двух колонках - расписание спроса на рынке монополиста. Ecu монополист поставит 1 галлон воды, он продаст его за $ 10. Чтобы продать дза галлона воды, он будет вынужден снизить цену до $ 9. Если объем предложенк» составит 3 галлона воды, ее цена уменьшится до $ 8 и т. д. Представив имеющиесж данные в графической форме, вы получите типичную кривую спроса с отрицате.13!г ным наклоном.

Таблица 15.1

ВАЛОВОЙ, СРЕДНИЙ И ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОДЫ МОНОПОЛИИ

КОЛИЧЕСТВО ЦЕНА ВАЛОВОЙ ДОХОД СРЕДНИЙ ДОХОД ПРЕДЕЛЬНЫЙ

ВОДЫ, В ГАЛЛ. В$ В$ В$ ДОХОД, В $

(О) [Pj (TR = PxO) (AR = TR/0) (MR = DTR/DQ)



В третьей колонке таблицы приведен валовом доход монополиста, равный про-зведению объема продукции (из первой колонки) и цены (из второй колонки). 3 четвертой колонке - его средний доход, то есть доход, получаемый от продажи t линицы продукции. Мы исчисляем средний доход как отношение валового дохода, ззятого в третьей колонке, к объему продаж из первой колонки. Как мы выяснили 3 гл. 14, средний доход всегда равен цене товара, что справедливо как для конку-лентной фирмы, так и для фирмы-монополиста.

В последней колонке табл. 15.1 - предельный доход фирмы-монополиста - лоход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции. Мы исчисляем предельный доход как изменение валового дохода при возрастании объема выпуска на единицу. Например, поставка 3 галлонов воды приносит фирме валовой доход в $ 24. Увеличение объема предложения до 4 галлонов поднимает валовой доход до $ 28. Следовательно, предельный доход равен $ 28 - $ 24, то есть $ 4.

В табл. 15.1 представлен результат, который существенно важен для понимания поведения монополии: предельный доход монополиста всегда меньше цены его "ювара. Например, если фирма увеличивает поставку воды с 3 до 4 галлонов, ее валовой доход возрастет только на $ 4, даже если она сумеет реализовать каждый галлон по $ 7. Для монополии предельный доход меньше цены потому, что кривая спроса на ее продукцию имеет отрицательный наклон. Чтобы увеличить объем продаж, монополия должна снизить цену на свой товар; следовательно, чтобы продать четвертый галлон воды, монополист должен удовольствоваться меньшим доходом от первых трех галлонов.

Предельный доход монополии значительно отличается от предельного дохода кон-:чурентной фирмы. Увеличивая объем продаж, монополия сталкивается с двумя эффектами, влияющими на ее валовой доход, исчисляемый как произведете Р х Q:

• Эффект объема: продается больший объем выпущенной продукции, то есть Q возрастает.

• Эффект цены: цена падает, то есть Р уменьшается.

Так как конкурентная фирма реализует по рыночной цене столько продукции, сколько она пожелает, ей неведом эффект цены. Увеличивая производство на единицу, конкурентная фирма получает доход, равный рыночной цене этой единицы продукции, а ее доход от проданной ранее продукции отнюдь не снижается. Иными словами, так как конкурентная фирма является принимающей цену, ее предельный доход равен цене ее продукции. В отличие от этого, когда монополия увеличивает производство на единицу, она вынуждена снизить цену на каждую единицу выпущенной ею ранее продукции, что ведет к уменьшению дохода от продукции, которую она уже пустила в продажу. В результате предельный доход монополии ниже цены ее продукции.

На рис. 15.3 отображена кривая спроса и кривая предельного дохода монополии. (Так как цена для фирмы равна ее среднему доходу, кривая спроса и есть кривая ее среднего дохода.) Эти кривые всегда начинаются в одной точке вертикальной оси, потому что предельный доход от первой продаваемой единицы продукции равен цене товара. Однако в силу причин, которые мы обсудили выше, предельный доход монополиста ниже цены товара. Таким образом, кривая предельного дохода монополии лежит ниже ее кривой спроса.

Из рисунка (как и из таблицы) видно, что предельный доход может даже быть отрицательным. Предельный доход становится отрицательным, когда эффект цены превышает эффект объема. В этом случае, при производстве дополнительной t ди-ницы продукции, цена падает настолько, что вызывает снижение валового дохода фирмы, даже при условии, что фирма увеличивает объем продаж.



Рис. 15.3

КРИВЫЕ СПРОСА И ПРЕДЕЛЬНОГО ДОХОДА МОНОПОЛИИ Кривая спроса показывает влияние объема выпуска на цену товара. Кривая предельного дохода показывает иэманание дохода фирмы при увеличении объема выпуска на единицу. Так как цена каждой продаваемой единицы продукции должна снизиться в случае увеличения монополией производства, предельный доход всегда ниже цены.

Цена

Спрос

(Средний доход)

Объем воды

Максимизация прибыли

Как монополия максимизирует прибыль? Вспомним, что один из Десяти приншг пов экономике гласит: рациональный человек мыслит в категориях предельногс анализа (гл. 1). Данное утверждение верно как применительно к конкурентной фирме, так и к монополии. Ниже мы применим логику предельного анализа к стоящей перед монополистом проблеме определения объема выпуска.

На рис. 15.4 изображены кривая спроса, кривая предельного дохода и крива* издержек для фирмы-монополии. Все они хорощо нам знакомы: кривые спроса с предельного дохода такие же, как на рис. 15.3, а кривая издержек подобна той, чтт мы определили в гл. 13 и использовали для анализа конкурентных фирм в гл. 14 Кривые содержат всю информацию, необходимую нам для определения объема выпуска, максимизирующего прибыль монополиста.

Предположим, что объем выпуска фирмы низок, скажем, равен Q,. При таксщ объеме производства предельный доход превыщает предельные издержки. Есш фирма увеличит объем выпуска на единицу, дополнительный доход превысит дополнительные издержки и прибыль, которая, как мы помним, равна разности валового дохода и совокупных издержек, возрастет. Таким образом, пока предельны! доход превыщает предельные издержки, фирма может увеличивать прибыль, наращивая объем выпуска.

Аналогичные рассуждения применимы и к высоким объемам выпуска, скажел равным Qj. В этом случае предельные издержки превыщают предельный доход Если фирма сократит выпуск на единицу, то предотвращенные издержки превм-сят упущенный доход. Следовательно, если предельные издержки выще преде.иг-исго дохода, фирма может увеличить прибыль, снизив объем выпуска.

В конце концов, фирма уравновещивает объем выпуска таким образом, что о» достигает величины Q, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Наш анализ устанавливает общее правило максимизации прибыли: при объе-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [ 99 ] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]