назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


31

ЭЛАСТИЧНОСТЬ и ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ г л А в А 5

в этой ГЛАВЕ ВЫ

• Узнаете о значении эластичности спроса

• Рассмотрите факторы, воздействующие на эластичность спроса

• Узнаете об эластичности предложения

• Рассмотрите факторы, воздействующие на эластичность предложения

• Примените концепцию эластичности к анализу трех различных рынков

• Рассмотрите последствия политики правительства, устанавливаюшего верхний и нижний пределы цен

Представьте, что вы - фермер, занимающийся выращиванием пщеницы. Так как весь ващ доход составляет выручка, получаемая от продажи пщеницы, вы прикладываете максимум усилий для повыщения отдачи принадлежащей вам земли. Вы следите за погодой и состоянием почвы, проверяете поля на наличие вредителей и заболеваний, изучаете новейщие достижения в области сельского хозяйства. Вы знаете, что чем больще пщеницы вы вырастите, тем больше зерна вы продадите и тем выше будет ваш доход и уровень жизни.

Однажды вы услышали о важном открытии. Исследователи с агрономического факультета местного университета вывели новый сорт пшеницы, позволяющий увеличить сбор зерна на 20 %. Как вы отреагируете на эту новость? Должны ли вы использовать новый сорт? Повысится ли в этом случае ваш уровень жизни? В этой главе, используя основные инструменты экономике - спрос и предложение, - мы получим удивительные ответы на, казалось бы, простейшие вопросы.

На рынке пшеницы восходящая кривая предложения представляет поведение поставщиков, а направленная вниз кривая спроса - поведение потребителей. Цена товара изменяется до тех пор, пока объемы спроса и предложения на товар не уравновешиваются. Использование методов анализа спроса и предложения как инструмента, позволяющего оценить влияние открытия семеноводов на рьшок пшеницы, предполагает важное дополнение - концепцию эластичности. Введение понятия эластичности меры реакции покупателей и продавцов на изменения условий рынка позволяет нам повысить точность анализа спроса и предложения.



Эластичность спроса

Эластичность -

показатель,

отражающий

изменение

в объемах спроса

и предложения при

изменении одной

из его детерминант.

Когда мы рассматривали детерминанты спроса (гл. 4), мы отметили, что при повышении доходов покупателей, когда возрастают цены на товары-субституты илн снижаются цены на взаимодополняющие товары, потребители желали бы получить больше товара по более низкой цене. Мы рассматривали спрос прежде всего с качественной, а не с количественной стороны, анализировали направление изменения объема спроса, а не его величину. Измеряя реакцию спроса на изменение определяющих его факторов, экономисты используют концепцию эластичности.

Эластичность спроса по цене -

показатель, измеряющий, как изменится объем спроса при изменении цены товара.

Рассчитывается как отношение изменения объема спроса, выраженного в процентах, к изменению цены, выраженному в процентах.

Эластичность спроса по цене и ее детерминанты

Закон спроса утверждает, что уменьшение цены товара вызывает увеличение объема спроса. Эластичность спроса по цене определяет реакцию объема спроса на изменение цены товара. Спрос на товар называется эластичным, если при изменении цены объем спроса существенно изменяется. Спрос называется неэластичным. если при изменении цены объем спроса изменяется незначительно.

Что определяет эластичность или неэластичность спроса на товар? Так как спрос на любой товар зависит от предпочтений потребителей, эластичность товара по цене определяется множеством экономических, социальных и психологических факторов, формирующих человеческие желания. Тем не менее, основываясь на практике, мы имеем возможность назвать некоторые общие правила, определяющие ценовую эластичность спроса.

Товары первой необходимости и предметы роскоши. Спрос на товары первой необходимости характеризуется низкой эластичностью спроса по цене, в тс время как спрос на предметы роскоши - высокой эластичностью. Вряд ли больные значительно сократят количество посещений доктора, даже если цена медицинских услуг постоянно растет. Напротив, рост цены на яхты ведет к значительном}-уменьшению объема спроса. Причина заключается в том, что больщинство индивидов рассматривают посещение врача как необходимость, а владение яхтой - как роскошь. Конечно, отнесение нами продукта к товарам первой необходимости или предметам роскоши определяется не его внутренними качествами, а покупательскими предпочтениями. Для заядлого любителя морских походов, обладающего богатырским здоровьем, парусная лодка - предмет первой необходимости с неэластичны>! спросом, а посещение врача - роскошь, характеризующаяся высокой эластичностью по цене.

Доступность близких товаров-заменителей. Товары, у которых есть близкие заменители, отличаются более эластичным спросом, потому что потребители имеют возможность без особых затруднений использовать один продукт вместо другого. Например, легко взаимозаменяемы масло и маргарин. Небольшой рост цены на масло, при неизменности стоимости маргарина, приведет к значительному уменьшению объема продаж масла. Напротив, так как куриные яйца - продукт, у которого нет близкого заменителя, спрос на яйца, вероятно, менее эластичен, чем спрос на масло.

Определение рынка. Эластичность спроса зависит от нашего определения границ любого рынка. Более узко определенный рынок характеризуется и более эластичным спросом в сравнении с широко определенным рынком, на котором гораздо проще найти товары-субституты. Например, продукты питания, как широкая товарная категория, обладают практически неэластичным спросом, поскольку



не имеют заменителей. Мороженое - более узкая товарная категория - обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими десертами. Ванильное мороженое, очень узкая категория, характеризуется весьма эластичным просом, так как другие виды мороженого - практически совершенные его суб-:титуты.

Временной горизонт. На длительных отрезках времени значение эластичности .проса по цене товаров повышается. Когда растет цена на бензин, объем спроса на него первые несколько месяцев уменьшается незначительно, но со временем чело-зек приобретает более экономичный автомобиль, чаще пользуется общественным транспортом или переезжает ближе к месту работы. Рассматривая динамику спроса на бензин в течение нескольких лет, мы придем к выводу, что его потребление значительно уменьшится.

Расчет эластичности спроса по цене

Экономисты рассчитьтают ценовую эластичность спроса как отношение изменения объема спроса, выраженного в процентах, к изменению цены, выраженному в процентах.

изменение объема спроса, % Ценовая .эластичность спроса = изменение цены, %-

Предположим, что цена стаканчика мороженого выросла с $ 2,00 до $ 2,20 и теперь вы покупаете не 10 стаканчиков в месяц, а 8 пачек. Мы рассчитываем изменение цены, выраженное в процентах, как

(2,20 - 2,00) изменение цены =--х 100 % = 10 %.

Аналогичным образом мы рассчитываем и изменение объема спроса, выраженного в процентах, как

(10-8)

изменение объема спроса =--х 100 % = 20 %.

В этом случае эластичность спроса по цене составит

20% „

ценовая эластичность спроса =-= 2.

В этом примере эластичность спроса по цене, равная 2, означает, что изменение объема спроса в два раза больше, чем изменение цены.

Так как объем спроса на товар обратно пропорционален его цене, знак изменения объема спроса, выраженного в процентах, всегда противоположен знаку выраженного в процентах изменения цены. В нашем примере изменение цены, выраженное в процентах, составляет плюс 10 % (увеличение цены), а изменение объема спроса, выраженное в процентах, составляет минус 20 % (уменьшение спроса). По этой причине эластичность спроса по цене иногда считают отрицательным числом. В этой книге мы будем следовать общепринятой практике и считать ценовую эластичность положительным числом (математики назвали бы ее абсолютным значением). При этом условии большее значение эластичности спроса по цене означает пропорционально большее изменение объема спроса по сравнению с изменением цены.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]