назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [ 56 ] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


56

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Если правительство удваивает налог на бензин, может ли оно быть уверено в том, что в той же мере возрастут и налоговые поступления? Приведет ли это к возрастанию безвозвратной потери? Объясните.

В 1980-х гг. после снижения налоговых ставок объем поступлений от богатейших американцев действительно возрос, а значит, идея их уменьшения впо.".-не применима по отношению к тем налогоплательщикам, которые платят нало-по самым высоким ставкам. Кроме того, возможно, предложения А. Лaффepi будут эффективны в странах, в которых налоговые ставки существенно выше чем в США. В начале 1980-х гг. в Швеции, например, значительная часг: трудящихся рабочих платила налоги по предельной ставке - 80 %. Подобны-: ставки налогов существенно уменьшают желание людей работать.

Дискуссии о роли налогов не затихают ни на минуту. Как только в Бель:? дом в 1993 г. переехал Билл Клинтон, он увеличил ставки федеральных налоге г для получающих высокий доход налогоплательщиков почти до 40 %. Некот:-рые экономисты критиковали его политику, утверждая, что новый план увеличения налоговых поступлений обречен на провал. Они считали, что админпс-рация недооценивает влияние налогов на поведение людей. Соперник Клинто:-:. на выборах 1996 г. Б. Доул предложил уменьшить ставки подоходного налогi Хотя он отвергал идею о том, что сокращение налогов полностью оправданн: кандидат в президенты утверждал, что снижение налогов на 28 % будет компе:-сировано ускоренным экономическим ростом. Его предложение породило н:-вые дискуссии среди экономистов, обсуждавших обоснованность снижения Ki логов.

Причина перманентной политической полемики частично объясняете; расхождением во мнениях относительно эластичности. Чем более эласт? чен спрос и предложение на рынке, тем в большей степени налоги искажу ют поведение субъектов рынка и тем более вероятно, что снижение нал:-гов приведет к увеличению налоговых поступлений. Тем не менее экономистъ единодушны относительно общего правила: анализ величины налоговьс: ставок не позволяет сделать достоверный прогноз о воздействии их изме нения на величину налоговых поступлений. Многое зависит от того, ка-изменение ставок налога повлияет на поведение людей.

Заключение

Как сказал Оливер Уэнделл Холмс, налоги - цена, которую мы платим за ве: можность жить в цивилизованном обществе. Современное общество немыслим: без различных форм налогов. Мы все ждем, что правительство предоставит н» определенные услуги, такие как дороги, парки, полиция, обеспечит национальна. безопасность. Для оплаты общественных услуг необходимы налоговые пост>г ления.

В этой главе мы рассмотрели вопрос о цене цивилизованного общества. Од?:е из Десяти принципов экономике (гл. 1), гласит, что рынки обычно - хороши способ организации экономической деятельности. Однако, когда правительстгг облагает налогом покупателей или продавцов товара, общество теряет некоторь-преимущества рыночной эффективности. Налоги дорого обходятся субъекта» рьшка не только потому, что налоги перемещают необходимые им ресурсы к пг; вительству, но и потому, что они изменяют мотивы людей и искажают результата функционирования рьшка.



Новости

ПРИВЕДЕТ ЛИ СОКРАЩЕНИЕ

НАЛОГОВ НА УКРАИНЕ К УВЕЛИЧЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ?

Чем выше налоги, тем более вероятно, что кономика находится на убывающем уча-;тке кривой Лаффера. Совсем недавно в этом положении находилась Украина.

РЕЗКОЕ СОКРАЩЕНИЕ НАЛОГОВ С ЦЕЛЬЮ повысить

ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - НЕ У НАС, А НА УКРАИНЕ

Питер Рэссел

Боб Доул считает, что снижение налогов приведет к повышению темпов роста экономики США. Однако в Америке подобные попытки никогда ни к чему хорошему не приводили, в лучшем случае увеличивался дефицит государственного бюджета. Но сторонники экономической теории предложения живы и здравствуют, по крайней мере на Укра-;1не.

В самом деле, украинское правительство пытается убедить западных банкиров из Международного валютного фонда и других институтов одобрить значительное снижение налогов, лель которого - попытка вытащить на свет республику, погруженную во мрак лосткоммунистической экономики. Что поразительно, оно находит поддержку , некоторых влиятельных экономистов. «Украина может оказаться той страной, в которой снижение налогов действи-"ельно позволит увеличить налоговые поступления», - утверждает Джеффри Сакс, директор Гарвардского ин-титута международного развития.

Как и в других частях бывшей советской империи, крах коммунизма на >краине привел к децентрализации политической власти. Но в отличие от того, что произошло, скажем, в Польше или Чешской Республике, украинская бюрократия держит предприятия под сво-п.м башмаком. Желающий заниматься законным бизнесом на Украине должен бороться с высокими налогами, жестким регулированием, и какова окажется цепа победы - неизвестно.

Неудивительно, что упразднение гарантий сбыта продукции на украинском рынке, как и в других республиках бывшего Советского Союза, привело к кол-

лапсу «официальной» экономики. Дэ-ниэл Кауфманн, ученый из Гарварда, возглавлявший группу представителей Мирового банка на Украине, приводит оценки, в соответствии с которыми объем производства предприятий, занимающихся законной экономической деятельностью, сократился в сравнении с 1989 г. на 66%.

Падение порождает падение, особенно в тех случаях, когда и так небольшая налогооблагаемая ба-а отягощается значительными социальны.ми обязательствами. Высокий бюджетный дефицит не позволяет сдержать инфляцию. На сегодняшний день в легальной экономике Украины один работник должен обеспечивать существование одного пенсионера, а налоги на заработную плату - никоим образом не единственный налог па предприятия - достигают невероятного уровня в 52%. «Ни одна компания пе сможет выжить в таких условиях», - считает Дж. Сакс.

Но многие компании выживают, уводя свою деятельность в тень, из поля зрения чиновников и фискалов. Использовав для оценки производства показатель потребления электроэнергии (один из немногих надежных показателей), Д. Кауфманн пришел к выводу, что сегодня на Украине сектор теневой экономики превзошел легальную ее часть.

Это, конечно, плохая новость. Экономика, в которой общение с правительством происходит преимущественно за кулисами, едва ли способна к развитию. Но это также и хорошая новость, потому что уровень жизни населения несомненно выше, чем показывают цифры официальной статистики. Более того, это говорит о том, что в тяжелых условиях, в которых находятся украинцы, работают только отличные компании.

Президент Украины Леонид Кучма, самый популярный и самый квалифицированный политик, прекрасно понимает природу экономических трудностей. По крайней мере, в данный момент рыночники, возглавляемые вице-премьером правительства Виктором Пинзеником, близки к победе над аппаратчиками, создавшими своей стране репутацию наиболее коррумпированной среди бывших советских республик, Л. Кучма согласился на проведение смелых реформ, предложенных западными советниками...

Основу этих реформ составляет широкомасштабное снижение налогов и дерегулирование экономики, направленные на извлечение подпольной экономики на поверхность. Налог на заработную плату (52 %) будет снижен до

15%, а поступления от него будут полностью направляться на покрытие пенсионных обязательств. Кроме того, 10 % заработной платы работников будет отчисляться на индивидуальные накопительные счета, управление которыми поручено иностранным специалистам по частным инвестициям. Этот план напоминают реформу системы социального страхования в Чили.

Появились некоторые основания для оптимизма. Проведенное в марте 1996 г. исследование показало, что через три года приблизительно 40 % теневой экономики выйдет на свет, еще 40 % - в ближайшие шесть лет. Вероятность успеха реформ повышается. Д. Кауфманн подчеркивает, что их исход зависит как от последовательного дерегулирования экономической деятельности, так и от снижения налогов. Источник: sThe New York Times*, November 14, 1996, p. D2.



Выводы

Налог на товар уменьшает благосостояние покупателей и продавцов товара, а величина сокращения потребительского излишка и излишка производителей обычно превышает налоговые поступления. Уменьшение общего излишка - суммы излишков потребителей и производителей и налоговых поступлений - называется безвозвратной потерей в результате введения налога.

Налоги приводят к безвозвратной потере, так как покупатели сокращают потребление, а продавцы - производство. Изменение поведения субъектов рынка ведет к сокращению размера

рьшка до уровня ниже оптимального, максим?:-зирующего общий излишек. Реакцию субъектоз рынка на изменение внешних условий детерм!-:-нирует .эластичность спроса и предложения Большая эластичность приводит к высоким бег-возвратным потерям.

Рост налогов приводит ко все большему искажению стимулов и увеличению безвозвратны; потерь. Первоначально увеличение налога веде" к росту налоговых поступлений. Однако в итс-ге чрезмерные налоги сокращают налоговые исступления, так как размеры рынка значительн: уменьшаются.

Основные понятия

Безвозвратная потеря

Вопросы

1. Как воздействует на излишки потребителей и производителей налогообложение товара? Как изменение величины излишка потребителей и производителей соотносится с налоговыми поступлениями? Объясните.

2. Начертите график спроса и предложения при налоге на продажу товара. Покажите безвоз-

вратную потерю. Покажите налоговые постуг-ления.

3. Как эластичность спроса и предложения влияе-на безвозвратную потерю в результате введен;!? налога? Почему она оказывает такое влияние-

4. Что происходит с безвозвратной потерей и нлг.:-говыми поступлениями при повышении налога

Задания для самостоятельной работы

1. Размер рьшка пиццы характеризуется направленной вниз кривой спроса и восходящей кривой предложения.

а. Начертите график равновесия рынка в условиях конкуренции. Отметьте цену, количество товара, излишек потребителей и излишек производителей. Есть ли безвозвратная потеря? Объясните.

б. Предположим, что правительство объявило : введении налога в $ 1 с каждой преданнее пиццы. Проиллюстрируйте влияние этого налога на рынок пиццы, отметьте излишек п:-требителей, излишек производителей, налог:-вые поступления и безвозвратную потери Как они изменились в сравнении с рынком, котором не было налогов?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [ 56 ] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]