назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


47

(а) Потребительский излишек при цене Р,

Цена

Потребительский излишек

\ Спрос

(б) Потребительский излишек при цене Р,

Цена

Первоначальный

потребительский

излишек

Количество товара

Потребительский излишек новых потребителей

Дополнительный \Е 1 \

потребительский 1

излишек ; ;

Спрос

первоначальных \ \

потребителей \ ]

Количество товара

Рис. 7.3

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЦЕНЫ НА

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК На графике (а) цена - Р,, объем спроса - О,, а потребительский излишек равен площади треугольника ABC. При снижении цены с Р, до (график (б)) объем спроса увеличивается с О, до а потребительский излишек увеличивается (площадь треугольника ADF). Увеличение потребительского излишка (площадь трапеции BCFD) происходит частично в связи с уменьшением суммы, которую платят существующие потребители (площадь прямоугольника BCED), а частично в связи с тем, что новая цена привлекает на рынок дополнительных покупателей (площадь треугольника CEF).



Излишек производителей

Мы обращаемся к другой стороне рынка и рассматриваем выгоду, которую приносит функционирование рынка продавцам. Анализ благосостояния продавцов аналогичен анализу благосостояния покупателей.

Издержки и желание платить

Издержки -

стоимость всего, что приходится делать продавцу ради производства товара.

Излишек производителя -

сумма, которую получает продавец за вычетом его издержек.

Представьте, что вы домовладелец, которому необходимо покрасить дом. Вы обращаетесь к малярам Мэри, Луизе, Джорджии и Грэндме. Каждая из них возьмется за предлагаемую вами работу, если найдет цену подходящей. Вы решаете узнать стоимость услуг каждой из них и провести аукцион среди женщин-маляров на предмет предложения самой низкой цены.

Каждая из маляров хотела бы взяться за работу, если она получит сумму, превышающую ее издержки. Здесь термин «издержки» необходимо понимать как издержки упущенных возможностей маляра: они включают и расходы маляра (на краску, кисти и т. д.), и ценность времени маляра. Издержки каждой из работниц представлены в табл. 7.3. Так как издержки маляра - самая низкая цена, за которую она согласится вьшолнить работу, издержки - показатель ее желания продать свой услуги. Каждая из маляров желает продать услуги по цене, превышающей издержки; каждая откажется продать услуги при цене меньше издержек и каждая остается бесстрастной, если она продает услуги по цене в точности равной издержкам.

Первоначально предложенная малярами цена может показаться вам слишком высокой, но в ходе торгов она быстро снижается, так как маляры стремятся получить работу. Единственным претендентом вскоре осталась Грэндма, запросившая $ 600 (или несколько меньше). Она рада получить $ 600 (или несколько меньше), так как ее издержки составляют только $ 500. Мэри, Луиза и Джорджия не желают делать эту работу меньше чем за $600,01. Заметьте, что работу выполняет маляр, издержки которой минимальны.

Какую выгоду извлекает получившая работу Грэндма? Так как она могла бы взяться за работу и за $ 500, а получает за нее $ 600, мы говорим, что она получает излишек производителя в размере $ 100. Излишек производителя - сумма, которую получает продавец за вычетом издержек производства. Излишек производителя определят выгоду, которую приносит продавцам функционирование рынка.

Рассмотрим другую ситуацию. Предположим, что вы - владелец двух домов, каждый из которых нуждается в покраске, и устраиваете аукцион среди четырех маляров. Чтобы все упростить, давайте предположим, что ни один маляр не может покрасить оба дома и что вы платите одну и ту же сумму за покраску каждого дома. Следовательно, предлагаемая малярами цена снижается до тех пор, пока не останутся только два участника.

Таблица 7.3

ИЗДЕРЖКИ ЧЕТЫРЕХ

ВОЗМОЖНЫХ

ПРОДАВЦОВ

ПРОДАВЕЦ

ИЗДЕРЖКИ ($)

Мэри

Луиза

Джорджия

Грэндма



Торги прекращаются, когда Джорджия и Грэндма предлагают выполнить работу за $ 800 каждая (или немного меньше). Джорджия и Грэндма желали бы выполнить работу по предложенной цене, а Мэри и Луиза стремятся получить ббльшую сумму денег. При цене $ 800 излишек производителя Грэндме составляет $ 300, а Джорджии - $ 200. Общий излишек производителей на рынке - $ 500.

Использование кривой предложения для определения излишка производителя

Потребительский излишек тесно связан с кривой спроса, а излишек производителя - с кривой предложения. Чтобы убедиться в этом, давайте продолжим наш пример.

Для определения данных о предложении мы используем значения издержек четырех маляров из табл. 7.3. При цене ниже $ 500 никто из маляров не желает браться за работу, поэтому объем предложения равен 0. При цене в промежутке от $ 500 до $ 600 работу готова вьшолнить только Грэндма, поэтому объем предложения равен 1. Если цена находится в промежутке от $ 600 до $ 800, желание исполнить работу выражают Грэндма и Джорджия, поэтому объем предложения равен 2, и т. д. Таким образом, данные о предложении составляются на основе издержек четырех маляров.

На рис. 7.4 представлена кривая предложения, построенная по данным расписания предложения. Отметьте, что высота кривой предложения связана с издержками продавцов. При любом количестве цена на кривой предложения показывает

ЦЕНА ($)

ПРОДАВЦЫ

ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

От 900 и больше

Мэри, Луиза, Джорджия, Грэндма

От 800 до 900

Луиза, Джорджия, Грэндма

От 600 до 800

Джорджия, Грэндма

От 500 до 600

Грэндма

Меньше 500

Никто

Таблица 7.4

РАСПИСАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ ПРОДАВЦОВ ИЗ ТАБЛ. 7.3.

Цена покраски дома

$900 800

600 500

Предложение

- Издержки Мэри Издержки Луизы

Издержки Джорджии

Издержки Гоэндмы

4 Количество покрашенных домов

Рис. 7.4

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ На этом рисунке показана кривая предложения, построенная по данным табл. 7.4. Отметьте, что высота кривой предложения отражает издержки продавцов.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]