назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [ 52 ] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


52

*Вы знаете, и мне идея налога на театральные представления не кажется слишком привлекательной*.

Безвозвратная потеря как результат налогообложения

Начнем с того, что вспомним один из парадоксальных выводов, к которым мы пришли в гл. 6: безразлично, взимается ли налог на товар с покупателей или с продавцов товара. Когда налог взимается с покупателей, кривая спроса сдвигается вниз на размер налога; когда налог взимается с продавцов, кривая предложения сдвигается вверх. В итоге покупатели и продавцы делят налоговое бремя вне зависимости от того, какая из сторон передает деньги правительству.

Рассмотрим рис. 8.1. Ради упрощения на этом рисунке не показан ни сдвиг кривой спроса, ни сдвиг кривой предложения, хотя одна из них должна сместиться. Какая конкретно кривая изменит свое положение, зависит от того, с кого взимается налог: с продавцов (сдвигается кривая предложения) или с покупателей (смещается кривая спроса). Тем не менее необходимость учитывать сдвиг кривой отсутствует. Дело в том, что налог «вклинивается» между ценой, которую платят покупатели, и ценой, которую получают продавцы, что приводит к сокращению объема продаж товара по сравнению с объемом продукции, который удалось бы реализовать в отсутствие налога. Другими словами, введение налога на товар приводит к сокращению размеров его рынка (гл. 6).

Воздействие налога на субъектов рынка

Давайте используем инструменты экономической теории благосостояния, чтобы определить размеры приобретений и потерь, к которым ведет установление налога на товар. Для этого необходимо учесть воздействие налога на покупателей, продавцов и правительство. Выгода, извлекаемая на рынке покупателями, определяется потребительским излишком - суммой денег, которую покупатели готовы заплатить за товар, за вычетом действительной его цены. Выгода, извлекаемая продавцами, определяется излишком производителей - денежной

Рис. 8.1

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА Налог на товар «вклинивается» между ценой, которую платят покупатели, и ценой, которую получают продавцы, в результате чего уменьшается количество проданного товара.

Цена

Цена, которую платят покупатели Цена товара без налога

Цена, которую получают продавцы

Предложение

Размер налога >

Спрос

Объем продаж Объем продаж после введения в отсутствие налога налога

Количество



Цена

Цена, которую платят покупатели

Цена, которую получают продавцы

Предложение

Количество проданного товара (Q)

Спрос

Объем продаж Объем продаж при введении в отсутствие налога нелога

Количество

Рис. 8.2

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ Налоговые поступления, получаемые правительством, равны TxQ, произведению размера налога и количества проданного товара. Таким образом, налоговые поступления равны площади прямоугольника между кривыми спроса и предложения.

суммой, которую получают поставщики за товар, за вычетом издержек. Эти показатели, достаточно точно отражающие экономическое благосостояние, мы обсуждали в гл. 7.

А что с третьей интересующей нас стороной, правительством? Если Т - размер налога, а О - количество проданного товара, правительство получает общие налоговые поступления в размере TxQ. Правительство может использовать их для строительства дорог, содержания полиции, поддержки системы образования или помощи нуждающимся. Следовательно, в исследовании воздействия налогов на экономическое благосостояние, для определения размера выгоды правительства мы используем налоговые поступления. Отметьте, что в конечном итоге выгоду получает не правительство, а те субъекты экономики, в интересах кого используются полученные ресурсы.

На рис. 8.2 налоговые поступления правительства представлены прямоугольником, расположенным между кривыми спроса и предложения. Высота этого прямоугольника представляет собой размер налога Т, щирина прямоугольника - количество проданного товара Q. Так как площадь прямоугольника есть произведение высоты на щирину, площадь нащей фигуры (налоговые поступления) - TxQ.

Благосостояние в отсутствие налога. Для того чтобы проанализировать воздействие налога на благосостояние, рассмотрим его уровень до введения налога правительством. На рис. 8.3 представлен график спроса и предложения, основные показатели обозначаются буквами от Л до F.

Отсутствие налога - точка, определяющая цену товара и количество товаров, находится на пересечении кривых спроса и предложения. Цена составляет Р,, количество товара - О,. Так как кривая спроса отражает готовность покупателей заплатить за товар, потребительский излищек равен площади фигуры, расположенной между кривой спроса и ценой, то есть А+В + С. Поскольку кривая предложения отражает издержки продавцов, излищек производителей равен площади фигуры, расположенной между кривой предложения и ценой, то есть D + Е +F. В этом случае ввиду отсутствия налога налоговые поступления равны нулю.



Рис. 8.3

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГА НА БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Налог на товар сокращает потребительский излишек (на площадь В + С) и излишек производителей (на площадь D + F). Так как уменьшение излишка потребителей и производителей превышает налоговые поступления (площадь B + D), считается, что налог приводит к безвозвратной потере (площадь С + Е).

Цена

Цена, которую платят покупатели = Рв

Цена товара в отсутствие = Pi налога

Цена, = рд которую получают продавцы

Предпожение

Спрос

Количество

Таблица 8.1

ИЗМЕНЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАЛОГА

Таблица относится к площадям, отмеченным на рис. 8.3. Она иллюстрирует, как введение налога на товар влияет на благосостояние покупателей и продавцов.

в ОТСУГаВИЕ НАЛОГА

с НАЛОГОМ

ИЗМЕНЕНИЕ

Потребительский излишек Излишек производителей Налоговые поступления Общий излишек

А+ В + С D + E + F Отсутствует A+B+C+D+E+F

B + D A+B+D+F

- (В + С) -(D + E) + (D+D) -(С + Е)

Общий излишек - сумма потребительского излишка и излишка производителей - равен площади Л +B + C+D +F + Е. Другими словами, общий излишек - это площадь фигуры, расположенной между кривыми спроса и предложения дс точки равновесия (гл. 7). Выводы представлены в первом столбце.

Благосостояние при действующем налоге. Рассмотрим изменение уровни благосостояния потребителей и поставщиков после введения налога. Цена, которую платят покзшатели, увеличивается сР, доР, следовательно, потребительским излишек сокращается до площади Л (площади фигуры, расположенной под кривое спроса и над ценой, которую платит покупатель). Цена, которую получают продавцы, снижается с Р, до Р, поэтому прибыль производителей теперь равна толькс площади F (площади фигуры, расположенной над кривой предложения и подце ной, которую получает продавец). Объем продаж сокращается с Q, до правительство собирает налоговые поступления, равные площади В +D.

Чтобы рассчитать общий излишек с налогом, мы суммируем потребительски! излишек, излишек производителей и налоговые поступления. Таким образом, общий излишек составляете + В + D + F. Выводы представлены во втором столбце табл. 8.1.

Изменения благосостояния. Давайте сравним благосостояние потребителей и производителей в отсутствие налога и после его введения (см. третиж столбец табл. 8.1). Налог приводит к уменьшению потребительского излишка на площадь В + С, излишка производителей - на площадь D + Е. Налоговые поступления составляют площадь В + D. Неудивительно, что введение налогз:

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [ 52 ] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]