назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


35

Цена

100 200

500 525 Количество

збъема предложения эластичность предложения по цене высока, реакция фирм на изменение цены существенна. В этом регионе фирмы обладают избыточными про-лзводственными мощностями, бездействующими часть дня или весь день. Небольшое увеличение цены позволяет увеличить степень загрузки оборудования и прибыль фирм. По мере увеличения объема предложения фирмы приближаются к полному использованию мощностей. Как только мощности предприятий загружены полно-тью, дальнейшее увеличение производства требует новых инвестиций. Для того чтобы компании приняли решение о целесообразности дополнительных расходов, лена должна вырасти существенно, поэтому предложение становится менее эластичным.

Обратимся к рис. 5.7. Когда цена товара увеличивается с S 3 до $ 4 (-1-33 %), эбъем предложения возрастает со 100 до 200 единиц (-1-100 %). Объем предложения увеличивается в значительно большей пропорции, чем цена, эластичность ло цене кривой предложения больше 1. Напротив, когда цена увеличивается с $ 12 ло $ 15 (-1-25 %), объем предложения увеличивается с 500 до 525 единиц (+5 %). В этом случае объем предложения увеличивается меньше, чем цена, поэтому эластичность меньше 1.

Три примера практического применения спроса и эластичности

Могут ли новости об увеличении урожайности ввергнуть фермеров в тревогу? Почему Организации стран - экспортеров нефти (OPEC) не удалось сохранить высокие цены на нефть? Увеличит или уменьшит запрет на наркотики число преступлений, совершаемых на этой почве? Возможно, вам покажется, что эти вопросы не имеют между собой ничего общего. Но каждый из них относится к рынкам, на которых взаимодействуют предложение и спрос. Мы используем для ответа на эти вопросы гибкие инструменты спроса, предложения и эластичности.

Рис. 5.7

ВОЗМОЖНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПО ЦЕНЕ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Так как компании стремятся к максимальной загрузке производственных мощностей, эластичность предложения может быть очень высокой при небольших объемах предложения и очень низкой при больших объемах предложения. В нашем случае увеличение цены с $ 3 до $ 4 означает возрастание объема предложения со 100 до 200 единиц. Так как прирост объема предложения составляет 100 %, а цена возросла на 33 %, кривая предложения на этом промежутке эластична. Напротив, когда цена увеличивается с $ 12 до $ 15, объем предложения возрастает только с 500 до 525 единиц. Объем предложения возрос на 5 %, а цена на 25 %, на этом отрезке кривая предложения неэластична.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Дайте определение эластичности предложения по цене. Объясните, почему эластичность предложения в краткосрочном периоде может отличаться от эластичности предложения в долгосрочном периоде.



Рис. 5.8

РОСТ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ПШЕНИЦЫ Появление новой технологии увеличивает предложение пшеницы с до S, а ее цена снижается. Так как спрос на пшеницу неэластичен, увеличение объема продаж со 100 до 110 пропорционально меньше, чем сокращение цены с $3 до $2. Совокупная выручка фермеров снижается с $300 ($3 хЮО) до $220 {$2х 110).

Могут ли новости об увеличении урожайности ввергнуть фермеров в тревогу?

Давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале главы. Как повлияет на фермеров, спещ1ализирующихся на вьфащивании пшеницы, и на рынок пшеницы появление нового высокозфожайного ее сорта? Вспомните, что поиск ответа на такого рода вопросы должен включать в себя три шага (гл. 4). Во-первых, мы рассматриваем сдвиги кривой спроса или кривой предложения. Во-вторых, мы отвечаем на вопрос о направлении сдвига кривой. В-третьих, для того чтобы наглядно представить изменения в равновесии рынка, мы используем графики спроса и предложения.

Прежде всего, мы делаем вывод о том, что появление нового сорта пшеницы влияет на кривую предложения. Так как объем пшеницы, получаемый с каждого гектара земли, увеличивается, фермеры будут поставлять большие объемы пшеницы при каждой возможной цене. Другими словами, кривая предложения сдвигается вправо. Положение кривой спроса не изменяется, поскольку данное событие никак не влияет на желание потребителей покупать продукты из пшеницы при каждой возможной цене. Итак, кривая предложения сдвигается из положения 5, в положение 5, количество проданной пшеницы увеличивается со 100 до 110, а цена пшеницы снижается с $ 3 до $ 2 (рис. 5.8).

Как внедрение новой технологии отражается на положении фермеров? Рассмотрим, что происходит с совокупной выручкой аграриев, которая равна Р xQ, произведению цены пшеницы на объем продаж. Появление нового сорта позволяет увеличить производство пшеницы (Q увеличивается), но цена каждого ее килограмма уменьшается (Р уменьшается).

Увеличение или уменьшение совокупной вырзчки детерминировано эластичностью спроса. В реальной жизни спрос на основные продукты питания, такие как пшеница, обычно неэластичен, так как эти товары относительно недороги и имеют много товаров-заменителей. Неэластичность кривой спроса (рис. 5.8) означает, что увеличение цены на продукт приводит к снижению совокупной выручки: цена пшеницы уменьшается в значительно большей степени, чем количество проданной пшеницы. Совокупная выручка уменьшается с $ 300 до $ 220.

Цена пшеницы

). Когда спрос неэластичен, увеличение предложения...

2. ...приводит к знвнитвльному снижению цены...

100-

-110 Количество пшеницы

3. ...о относительно меньшему

увеличению объема продаж. В результате

совокупная выручка уменьшается с 300 до 220 долларов



Если внедрение новой технологии приводит к ухудшению экономических показателей деятельности фермеров, почему они его принимают? Ответ на этот вопрос заключается в основах функционирования конкурентного рьшка. Так как каждому фермеру принадлежит небольшая доля рынка пшеницы, он принимает цену такой, какая она есть. Аграрий считает, что при любой цене на продукт ему выгодно использовать новый сорт и продавать больше пшеницы. А так как его образ \1ыслей ничем не отличается от выводов, к которым приходит большинство фермеров, предложение пшеницы растет, цена продукта уменьшается и уровень жизни каждого производителя снижается.

Возможно, вы воспримете данный пример как гипотетический, но он помогает объяснить основные изменения, произошедшие в американской экономике в XX в. Сотню лет назад большинство американцев жили на фермах. Научные знания о \1етодах ведения сельского хозяйства находились на низком уровне, поэтому боль-лая часть американцев занималась трудом на земле, обеспечивая себя и сограждан продуктами питания. Со временем совершенствование технологий сельскохозяй-гтвенного производства привело к увеличению объема продукции, производимого каждым фермером. Увеличение предложения продуктов питания вместе с неэластичным спросом на продукты питания привело к уменьшению доходов фермеров, что, в свою очередь, побудило аграриев к переезду в города.

Данный процесс иллюстрируют следующие статистические данные. В 1948 г. численность фермеров и членов их семей составляла в США 24 млн человек или 17 % населения страны. В 1993 г. число жителей ферм сократилось до 5 млн человек (2 % населения). Данное изменение связано со значительным ростом производительности в сельском хозяйстве: несмотря на сокращение числа фермеров на 30 %, в 1993 г. рост производства зерна и мяса в два раза превысил уровень 1948 г.

Анализ рьшка сельскохозяйственных продуктов позволяет объяснить кажущуюся парадоксом социальную политику: сельскохозяйственные программы, ориентированные на помощь фермерам, стимулируют сокращение используемых в производстве земель. В чем дело? Цель таких программ заключается в уменьшении предложения сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, увеличении цены на них. Так как спрос на продукты неэластичен, фермеры как группа получают большую совокупную выручку, если они предлагают рынку меньше зерна. Самостоятельно ни один фермер не согласится уничтожить зерно, так как каждый принимает рыночную цену такой, какая она есть. Но если бы все фермеры сократили предложение продуктов, повысился бы уровень жизни каждого из них.

•, вьфвщаввете * - ив ферме?

Абеомотт иачеео, Руфус! Верит ты ала нет, т ярвеатвльство ЯАЛяшя) Мне $175 ООО в tod, чтобы я ничего ие еырвщиввл!

Я сам не уверен, что понимаю, Руфус, но )то адорово! Ш еще, как не в Америке, челоеет могут штат* (775 ООО в год, чтобы он еырвщиввл нв 22 тыеячих внрт сорняки?! \

Моя сирене -прекрвснвя аемля субсидий!

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [ 35 ] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]