назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [ 70 ] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


70

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Деятельность фабрики по производству клея и металлургического завода связана с выбросом химических отходов. Назовите три способа, с помощью которых администрация города может отреагировать на отрицательные внешние эффекты. Каковы положительные и отрицательные стороны каждого из ваших решений?

Возражения, выдвигаемые против экономического анализа загрязнения

«Мы не можем дать каждому желающему право за определенную плату загрязнять окружающую среду», - так высказался в 1971 г. американский сенатор Эдмунд Маски. Его слова выражают взгляды некоторых защитников окружающей среды. Право на чистый воздух и чистую воду, как они утверждают, - фундаментальные права человека, которые нельзя «осквернять» экономическими терминами. Как вы можете установить цену на чистый воздух и чистую воду? Мы должны защищать природу всеми доступными способами независимо от издержек.

Но для экономистов политика по охране окружающей среды начинается с признания первого из Десяти принципов экономической теории: человек выбирает. Чистый воздух и кристальная вода, без сомнения, обладают ценностью. Но их ценность должна сравниваться с издержками упущенной возможности - то есть с тем, от чего кто-то должен отказаться, чтобы получить свежий воздух и прозрачную воду. Устранить все загрязнения при данном уровне развития технологии невозможно. Вряд ли самые ретивые представители «Зеленого движения» захотят существенно сократить рацион питания, откажутся от медицинского обслуживания или своего дома ради того, чтобы содержание углекислого газа в атмосфере сократилось на пару десятых процента.

Экономисты считают, что некоторые защитники окружающей среды вредят сами себе, отказываясь мыслить экономическими категориями. Чистая окружающая среда так же хороша, как и другие товары. Фактически это роскошь: только богатые страны могут позволить себе иметь «качественную» окружающую среду и, следовательно, вводят жесткие стандарты ее охраны. Как и спрос на большинство товаров, спрос на чистый воздух и воду чувствителен к цене. Чем ниже цена защиты окружающей среды, тем больше общественность будет заниматься ее охраной. Экономический подход использования разрешений на загрязнение и налогов Пигу уменьшает издержки защиты окружающей среды; следовательно, он должен увеличивать общественный спрос на чистую окружающую среду.

Заключение

Невидимая рука рынка сильна, но не всемогуща. Рыночное равновесие максимизирует общий излишек производителей и потребителей. Если покупатели и продавцы - единственные заинтересованные стороны рынка, результат его функционирования эффективен с точки зрения общества в целом. Но в условиях возникновения экстерналий, таких как загрязнение окружающей среды, для оценки результата деятельности рынка требуется учет благосостояния третьей стороны. В этом случае эффективность невидимой руки рынка снижается.

В некоторых случаях индивиды самостоятельно решают проблему внешних эффектов. Теорема Коуза утверждает, что заинтересованные стороны имеют возможность договориться и найти эффективное решение. Тем не менее иногда достичь эффективного результата не удается, возможно потому, что большому количеству заинтересованных сторон трудно прийти к соглашению.

Если люди не могут решить проблему внешних эффектов в частном порядке, в действие вступает правительство. Но общество не должно полностью отказы-



ваться от действия рыночных сил. Скорее правительство может потребовать, чтобы компании несли полные издержки своей деятельности. Для интернализации влияния загрезнения окружающей среды, например, используются налоги Пигу и разрещения на загрязнение. «Передислокация» рыночных сил часто является лучшим способом компенсации фиаско рынка.

Выводы

в тех случаях, когда сделка между покупателем и продавцом прямо воздействует на третью сторону, ее влияние называют внешним эффектом. Отрицательные внешние эффекты, такие как загрязнение, приводят к тому, что социально оптимальный объем предложения оказывается меньше равновесного количества. Положительные внешние эффекты, такие как технологические переливы, приводят к тому, что социально оптимальный объем предложения превышает равновесное количество.

Иногда сторона, испытывающая воздействие внешних эффектов, имеет возможность решить проблему в частном порядке. Например, когда одна фирма оказывает побочное влияние на другую фирму, компании могут интернализировать внешний эффект посредством объединения. Другой способ решения проблемы - подписание заинтересованными сторонами соответствующего договора. Согласно теореме Коуза, если сто-

роны имеют возможность заключить сделку, не неся при этом издержек, они всегда достигнут соглашения, в результате которого ресурсы будут распределяться эффективно. Однако во многих случаях заключение сделки между несколькими заинтересованными сторонами представляется сложным и теорема Коуза утрачивает силу.

Когда частные стороны не могут прийти к соглашению относительно внешних эффектов, таких как загрязнение, в дело вступает правительство. В некоторых случаях правительство предотвращает социально неэффективную деятельность, прямо регулируя поведение сторон. В других оно интернализирует внешний эффект, используя налоги Пигу. Третий способ защиты окружающей среды - выпуск ограниченного количества разрешений на загря.знение. Конечный результат этой политики в значительной степени совпадает с последствиями введения налогов Пигу.

Основные понятия

Внешний эффект (экстерналия) Интернализация внешнего эффекта

Издержки заключения сделки (трансакционные издержки)

Теорема Коуза Налог Пигу

Вопросы

1. Используйте график спроса и предложения, чтобы объяснить влияние отрицательного внешнего эффекта, возникающего в производстве.

2. Перечислите несколько способов, с помощью которых проблемы, вызванные экстерналиями, решаются без вмешательства правительства.

3. Представьте, что вы не выносите табачного

дь»1а, а живете в одной комнате с курящим. Справедлива ли теорема Коуза, если ваш сосед захочет курить в комнате? Эффективен ли результат? Как вы и ваш сосед приходите к соглашению? Почему экономисты предпочитают налоги Пигу прямому регулированию загрязнения окружающей среды?



Задания для самостоятельной работы

1. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Объясните.

а. Выгоды от налогов Пигу как способа уменьшения загрязнения необходимо сравнить с безвозвратными потерями, к которым приводят эти налоги.

б. Отрицательный внешний эффект, возникающий в производстве, должен быть интерна-лизирован с помощью налога Пигу на производителей, а отрицательные экстерналий в предложении - с помощью налога Пигу на потребителей.

2. Рассмотрим рынок огнетушителей.

а. Почему огнетушители могут представлять положительный внешний эффект предложения?

б. Начертите график рынка огнетушителей, отметьте кривую спроса, кривую социальной ценности, кривую предложения и кривую социальных издержек.

в. Отметьте уровень производства при равновесии рьюка и эффективный уровень производства. Объясните, почему они различаются.

г. Если внешняя выгода от огнетушителя составляет $ 10, опишите эффективную правительственную политику.

3. В США взносы в благотворительные организации вычитаются из федерального подоходного налога. Каким образом эта правительственная политика побуждает принимать в частном порядке решения, связанные с внешними эффектами?

4. Говорят, что швейцарское правительство субсидирует скотоводство и что субсидия тем значительнее, чем больше поток туристов в регионе. Можете ли вы привести резоны эффективности такой политики?

5. Предположим, что одна из областей России рассматривает возможность запрещения использования шипованных зимних шин, которые разрушают дорожное покрытие. Администрацию волнует только эффективность. Используйте график, чтобы проиллюстрировать ситуацию, когда зимние шины долны быть полностью запрещены. Используя график, покажите ситуацию, в которой использование шипованных зимних шин должно быть доведено до уровня ниже зфовня свободного рынка, но не запрещено.

6. И производство и потребление алюминиевых банок связано с отрицательными внешними эффектами.

а. Каковы могут быть внешние издержки производства банок? Использования банок?

б. Начертите график равновесия рынка алюминиевых банок, отметьте кривую спроса, кривую предложения, кривую социальной ценности и кривую социальных издержек. Отметьте количество банок, проданных в условиях свободного рьшка, и эффективное количество.

7. Увеличение потребления алкоголя приводит к росту автомобильных аварий, а издержки несут люди, которые не пьют и не пользуются автомашинами.

а. Представьте на графике рьшок алкоголя, отметьте кривую спроса, кривую сотщальной ценности, уровень производства при рьшочном равновесии и эффективный уровень производства.

б. Заштрихуйте на графике площадь, связанную с безвозвратной потерей в условиях рыночного равновесия. Объясните решение.

8. Многие наблюдатели полагают, что уровень загрязнения окружающей среды слишком высок.

а. Общество стремится к определенному уменьшению уровня загрязнения. Удастся ли достичь поставленной цели, если фирмы снижают объем выбросов неравномерно?

б. Командно-контрольные методы обычно основываются на унифицированном снижении загрязнения разными фирмами. Почему в целом эти подходы не могут стимулировать фирмы, которые должны произвести большее сокращение?

в. Экономисты полагают, что соответствующие ставки налогов Пигу или продажа прав на загрязнение приведут к уменьшению объема вредных выбросов. Как эти подходы стимулируют фирмы, которые должны произвести сокращение загрязнения?

9. На берегах реки Пристин расположены две фирмы, сбрасывающие в нее по 100 т отходов производства в год. Издержки уменьшения загрязнения составляют для одной из них $ 10 за тонну, для второй - $ 100. Местная администрация поставила цель уменьшить общий уровень загрязнения с 200 до 50 т.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [ 70 ] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]