назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [ 77 ] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


77

Мы рассмотрели, что введение налога на товар приводит к уменьшению объема

- олаж на рынке, и проанализировали разделение налогового бремени между по-лателями и поставщиками в зависимости от эластичности спроса и предложения

гл. 6). Мы разобрали влияние налогов на экономическое благосостояние, узнали, г J налоги приводят к безвозвратным потерям: налоговые поступления, собран-ые правительством, меньше, чем величина сокращения общего излишка потребите-и производителей в результате введения налога (гл. 8).

В этой главе мы обсудим вопросы создания налоговой системы и начнем с зора финансовой системы США. В анализе налоговой системы нам пригодится -:ание некоторых основных моментов того, как американское правительство по-чает и расходует деньги. Затем мы рассмотрим фундаментальные принципы - --логообложения. Большинство людей согласно с тем, что сбор налогов должен

- ходиться обществу возможно дешевле, а налоговое бремя - справедливо рас-геделяться на всех его членов. То есть налоговая система должна быть и с фективной, и справедливой. Тем не менее, как мы увидим, провозгласить цели -ачительно легче, чем достичь их.

Обзор государственных финансов США

.акую часть национального дохода получает правительство в виде налогов? На :ис. 12.1 показаны доходы правительства, включая налоговые поступления на гедеральном, местном уровне и уровне штатов, как доля общего дохода экономики J1ДА, выраженная в процентах. Очевидно, что с течением времени правительство

;ымает все большую часть общего дохода. В 1959 г. правительство концентри-:;зало в своих руках 27% общего дохода; в 1995 г. - уже 34%. Другими

говами, правительство как экономический центр растет быстрее, чем остальная -сть экономики.

Общий размер поступлений - вершина налогового «айсберга», а тысячи инди-: сдуальных решений о налогах и расходах скрыты под «водой». Для того чтобы г дробно проанализировать финансовую систему США, давайте разобьем общее л несколько отдельных частей.

Федеральное правительство

Эедеральное правительство собирает около двух третей всех налогов. Оно по-чает доходы самыми разными способами, направлений их использования - тде больше.

Денежные поступления. В табл. 12.1 представлены денежные поступления гелерального правительства в 1995 г. Они составили $ 1351 млрд. Чтобы • г пустить» эту астрономическую цифру на землю, мы можем разделить ее на

-елейность населения США (в 1995 г. - около 263 млн человек). Оказыва-"-;я. что средний американец перечислил на счета федерального правитель-;гза $ 5134, а обычная семья из четырех человек - $ 20 528.

Самый крупный источник поступлений федерального правительства - подо-

: лный налог. Почти все американские семьи заполняют к 15 апреля налоговые



Рис. 12.1

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ (В % ОТ ВВП) Представлены поступления, получаемые федеральным правительством, администрацией штатов и местными органами власти в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). С течением времени роль правительства в экономике США возрастает.

Доход как процент от ВВП

20 -

Общий доход правительства

Доход администрации штатов и местной администрации

Доход федерального правительства

-1 I i 1-

1 I 1

1960

1965

1970

1975

1980

1985

1990

1995

Таблица 12.1

ДЕНЕЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА США: 1995 г.

ПОСГ/ПЛЕНИЯ НА

ДОЛЯ В

НАЛОГ

ПОСГ/ПЛЕНИЯ,

ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ,

ПОСГ/ПЛЕНИЯХ.

В$ МЛРД

Подоходный нолог

2243

Налоги социального страхования

1842

Налог на прибыль корпораций

Акцизы

Другие

Итого

1351

5134

Источник: Economic Report of the President, 1996, Table B-77.

декларации, чтобы показать, какую часть своего дохода они должны правите.-Е-ству. Требуется, чтобы каждая семья отчитывалась по всем формам доходе, заработной плате, процентам по сбережениям, дивидендам, полученным по акцг ям корпораций, прибыли от любых видов бизнеса и т. д. Затем, исходя г: величины общего дохода, рассчитывается задолженность по налоговым пл: тежам семьи.

Задолженность по налоговым платежам не просто пропорциональна дохе i семьи. Закон требует более сложных расчетов. Налогооблагаемый доход расе тывается с помощью вычитания из общего дохода семьи расходов и нек суммы, определяемой в зависимости от количества иждивенцев (преимущест



НАЛОГООБЛАГАЕМЫЙ ДОХОД, В $

До 39 ООО

От 39 ООО до 94 250 От 94 250 до 143 600 От 143 600 до 256 500 Свыше 256 500

СТАВКА НАЛОГА, В

15,0 28,0 31,0 36,0 39,6

Таблица 12.2

СТАВКИ

ФВДЕРАЛЬНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА: 1995 г. Предельные ставки налога относятся к семейным парам.

но детей). Задолженность по налоговым платежам рассчитывается с помощью шкалы налогооблагаемого дохода (табл. 12.2), в которой представлены предельные ставки налога - ставка налога исчисляется с каждого доллара сверх указанных сумм. Так как предельная налоговая ставка по мере увеличения дохода возрастает, высокообеспеченные семьи выплачивают правительству значительную часть дохода. (Более полно мы рассмотрим концепцию предельной налоговой ставки ниже.)

Второй по значимости источник налоговых поступлений федерального правительства - налоги на заработную плату, которую каждая фирма выплачивает воим сотрудникам. В табл. 12.3 этот вид денежных поступлений правительства называется налогами социального страхования, так как они направляются на оплату социального и медицинского страхования. Социальное страхование - это программа поддержки жизненного уровня пожилых граждан США. В 1995 г. :у.мма налога социального страхования, выплаченного средним американцем, соста-5ила $ 1842.

Следующий по значению - налог на прибыль корпораций. Корпорация - зто бизнес, организованный в форме отдельного юридического лица. Правитель-:тво, исходя из размера прибыли, облагает налогом прибыль каждой корпорации, которая рассчитывается как разница между выручкой от реализации товаров и услуг корпорации и издержек производства товаров или услуг. Отметьте, что прибыль корпорации, в сущности, облагается налогом дважды. Первый раз - налогом на прибыль корпораций; второй раз - подоходным налогом, когда компания направляет часть прибыли на выплату дивидендов акционерам.

Последние две категории в табл. 12.3 составляют менее 5 % денежных по-гтуплений каждая. Мы имеем в виау акцизы, налоги на определенные товары, такие как бензин, сигареты и алкогольные напитки. Категория «Другие» включает в себя различные незначительные поступления, такие как налоги на недвижимость и таможенные сборы. А также процент, который получает правительство со своих депозитов в Федеральной Резервной Системе, Центральном банке США.

Расходы. В табл. 12.3 представлены расходы федерального правительства в 1995 г. Общие расходы составляли $ 1514 млрд, или $ 5757 на человека. В ней также приведены основные направления расходов.

Самая большая статья правительственных расходов - социальное страхование, преимущественно трансфертные платежи пожилым людям. (Трансфертный п.чатеж - правительственный платеж, произведенный без обмена на товар или услугу.) В 1995 г. она составила 22 % расходов федерального правительства и ее значение возрастает. Причина заключается в том, что численность пожилых граждан США в связи со снижением рождаемости растет быстрее, чем население

-ж №,S24

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [ 77 ] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]