назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [ 61 ] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


61

Цена стали

Внутренняя цена с квотой

Цензе

отсут- Мировая ствие - Ц5„а квоты

Равновесие при отсутствии торговли

Внутреннее предложение

Внутреннее предложение

Импортное предложение

чена

Импорт при

введении

квоты

Внутренний

спрос

Импорт при отсутствии стали

Количество стали

Рис. 9.7

ВЛИЯНИЕ

ИМПОРТНОЙ квоты

Импортная квота, как и тариф, уменьшает объем ввоза стали из-за рубежа и сдвигает рынок ближе к состоянию равновесия в отсутствие торговли. Общий излишек уменьшается на величину, равную площади D + F. Эти два треугольника представляют собой безвозвратную потерю в результате введения квоты. Кроме того, импортная квота перераспределяет Е + Е в пользу владельцев лицензий на импорт.

ДО ВВЕДЕНИЯ ТАРИФА

ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ ТАРИФА

ИЗМЕНЕНИЕ

Излишек потребителей

A+B + C + D + E + E + F

-(С+О+Е + Е + Е)

Излишек производителей

Доходы правительства

Отсутствуют

Е + Е

+(Е + Е1

Общий излишек

A+B + C+D + E+E + F+G

A + B + C + E + E + G

-(D + F}

До введения квотъ! правительством внутренняя ценавна мировой цене. Потребительский излишек, площадь фигуры, расположенной между кривой спроса и мировой ценой, -A+B + C + D+ E+E" + F. Излишек производителей, площадь фигуры, расположенной между кривой предложения и мировой ценой, - G. Излишек владельцев лицензий равен нулю, потому что в этом слуя&е. необходимость их приобретения отсутствует. Общий излишек, сумма излишков потребителей, производителей и владельцев лицензий, - площадь Л -i-B-i-C-i-D-i-£"-i-£"-i-F-i-G.

После введения правительством импортной квоты и распределения лицензий внутренняя цена превышает мировую цену. Внутренние потребители получают излишек, равный площади Л -ьВ, а производители - С + G. Владельцы лицензий получают излишек с каждой импортируемой тонны стали, равный разнице между внутренней и мировой ценой. Их излишек равен разнице в цене, умноженной на объем импорта, то есть площади треугольника Е + Е". Общий излишек с квотой равен площади Л + В + С + Е + Е" + G.

Чтобы увидеть, как воздействует введение импортной квоты на общественное благосостояние, мы суммируем изменение излишка потребителей (отрицательное), изменение излишка производителей (положительное) и изменение излишка владельцев лицензий (положительное). Общий излишек на рынке уменьшается на площадь D + F, которая представляет безвозвратную потерю в результате введения квоты.

Таблица 9.4

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВВЕДЕНИЯ

ИМПОРТНОЙ КВОТЫ В таблице сравнивается экономическое благосостояние в условиях неограниченной торговли и в условиях введения импортной квоты. Буквы относятся к областям, отмеченным на рис. 9.7.



Очевидно, анализ показался вам в чем-то знакомым. В самом деле, если вы сравните анализ воздействия на рынок импортной квоты (рис. 9.7) с анализом таможенного тарифа (рис. 9.6), вы убедитесь, что они в сущности идентичны. И тарифы и импортные квоты увеличивают рыночную цену товара, уменьшают благосостояние внутренних потребителей и увеличивают благосостояние отечественных производителей. В результате общество несет безвозвратные потери. Между этими двумя типами ограничения торговли существует единственное различие: тариф увеличивает доход правительства (площадь Е, рис. 9.6). в то время как импортная квота создает излищек для владельцев лицензий (площадь £"-i-£", рис. 9.7).

Сходство тарифов и квот может еще более увеличиться. Предположим, чтс правительство пытается изъять прибыль владельцев лицензий, взимая с них плат\-за разрешение торговать импортной сталью. Например, точно в размере разницы в цене стали в Изоландии и мировой цены, помноженной на объем импорта лицензиата. В таком случае плата за лицензию на импорт действует аналогично таможенному тарифу: в обоих случаях потребительский излишек, излишек производителей и поступления правительства одинаковы.

В действительности страны, практикующие ограничение торговли с помощьк импортных квот, полностью изымают полученную импортерами прибыль лишг в исключительных случаях. Например, правительство США одно время оказывало давление на Японию, добиваясь, чтобы та «добровольно» ограничила экспорт автомобилей в Америку. Японское правительство предоставляло права на экспорт отечественным компаниям, которые получали прибыль от использования лицензий в полном размере. Данный вид импортной квоты, с точки зрения благосостояния США, намного хуже, чем таможенный тариф на импортируемые автомобили. И тариф и импортная квота приводят к повышению цены и безвозвратным потерям, ограничивают торговлю но, по крайней мере, введение тарифа принесло бы дополнительные поступления американскому правительству, а не японским автомобильным компаниям.

Если исходить из нашего анализа, создается впечатление, что импортные квоты и тарифы приводят к одинаковым безвозвратным потерям. Более того, следствием введения квоты может быть большая безвозвратная потеря (в зависимс-сти от механизма распределения лицензий на импорт). Предположим, что все изоландцы понимают, что лицензии получат только те торговцы, которые направляют часть прибыли на поддержку политики правительства. В этом случае цена лицензии равна стоимости поддержки правительства, а получаемые поступления скорее используются на оправдание его политики, но не на благо общества. Безвозвратные потери такого рода квот состоят не только из убытков от перепрс-изводства (площадь D) и недопотребления (площадь F), но также и из частк излишка владельцев лицензий (площадь £"-)- £"0, используемой на поддержку правительства.

Рекомендации по формированию торговой политики

Итак, группа изоландских экономистов пишет новому президенту: Господин Президент,

Вы задавали нам три вопроса об открытии торговых границ.

Вопрос; Если правительство разрешит изоландцам импортировать и экспорта: вать сталь, как это отразится на цене стали и объеме продаж на внутрет рынке?



Ответ; Как только торговля будет разрешена, внутренние цены на сталь с равняются с мировой ценой. Если мировая цена выше внутренних цен на сталь, последние возрастут. Более высокая цена сократит количество стали, потребляемое изоландцами, и увеличит количество стали, которое производят изоландцы. Следовательно, Изоландия превратится в экспортера стали, так как в этом случае мы будем обладать сравнительным преимуществом в ее производстве. Напротив, если мировая цена ниже, чем внутренняя, последние снизятся, что приведет к увеличению количества стали, потребляемой в Изоландии, и сокращению внутреннего производства. Следовательно, Изоландия превратится в импортера стали, так как сравнительным преимуществом в производстве стали будут обладать другие страны.

Вопрос; Кто выиграет от свободной торговли сталью, а кто проиграет; превысят ли еыгоды потери?

Ответ; Ответ зависит от динамики внутренних цен. Если цена вырастет, выгоду извлекут производители стали, а потребители понесут потери. Если цена снижается, выгоду получают потребители, а в проигрыше оказываются производители. В обоих случаях общая выгода превышает величину потерь. Таким образом, свободная торговля в любом случае увеличивает общественное благосостояние изоландцев.

Вопрос; Должны ли стать частью новой торговой политики таможенные тарифы или импортные квоты?

Ответ: Тариф, как и большинство налогов, приводит к безвозвратным потерям: поступления от него меньше, чем потери покупателей и продавцов, так как тариф сдеигает рынок ближе к состоянию равновесия в отсутствие торговли. Импортная квота действует во многом аналогично тарифу и приводит к аналогичным безвозвратным потерям. Лучшей политикой с точки зрения экономической эффективности является свободная торговля при отсутствии таможенных тарифов импортных квот.

Мы надеемся, что вы найдете эти ответы полезными при принятии решения о формировании новой политики.

Ваши преданные слуги, группа изоландских экономистов

Доводы в защиту ограничения торговли

Berrys World

«/(ак работающий человек, вы одобряете протекционизм. А как потребитель?»

•(Как работающий челоеек вы одобряете

протекционизм. А как потребитель?»

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Начертите кривые спроса и предложения д.чя шерстяных костюмов в стране Автаркии. В случае разрешения свободной торговли с другими странами внутренние цены на костюмы снижаются со 100 до 66 г золота. Покажите на графике изменения потребительского излишка, из.шшка производителей и о6ш,его излишка. Какие изменения внесет введение таможенного тарифа на импорт костюмов?

Получив письмо группы экономистов, президент Изоландии возвращается к вопросу об открытии внутреннего рынка стали. Он отмечает, что в настоящее время внутренняя цена на сталь выще мировой. Следовательно, свободная торговля приведет к падению цены на сталь и нанесет ущерб производителям стали. Президент обращается к металлургическим компаниям Изоландии с просьбой высказать свое мнение по поводу предложения экономистов.

Неудивительно, что компании-производители выступают против введения свободной торговли сталью. Они полагают, что правительство должно защитить отечественную сталелитейную промышленность от иностранной конкуренции. Давайте рассмотрим некоторые доводы, которые они могут привести в поддержку своего мнения, и реакцию группы экономистов.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [ 61 ] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]