назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [ 92 ] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


92

Для нахождения максимизирующего прибыль объема выпуска мы используем энс. 14.1. Допустим, объем выпуска фирмы равен Q,. При этом объеме производ-;тва предельный доход превышает предельные издержки. То есть если фирма • величит объем вьшуска на единицу, дополнительный доход (Mi?, превысит до-лолнительные издержки (МС,Л Прибыль, которая, как мы помним, равна разности валового дохода и совокупных издержек, возрастет. Следовательно, пока предельный доход превышает предельные издержки, как, скажем, при объеме вьшуска Q,, фирма может увеличивать прибыль, наращивая объем вьшуска.

Аналогичные рассуждения применимы и к случаю, когда объем выпуска фирмы равен Qj. В этом случае предельный доход ниже предельных издержек. Если фирма сократит выпуск на единицу, то предотвращенные издержки(МС) превысят упущенный доход(М2?2Л Таким образом, если предельный доход меньше предельных издержек, как при объеме выпускаQ, фирма может увеличить прибыль, уменьшая объем вьшуска.

Когда эти предельные приращения (или уменьшения) объема вьшуска завершаются? Безотносительно того, начнет ли фирма производство с низкого уровня (как Q, ) или с высокого уровня (как ), она будет до тех пор регулировать объем выпуска, пока он не достигнет Qf- анализ устанавливает общее правило максимизации прибыли: когда достигается объем выпуска, максимизирующий прибыль, предельный доход совпадает с предельными издержками.

Как конкурентная фирма принимает решение об объеме рыночного предложения? Так как конкурентная фирма является принимающей цену, ее предельный доход равен рыночной цене. Для любой данной цены объем выпуска, при котором конкурентная фирма максимизирует прибыль, соответствует точке пересечения линии цены и линии предельных издержек (на рис. 14.1 этот объем равен Qf.

Как конкурентная фирма реагирует на повышение цены? При ценеР, фирма производит объем продукции Q,, при котором предельные издержки становятся равными цене (рис. 14.2). При повышении цены доР фирма обнаруживает, что предельный доход превышает предельные издержки при прежнем объеме вьшуска Q, В таком случае фирма увеличивает выпуск. Новый максимизирующий прибыль объем выпуска равен Q, предельные издержки равны новой, более высокой цене. По существу, кривая предельных издержек фирмы, поскольку она определяет объем предложения фирмы при любой данной цене, является кривой предложения конкурентной фирмы.

Цена

Объем выпуска

Рис. 14.2

КРИВАЯ

ПРЕДЕЛЬНЫХ

ИЗДЕРЖЕК

КАК КРИВАЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

КОНКУРЕНТНОЙ

ФИРМЫ

Возрастание цены с Р, до Pj ведет к увеличению максимизирующего прибыль объема производства фирмы с О, до Oj. Поскольку кривая предельных издержек показывает объем продукции, предлагаемый фирмой по данной цене, она является кривой предложения фирмы.



Рис. 14.3

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ В краткосрочном периоде кривая предложения конкурентной фирмы - часть ее кривой предельных издержек (МС), лежащая выше кривой средних переменных издержек (AVC). Если цена падает ниже средних переменных издержек, фирме выгоднее временно прекратить производство.

Решение фирмы о приостановке производства в краткосрочном периоде

До сих пор мы анализировали процесс принятия фирмой решения об объеме выпускаемой продукции. Однако при некоторых условиях фирма принимает решение прекратить производство.

Здесь мы должны подчеркнуть различие между временным прекращением работы фирмы и ее окончательным выходом с рынка. Временная приостановка относится к решению об остановке производства в течение определенного временного отрезка в краткосрочном периоде вследствие сложившихся на данный момент рыночных условий. Выход с рынка означает решение покинуть рыно» в долгосрочном периоде. Краткосрочное и долгосрочное решение различаются потому, что большинство фирм не имеют возможности избежать фиксированных издержек в краткосрочном периоде, но обладают ею в долгосрочном. То есть, временно прекращая производство, фирма продолжает нести постоянные издержки, в то время как фирма, покидающая рынок, не несет ни переменных, ни постоянных издержек.

Поясним данное положение на примере фермера. Издержки на землю - один из видов постоянных издержек фермера. Если он решит прекратить производство на один сезон, земля будет, что называется, «гулять» и он утратит возможность возместить постоянные издержки. То есть, когда фермер принимает краткосрочное решение о прекращении производства в течение сезона, постоянные издержки на землю становятся безвозврдтньшм издержками. Но если фермер решает покинуть сферу аграрного бизнеса, ему придется продать землю. Следовательно, когда фермер принимает долгосрочное решение покинуть рынок, он получает возможность компенсировать издержки на землю.

Рассмотрим факторы, определяющие решение фирмы о временном прекращении производства. Если фирма временно приостановит работу, она не получит дохода от продажи продукции, которую могла бы произвести. В то же время она уже не несет переменные издержки производства продукции (хотя постоянные издержки сохраняются). Следовательно, фирма временно приостанавливает производство, если доход, который ей принесла бы производственная деятельность, меньше переменных издержек производства.

Цена

Фирма

прекращает

производство если Р < AVC

Краткосрочная кривая предложения фирмы

Обьем выпуска



Немного математики сделает критерий прекращения производства более удобным для восприятия. Обозначим валовой доход как TR, а переменные издержки зк VC. Тогда решение фирмы записывается так:

Временно прекратить производство, еслиТЕ < VC.

Фирма временно приостанавливает производство, если валовой доход меньше переменных издержек. Разделив обе части неравенства на объем вьшуска Q, мы :ожем переписать критерий:

Временно прекратить производство, еслиГЛ/Q < VC/Q.

Заметим, что неравенство можно упростить. TR/Q - отношение валового -охода к объему выпуска - есть средний доход фирмы. Как мы выяснили выше, лля любой фирмы он равен цене продукции Р. Аналогично VC/Q есть средние леременные издержкиЛ VC. Так что критерий временного прекращения производ-:тва запишется так:

Временно прекратить производство, еслиР < AVC.

То есть фирма решает приостановить выпуск, если цена продукции меньше ее гредних переменных издержек производства. Критерий формализует интуитивные рассуждения: принимая решение о производстве, фирма сравнивает цену типичной единицы произведенной продукции и свои средние переменные издержки. Если лена не покрывает средних переменных издержек, фирме выгоднее прекратить лроизводство вообще. Фирма может возобновить работу, если рыночные условия лзменятся так, что цена превысит средние переменные издержки.

Теперь мы имеем полное описание максимизирующей прибыль стратегии конкурентной фирмы: ее объем вьшуска таков, что предельные издержки равны цене продукции. Если при этом объеме вьшуска цена ниже средних переменных иэдер-:г:ек, фирме лучше приостановить деятельность. Данное положение проиллюстрировано на рис. 14.3. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде - часть ее кривой предельных издержек (МС), лежащая выше уривой средних переменных издержек.

Практикум

Почти пустые рестораны и мини-гольф в мертвый сезон

Случалось ли вам, заходя в ресторан пообедать, обнаружить, что он почти луст? Возможно, вы задавались вопросом, почему владелец продолжает дер-;ать ресторан открытым, если доход от редких посетителей не покрывает }!здержек?

Принимая решение об открытии ресторана в обеденное время, владелец помнит о различии между постоянными и переменными издержками. Многие ;i3 издержек от работы ресторана - например арендная плата, стоимость кухонного оборудования, столовых приборов и т. п. - постоянные. Закрытие ресторана в обеденное время никак не влияет на их величину. Когда владелец ресторана решает, продолжать ли обслуживание желающих пообедать, он при-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [ 92 ] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]