назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [ 32 ] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


32

Узелок на память

РАСЧЕТ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПО МЕТОДУ СРЕДНЕЙ ТОЧКИ

Если вы попытаетесь рассчитать эластичность спроса по цене между двумя точками кривой спроса, вы быстро заметите досадную проблему: значение эластичности рассчитанной от точки А до точки В, не совпадает со значением эластичности, рассчитанной от точки В до точки А. Рассмотрим, к примеру, следующие данные:

Точка А: Цена = $ 4,

Количество =120. Точка В: Цена = $ 6,

Количество = 80.

При движении вдоль по кривой из точки А в точку В цена возрастает на 50 %, количество товара уменьшается на 33 %, что означает: эластичность спроса по цене составляет 33/50 или 0,66. Напротив при движении из точки В в точку А цена снижается на 33 %, а количество возрастает на 50 %, что означает: эластичность спроса по цене составляет 50/33 или 1,5.

Один из способов обойти эту проблему - использование метода средней точки. Данный метод предполагает определение эластичности как отношения изменения

значения цены в начальной и конечной точках (В процентах) к значению средней точки кривой. Например, цена $ 5 - средняя точка между $ 4 и $ 6. Следовательно, при движении от точки $ 4 до точки $ 6 цена возрастает на 40%. (Почему? Потому что ($ 6 - $4)/$ 5 х хЮО % = 40 % ). Аналогично, при движении от $ 6 до $4 цена снижается на 40 %.

Поскольку метод средней точки позволяет получит* значение изменений, которое не зависит от направления движения по кривой, его очень часто используют для расчета эластичности спроса по цене между двумя точками. В нашем примере средняя точка между точками А и В составляет:

Средняя точка: цена = $ 5, количество = 100.

, Согласно методу средней точки, при движении из точки А в точку В цена возрастает на 40 %, а количество сокращается на 40 %. Аналогично, при движении из точкж В в точку А цена снижается на 40 %, а количество возрастает на 40 %. В обоих направлениях эластичность спроса по цене равна 1.

Если у вас возникнет необходимость рассчитать эластичность, помните о методе средней точки. В этой книге мы будем не так часто обращаться к данному методу. Для наших целей сущность эластичности - реакция объема спроса на изменение цены - более важна, чем ее расчет.

Виды кривых спроса

Обычно экономистъ! классифицируют кривые спроса в соответствии с их эластичностью. Спрос оценивается как эластичный, когда эластичностъ болъше 1. То есть изменение количества товара, выраженное в процентах, относителъно выше, чем изменение цены, выраженное в процентах. Спрос оценивается как неэластичный, когда эластичность меньше 1. То есть изменение количества товара относительно ниже изменения цены. Если эластичность равна 1, то есть относительное количество товара изменяется в точном соответствии с изменением цены, спрос характеризуется единичной эластичностью.

Эластичностъ спроса по цене показывает зависимость объема спроса на товар от изменения цены, следовательно, она тесно связана со значением наклона кривой (см. обсуждение вопроса о наклоне кривой и эластичности в приложении к гл. 2). Весьма полезно следовать правилу большого пальца: чем более полога кривая спроса, проходящая через данную точку, тем выше эластичностъ спроса; чем более крута кривая спроса, проходящая через данную точку, тем меньше эластичность спроса по цене.

На рис. 5.1 представлены пять видов кривой спроса. В .экстремальном случае hj-левой эластичности спрос совершенно неэластичен, кривая спроса вертикальна. В этом случае при каждой возможной цене предлагаемое количество товара не изменяется. По мере роста эластичности кривая спроса становится все более пологой. В экстремальном случае совершенно эластичного спроса эластичность спроса по цене стремится к бесконечности. В этом случае кривая спроса горизонтальна по отношению к оси абсцисс, что отражает тот факт, что небольшие изменения цены ведут к значительному изменению объема спроса.



<а) Совершенно неэластичный спрос: эластичность равна О

(б) Неэластичный спрос: эластичность меньше 1

Цена

1. Увеличение цены

на 22%...

100 Количество

2. ...не влияет на объем спроса

(в) Спрос, характеризующийся единичной эластичностью: эластичность равна 1

100 Количество

2. ...ведет к уменьшению объема спроса на 11%

(г) Эластичный спрос: эластичность больше 1

Цена

1. Увеличение цены

нв22%...

Цена

1. Увеличение цены

нв22%...

100 Количество

2. ...еедет к уменьшению объема спроса на 22 %

(д) Совершенно эластичный спрос: эластичность стремится к бесконечности

Спрос

-100 Количество

2. ...ведет к уменьшению объема спроса нв 67%

Цена

1. При любой цене выше $4 - объем спроса равен нулю

Спрос

2. При цене, строго равной $4, потребители приобретут любое количество товара

3. При цене товара ниже $ 4 объем спроса стремится к бесконечности

Количество

Рис. 5.1

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ Эластичность спроса по цене определяет вид кривой спроса; является ли кривая пологой или крутой. Отметьте, что все изменения, выраженные в процентах, рассчитаны по методу средней точки.



Совокупнвя выручка -

денежная сумма, уплаченная покупателями и полученная продавцами товара, рассчитываемая как произведение цены товара и количества проданного товара.

Совокупная выручка и ценовая эластичность спроса

Анализируя изменения рыночного спроса или предложения, нам необходимо рассмотреть воздействие такой переменной, как совокупная выручка, -- денежной суммы, уплаченной покупателями и полученной продавцами товара. На любом рынке совокупная выручка равна Р х Q: цене товара, умноженной на количество проданного товара. Графически совокупная выручка (рис. 5.2) представлена прямоугольником под кривой спроса, высота которого равна Р, а длина - Q. Площадь прямоугольника, рассчитываемая как Р xQ, равна совокупной выручке, полученной на этом рывке . Если P = $4,aQ = 100, совокупная выручка равна $ 4 х 100, или $ 400.

Как изменяется совокупная выручка при движении вдоль кривой спроса? Ответ зависит от .эластичности спроса по цене. Если спрос неэластичен (см. рис. 5.3). увеличение цены приведет к увеличению совокупной выручки. Увеличение цены с $ 1 до $ 3 приводит к уменьщению объема спроса со 100 до 80 единиц, а совокупная выручка возрастает со $ 100 до $ 240. Рост цены ведет к возрастанию произведения Р и Q, поскольку уменьшение Q относительно меньше, чем увеличение Р.

Если спрос эластичен, мы получаем противоположный результат: увеличение цены приводит к уменьшению совокупной выручки. Например, если цена на товар выросла с $ 4 до $ 5, объем спроса уменьшается с 50 до 20 единиц, а совокупная выручка сокращается с $ 200 до $ 100. Так как спрос эластичен, уменьшение объема спроса настолько велико, что перекрывает увеличение цены. То есть увеличение цены ведет к уменьшению произведения Р и Q, потому что уменьшение Q относительно больше, чем увеличение Р.

Хотя примеры, приведенные на рис. 5.3 и 5.4, являются скорее крайними случаями, они иллюстрируют общее правило:

• Когда эластичность спроса по цене меньше 1, увеличение цены приводит к росту совокупной выручки, а уменьшение цены приводит к сокращению совокупной выручки

• Когда ценовая эластичность спроса болъше 1, увеличение цены приводит к сокращению совокупной выручки, а уменьшение цены - к возрастанию совокупно! выручки

• В особых случаях, когда ценовая эластичность спроса равна 1, изменение цены не влияет на совокупную выручку.

Цена

Рис. 5.2

СОВОКУПНАЯ ВЫРУЧКА Общая сумма, уплаченная покупателями и полученная в качестве дохода продавцами, равна площади прямоугольника под кривой спроса, Р X О. В нашем случае при цене товара $ 4 объем спроса равен 100, а совокупная выручка - $ 400.

Р <

Количество

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [ 32 ] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]