назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


33

Цена

Цена

100 Количество

80 Количество

Рис. 5.3

ИЗМЕНЕНИЕ СОВОКУПНОЙ ВЫРУЧКИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕНЫ: НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС При неэластичной кривой спроса увеличение цены приводит к уменьшению объема спроса, относительно меньшему, чем увеличение цены. Следовательно, совокупная выручка (результирующая цены и количества товара) увеличивается. В нашем случав увеличение цены с $ 1 до $ 3 приводит к уменьшению объема спроса со 100 до 80 единиц, а совокупная выручка возрастает со $ 100 до $ 240.

Цена

Цена

Количество

Количество

Рис. 5.4

ИЗМЕНЕНИЕ СОВОКУПНОЙ ВЫРУЧКИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕНЫ: ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС

Увеличение цены на эластичной кривой спроса приводит к уменьшению объема спроса, относительно большему, чем изменение цены. Следовательно, совокупная выручка (результирующая цены и количества товара) уменьшается. В нашем случае увеличение цены с $ 4 до $ 5 приводит к уменьшению объема спроса с 50 до 20 единиц, а общий доход сокращается с $200 до $ 100.



Практикум

Цена билета в музей

Представьте, что вы курируете работу крупного художественного музея. Финансовый директор сообщает, что музей испытывает дефицит средств, и предлагает вам подумать об изменении цены на входные билеты, что приведет к увеличению совокупной выручки. Что вы будете делать? Вы поднимете цену на билеты или, наоборот, будете настаивать на ее снижении?

Ваши действия определяет эластичность спроса на билеты. Если спрос на посещение музея неэластичен, увеличение цены на билеты выразится в росте совокупной выручки. Если спрос высокоэластичен, рост цены билетов приведет к сокращению доходов музея. В последнем случае вам необходимо снизить цену на билеты, и увеличение числа посетителей приведет к росту совокупной вырзгчки.

Чтобы оценить эластичность спроса по цене, необходимо провести исследование показателей посещаемости музея по мере изменения цены. Возможно, вам поможет информация о посещаемости различных музеев по стране, однако не забывайте, что вам придется учесть воздействие факторов, влияющих на число посетителей - погоду, население города, число туристов, размер экспозиции, - чтобы изолировать влияние цены. Анализ полученных данных позволит вам оценить эластичность спроса по цене и принять решение о необходимых мерах, которые позволят улучшить финансовое положение музея.

Эластичность

спроса

по доходу -

показатель,

отражающий

изменение объема

спроса на товар при

изменении доходов

потребителей,

рассчитанный как

отношение

изменения объема

спроса, выраженного

в процентах,

к изменению дохода,

выраженному

в процентах.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Дайте определение эластичности спроса по цене. Объясните взаимосвязь между совокупной выручкой и эластичностью спроса по цене.

Эластичность спроса по доходу

Кроме эластичности спроса по цене экономисты используют и другие виды показателей эластичности. Одни из самых интересных - эластичность спроса по доходу, то есть зависимость объема спроса от изменения дохода потребителей. Эластичностъ по доходу рассчитывается как

эластичностъ спроса по доходу =

изменение объема спроса, % изменение дохода, %

Как мы отмечали в гл. 4, большинство товаров относятся к категории нормальных товаров: увеличение дохода потребителей приводит к росту объема спроса на них. Так как объем спроса и доход изменяются в одном направлении, нормальные товары характеризуются положительной эластичностью по доходу. Некоторые товары, такие как поездки на автобусе, относятся к низшим товарам: увеличение дохода потребителей ведет к уменьшению объема спроса на такие товары. Так как объем спроса и доход изменяются в разных направлениях, низшие товары характеризуются отрицательной эластичностью по доходу.

Эластичность по доходу различных нормальных товаров существенно различается. Товары первой необходимости, такие как одежда и продукты питания, характеризуются низкой эластичностью по доходу, так как потребители, вне зависимости от размеров доходов, вынуждены приобретать хотя бы некоторые из них. Предметы роскоши, такие как икра и меха, характеризуются большой эластичностью по доходу, потому что снижение доходов потребителей наталкивает их на мысль, что они могут обойтись и без несоразмерно дорогих товаров.



Узелок на память

ЭЛАСТИЧНОСТЬ, СОВОКУПНАЯ ВЫРУЧКА И КРИВАЯ СПРОСА

Далеко не всегда кривые спроса характеризуются по-тоянной эластичностью на всем своем протяжении. Пример кривой спроса с переменной эластичностью - прямая на рис. 5.5. Линейная кривая спроса имеет по-гтоянный наклон. Вспомните, что наклон кривой опре-леляется как отношение изменения цены к изменению лоличества товара. В этом случае наклон кривой спро-:а - константа, так как каждое увеличение цены на один доллар приводит к уменьшению объема спроса на 2 единицы.

Но постоянный наклон кривой спроса не означает, что лонстантой будет являться и ее эластичность. Причина заключается в том, что наклон - это отношение изменения двух переменных, в то время как эластичность - 1тношение изменения переменных, выраженного в процентах. Рассмотрим представленное в табл. 5.1. распи-:ание спроса, соответствующую кривую спроса на рис. 5.5 и расчеты эластичности спроса по цене. В точках низких цен и высокого объема спроса, кривая спроса неэла-:тична. В точках высоких цен и небольшого объема спроса кривая спроса эластична.

В табл. 5.1 представлена и совокупная выручка в каждой точке кривой спроса, которая иллюстрирует взаимосвязь между совокупной выручкой и эластичностью. Когда цена равна $ 1, например, спрос неэластичен, а увеличение цены до $ 2 приводит к росту совокупной выручки. Когда цена товара равна $ 5, спрос эластичен, а рост цены до $ 6 приводит к снижению совокупной выручки. При цене от $ 3 до $ 4 эластичность спроса равна 1, а совокупная выручка одинакова при каждой цене.

Цена

.,.V \ Эластичность

s. -7 больше 1

\ Эластичность

меньше 1

8 10 12 14 Количество

ЦЕНА, В $

КОЛИЧЕаВО

СОВОКУПНАЯ

ВЫРУЧКА (ЦЕНА X КОЛИЧЕаВО)

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ, В %

ИЗМЕНЕНИЕ

ОБЪЕМА СПРОСА, В %

элАаич-

НОСГЬ

ХАРАКТЕРИаИКА СПРОСА

Неэластичен

Неэластичен

Неэластичен

Единичная эластичность

Эластичен

Эластичен

13,0

Эластичен

Рис. 5.5

ЛИНЕЙНАЯ КРИВАЯ СПРОСА Наклон кривой - константа, а эластичность спроса - нет.

Таблица 5.1

РАСЧЕТ

ЭЛАСТИЧНОСТИ ЛИНЕЙНОЙ КРИВОЙ СПРОСА Примечание: эластичность рассчитана по методу средней точки.

Эластичность предложения

Рассматривая факторы, определяющие предложение (гл. 4), мы отметили, что объем предложения увеличивается в тех случаях, когда растет цена товара, снижаются цены на ресурсы или улучшается технология. Чтобы перейти от качественного к количественному анализу предложения, мы воспользуемся концепцией эластичности.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]