назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [ 38 ] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


38

г л А в А б ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СПРОС И ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА

в этой ГЛАВЕ ВЫ

• Рассмотрите последствия политики правительства, устанавливающего верхний и нижний пределы иен

• Проанализируете влияние налогов на товары, на иену товаров и объемы продаж

• Узнаете, что налоги, взимаемые с продавиов, и налоги, взимаемые с покупателей, эквивалентны

• Увидите, как налоговое бремя разделяется между покупателями и продавиами

Экономистам приходится постоянно игратъ две роли: как ученые они разрабатывают и ищут подтверждения теориям, объясняющим окружающий нас мир; как политики они, руководствуясь теоретическими концепциями, стремятся изменить мир к лучшему. В двух последних главах мы рассматривали мир как исследователи. Мы увидели, что спрос и предложение определяют цену товара и количество проданного товара, проанализировали, как воздействуют на спрос и предложение и. следовательно, изменяют равновесную цену и равновесный объем различные события.

В этой главе мы обратим взоры к политике: проанализируем экономическую политику правительства, используя исключительно инструменты спроса и предложения. Предупреждаем заранее: анализ преподнесет нам некоторые сюрпризы, ведь правительству так часто не удается предусмотреть неожиданные или нежелательные последствия экономической политики.

Мы начинаем с политики, направленной на установление прямого контроля над ценами. Например, закон о контроле за рентой определяет максимальный размер платы, которую взимают с арендаторов владельцы домов; закон о минимальной заработной плате определяет низший предел ставки оплаты труда работников. Обычно правительство устанавливает контроль за ценами в тех случаях, когда политики полагают, что рыночная цена товара или услуги несправедлива по отношению к продавцу или покупателю. Кроме того, мы увидим, что к неравенству приводит именно политика государства.

Затем мы перейдем к рассмотрению экономической роли налогов. Политикж используют налоги, чтобы повлиять на результат деятельности рынка и увеличить ресурсы, используемые для достижения общественных целей. Огромная роль налогов в экономике очевидна, но воздействие налогообложения на производителей



и потребителей ~ предмет постоянных дикуссий. Кто несет основное бремя налогов на заработную плату - фирмы или рабочие? Найти ответ нелегко - до тех пор, пока мы не обратимся к всемогущим инструментам спроса и предложен1тя.

Контроль над ценами

Давайте еще раз обратимся к рынку мороженого. Как мы видели в гл. 4, на конкурентном, свободном от государственного регулирования рынке цена на мороженое под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос и предложение: при равновесной цене количество мороженого, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому продавцами количеству стаканчиков с лакомством. Конкретизируя напту модель, предположим, что равновесная цена мороженого составляет $ 3 за стаканчик.

Результаты функционирования свободного рынка приводят в восторг далеко не всех его участников. Так, Американская ассоциация потребителей мороженого считает, что цена в $ 3 слишком высока и не позволяет каждому желающему съедать одну порцию в день (рекомендуемая ими норма). В то же время из Национальной организации производителей мороженого доносятся стенания о том, что цена в $ 3 - сложившаяся в результате конкуренции - сокращает доходы фирм. Каждая из этих групп, используя все свое влияние, пытается воздействовать на правительство, которое, по их мнению, должно изменить результаты функционирования рынка с помоп1ью прямого контроля над ценами.

Конечно, поскольку покупатели любого товара всегда хотели бы платить мень-птую цену, а продавцы - получить большую, интересы двух групп противоречат друг другу. Если потребителям мороженого удастся заставить политиков принять закон, отвечающий интересам покупателей, правительство установит официальный максимальный предел цены, по которой можно будет продавать мороженое, который назьшается «потолком» (верхним пределом) цены. Если успеха добьются производители мороженого, правительство установит официальный минимальный предел цены, который называется «полом» (нижним пределом) цены. Давайте рассмотрим последствия каждого решения.

«Потолок» (верхний предел) цены -

официальный максимум цены, по которой может быть продан товар.

«Пол» (нижний предел) цены -

официальный минимум цены, по которой может быть продан товар.

Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка

Если правительство, подталкиваемое жалобами потребителей мороженого, устанавливает потолок цены, ее воздействие на рынок мороженого зависит от соотношения рыночной и предписанной государством цены. В том случае, когда правительство устанавливает верхний предел цены в $ 4 (выше цены, уравновешивающей спрос и предложение $ 3), на рынке возникает ситуация, представленная на графике (а) рис. 6.1. В таком случае предельная цена называется несвязанной. Рыночные силы естественно движут экономику к равновесию, а установленный потолок не оказывает в этом случае существенного влияния.

График (6) на рис. 6.1 иллюстрирует другой, более интересный вариант, когда правительство определяет верхний предел цены в размере $ 2 за стаканчик. Так как равновесная цена в $ 3 выше установленной государством цены, предельную



(а) Несвязанный верхний предел цены

(б) Связанный верхний предел цены

Цена стаканчика мороженого

Равновесная цена

Предложение

Верхний

предал

цены

100 Равновесное количество

Цена стаканчика мороженого

Раановвснея \цвна

Количество стаканчиков мороженого

Предложение

75 Объем предложения

125 Объем спроса

Количество стаканчиков мороженого

Рис. 6.1

УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА ЦЕНЫ НА РЫНКЕ На графике (а) отражена ситуация, когда правительство устанавливает потолок цены - $4. Так как верхний предел цены находится выше равновесной цены ($3), его установление не оказывает влияния на достижения равновесия спроса и предложения (100 стаканчиков). На графике (б) представлена ситуация, когда правительство устанавливает верхний предел цены $ 2. Так как потолок цены ниже равновесной цены ($3), рыночная цена устнавливается на уровне предельной ($ 2). Спрос составляет 125 стаканчиков, а предложение - лишь 75, дефицит - 50 стаканчиков.

цену называют сдерживающим ограничением рынка. Силы спроса и предложения движут цену к равновесной цене, но рыночная цена «ударяется о потолок», препятствующий ее росту, и устанавливается на уровне верхнего предела цены. При .этой цене объем спроса на мороженое (125 стаканчиков) превышает объем предложения (75 стаканчиков). Возникает дефицит мороженого, а значит, некоторые потребители, желающие приобрести мороженое, при существующей цене не смогут это сделать.

Поскольку установление верхнего предела цены привело к появлению дефицита, формируется механизм естественного рационирования распределения мороженого - длинные очереди. Покупатели, имеюпхие возможность прийти пораньте и подождать в очереди, приобретут желанный стаканчик, в то время как люди, которые не имеют желания или возможности терять время, не получат ничего. Продавцы распределяют мороженое по собственному усмотрению: продают его дру.эьям, родственникам или потребителям одной с ними расы или национальности. Отметим, что хотя установление потолка цены продиктовано желанием помочь покупателям мороженого, выгоду извлекают далеко не все потребители. Некоторые потребители покупают мороженое по низкой цене, но им приходится выстаивать в очереди, другие - вообще не могут получить мороженого.

Мы имеем все основания сделать вывод: когда правительство устанавливает сдерживающий верхний предел цены на конкурентном рынке, следствием его становится дефицит товара; продавцы должны рационировать распределение ограниченного количества товара среди большого количества потенциальных покупателей. Механизм рационирования, возникающий при верхнем ограничении цены, в нормальных условиях нежелателен. Длинные очереди неэффективны, так как покупатели теряют в них время. Дискриминация, которая возникает при распределении товара по усмотрению продавца, неэффективна (потому что товар далеко не всегда получает покупатель, который его больше всего ценит) и несправедлива. Напротив, механизм распределения на свободном конкурентном рынке и эффективен и не подвержен влиянию отдельных личностей. Когда рынок мороженого достигает равновесия, все, кто желает заплатить рыночную цену, без проблем получают свой стаканчик мороженого. Свободный рынок распределяет товары с помощью цен.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [ 38 ] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]