назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [ 42 ] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


42

Рис. 6.6

НАЛОГ НА ПОКУПАТЕЛЕЙ Когда налогом в размере $0,50 облагаются покупатели, кривая спроса сдвигается на $ 0,50 вниз из положения D, в положение D. Равновесный объем сокращается со 100 до 90 стаканчиков. Цена, которую получают продавцы, снижается с $ 3,00 до $ 2,80. Цена, которую платят покупатели (включая налог), увеличивается с $3,00 до $3,30. Хотя налог взимается с покупателей, его бремя делят и покупатели и продавцы.

Цена стаканчика мороженого

Цена, которую - $ 3,30 платят покупатели /2 80

Цена без налогов

Цена, которую получают продавцы

Предложение Si

Равновесие в отсутствие налога

Налог на покупателей сдвигает кривую спроса вниз на размер налога ($ 0,50)

90 100

Количество стаканчиков мороженого

Мы имеем возможность точно определить положение кривой. При каждой рыночной цене мороженого эффективная цена мороженого - денежная сумма, которую получают производители после уплаты налога - на $ 0,50 меньще. Например, если рьшочная цена стаканчика мороженого составляет $ 2, эффективная цена, получаемая продавцами, составляет $ 1,50. Какой бы ни была рыночная цена, продавцы будут поставлять мороженое так, как будто цена на $ 0,50 ниже, чем она есть в действительности. Для того чтобы продавцы поставляли любое данное количество продукта, рьшочная цена должна быть на $ 0,50 выше, чтобы компенсировать влияние налога. Таким образом (рис. 6.7), кривая предложения сдвигается вверх из положения 5, в положение 5 точно на размер налога ($ 0,50).

Когда рьшок движется из положения первоначального равновесия в новое, равновесная цена мороженого увеличивается с $3,00 до $ 3,30, а равновесный объем сокращается со 100 до 90 стаканчиков. И снова введение налога приводш-к сокращению размера рынка мороженого. И снова покупатели и продавцы делят бремя налога. Так как рыночная цена растет, покупатели платят на $ 0,30 больше за каждый стаканчик. Продавцы получают большую цену, чем они получали при отсутствии налога, но эффективная цена (после выплаты налога) снижается с $ 3,00 до $2,80.

Сравнение рис. 6.6 и рис. 6.7 приводит нас к удивительному выводу: налоги на покупателей и продавцов эквивалентны. В обоих случаях налог «вклинивается» между ценой, которую платит покупатель, и ценой, которую получает продавец. Его размер в цене покупателя и в цене продавца одинаков, независимо от того, взимается налог с покупателей или продавцов. В каждом случае налог изменяет относительное расположение кривых спроса и предложения, и при новом равновесии бремя налога разделяют и покупатели и продавцы. Единственное отличие в налогах на продавцов и покупателей заключается в том, кто производит отчисления правительству.

Эквивалентность этих двух налогов, возможно, легче осознать, если мы представим, что правительство собирает налог на мороженое в размере $ 0,50 в специальные чаши, установленные на прилавке в каждом магазине мороженого. Когда правительство облагает налогом покупателей, потребитель всякий раз, когда он приобретает стаканчик мороженого, кладет в чащу $ 0,50. Когда правительство



Цена стаканчика мороженого

Цена, которую-$3,30 платят g qq покупатели / 2fiQ

Цена без налогов

Цена, которую получают продавцы

Налог на продавцов сдвиаает кривую предложения вверх на сумму налога

Спрос, D1

90100

Количество стаканчиков мороженого

облагает налогом производителей, операцию по заполнению чаши берет на себя продавец. Попадают ли $ 0,50 в чашу прямо из кармана покупателя, или косвенно, из кармана покупателя в руки продавца, а затем в чашу, не имеет значения. Как только рынок достигает нового равновесия, покупатели и продавцы делят бремя налогов независимо от способа их взимания.

Рис. 6.7

НАЛОГ НА ПРОДАВЦОВ В том случае, когда налог ($0,50) взимается с продавцов, кривая предложения сдвигается вверх на $0,50 из положения S, в положение S. Равновесный объем сокращается со 100 до 90 стаканчиков. Цена, которую платит покупатель, возрастает с $ 3,00 до $ 3,30. Цена, которую получает продавец (после уплаты налога), уменьшается с $3,00 до $2,80. Хотя налог взимается с продавцов, налоговое бремя делят и покупатели и продавцы.

Может ли Конгресс распределить бремя налога на заработную плату?

Если вы когда-либо получали заработную плату, вы, вероятно, замечали, что получаете на руки сумму после вычета из нее налогов. Один из налогов, которые платит каждый работающий американец, называется F/СЛ (сокращение от Акта о федеральном страховом взносе). Федеральное правительство использует доход, полученный от налога FICA, для финансирования медицинского и социального страхования и программ предоставления медицинских услуг пожилым людям. FICA - образец налога на заработную плату. В 1995 г. FICA на обычного рабочего составлял 15,3 % заработной платы.

Кто, как вы думаете, несет бремя налога на заработную плату - фирмы или работники? Когда Конгресс принимал соответствующий закон, он попытался разделить налоговое бремя. Согласно законодательству, половина налога уплачивается из дохода фирмы, а половина вычитается из заработной платы работников. Сумма, которая вычитается из заработной платы, - вклад работника.

Однако наш анализ налогообложения показывает, что законодателям вряд ли удалось равномерно распределить налоговое бремя. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, давайте рассмотрим налог на заработную плату как налог на товар, где товаром является труд, а ценой - заработная плата. Основная характеристика налога на заработную плату заключается в его промежуточном положении между заработной платой, которую платят фирмы, и заработной платой, которую получают рабочие. В отсутствие налога на заработную плату сумма, получаемая рабочими, уменьшается, а сумма, которую платят фирмы, растет (рис. 6.8).



Рис. 6.8

НАЛОГ НА

ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ Налог на заработную плату занимает промежуточное положение между суммой заработной платы, которую получают рабочие на руки, и заработной платой, которую начисляют фирмы. Сравнение размеров заработной платы с налогом и без него доказывает, что рабочие и фирмы делят налоговое бремя. Пропорция налогового бремени рабочих и фирм не зависит от того, взимает ли правительство налог с фирм, с рабочих или делит налог поровну между ними.

Заработная плата

Платят фирмы

Предложение труда

Получают рабочие

О Количество

труда

В итоге рабочие и фирмы делят налоговое бремя не в той пропорции, которую требует законодательство. Тот же результат мы получим, если законодатели попытаются взимать налог исключительно с рабочих или фирм.

Этот пример показывает, что в процессе общественной дискуссии часто упускаются из виду основные вопросы распределения налогового бремени. Законодатели могут предписать, кому, продавцу или покупателю, следует уплачивать налог, однако они лишены возможности законодательно установить справедливое распределение налогового бремени, которое зависит скорее от соотношения сил спроса и предложения.

Эластичность и налогообложение

в тех случаях, когда некий товар облагается налогом, его бремя делят продавцы и покупатели. Но в какой пропорции? Разделение в пропорции 50 иа 50 - скорее исключение. Давайте рассмотрим влияние налогообложения на двух рынках, представленных на рис. 6.9. В обоих слзаях на графиках представлены первоначальные кривые спроса и предложения и налог, который размещается между суммой, которую платят покупатели, и суммой, которую ползают продавцы. (Новые кривые спроса или предложения на графиках отсутствуют. Сдвиги кривых зависят от того, с кого взимается налог - с покупателей или продавцов, но, как мы убедились, это не имеет значения). Кривые на графиках различаются относительной эластичностью спроса и предложения.

На графике (а) рис. 6.9 представлен случай введения налога на рьшке с очень эластичным предложением и относительно неэластичным спросом. То есть продавцы очень чувствительны к цене товара, в то время как покупатели - нет. При введении налога цена, которую получают продавцы, уменьшается незначительно, поэтому тяжесть бремени для продавцов не так велика. Напротив, цена, которую платят покупатели, существенно увеличивается, они несут большую часть налогового бремени.

На графике (б) представлен случай введения налога на рынке с относительно неэластичным предложением и очень эластичным спросом. То есть покупатели очень чувствительны к цене товара, в то время как продавцы - нет. При введении

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [ 42 ] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]