назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [ 30 ] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


30

Выводы

Экономисты используют модель спроса и предложения для анализа рыночной конкуренции. Конкурентный рынок характеризуется большим количеством покупателей и продавцов, каждый либо оказывает незначительное влияние, либо или вообще не воздействует на рыночную цену.

Кривая спроса показывает зависимость объема спроса на товар от его цены. Закон спроса гласит: если цена товара падает, объем спроса возрастает, следовательно, кривая спроса является нисходящей.

Объем спроса определяют не только цена товара, но и другие факторы: доходы потребителей, их вкусы, ожидания и цены на взаимозамещаю-щие и взаимодополняющие товары. Изменение лкбого из этих факторов обусловливает сдвиг кривой спроса.

Кривая предложения иллюстрирует зависимость объема предложения товара от уровня цены. Согласно закону предложения, увеличение цены товара ведет к росту объема предложения, следовательно, кривая предложения направлена вверх.

Объем предложения определяют не только цена товара, но и другие факторы: цены на ресурсы, технология и ожидания. Если один из этих факторов изменяется, кривая предложения смещается.

Пересечение кривых спроса и предложения определяет рьшочное равновесие. При равновесной цене объем спроса равен объему предложения. Действия покупателей и продавцов естественным образом приводят к рыночному равновесию. Когда рыночная цена превышает цену равновесия, рьшок характеризуется избыточным предложением, которое приводит к падению рыночной цены. Если рыночная цена ниже цены равновесия, рынок характеризуется неудовлетворенным спросом, что приводит к увеличению рыночной цены.

Чтобы проанализировать воздействие на состояние рынка некоего события, мы, используя графики кривых спроса и предложения, рассматриваем его влияние на цену равновесия и равновесный объем. Анализ включает в себя три шага. Во-первых, мы выясняем, приводит ли событие к сдвигам кривой спроса или кривой предложения. Во-вторых, мы определяем, в каком направлении смещается кривая. В-третьих, мы сравниваем новое равновесное положение с первоначальным. В рыночной экономике цены - это сигналы, на основании которых принимаются экономические решения и распределяются ограниченные ресурсы. Рыночная цена каждого товара - гарантия равновесия спроса и предложения. Равновесная цена определяет потребление и производство товаров.

Основные понятия

Рынок Конкурентный рынок

Закон спроса Нормальный товар Взаимозаменяющие товары (субституты) Взаимодополняющие товары

Кривая спроса Ceretis paribus

Закон предложения Расписание предложения

Равновесие Цена равновесия

Избыточное предложение Неудовлетворенный спрос

Объем спроса Низший товар Расписание спроса Объем предложения Кривая предложения Равновесный объем Закон спроса и предложения



Вопросы

4. 5.

Что такое конкурентный рынок? Что определяет количество товара, которое требуется покупателям?

Что такое расписание спроса и кривая спроса и как они связаны?

Почему кривая спроса является нисходящей? Приводит ли изменение вкусов потребителей к движению вдоль кривой спроса или к сдвигу кривой спроса? Приводит ли изменение цены к движению вдоль кривой спроса или к сдвигу кривой спроса?

Что определяет количество товара, которое предлагают продавцы?

Что такое расписание предложения и кривая предложения и как они связаны?

8. Почему кривая предложения направлена вверх?

9. Приводит ли изменение в технологии производства к движению вдоль кривой предложения или к сдвигу кривой предложения? Приводит ли изменение цены к движению вдоль кривой предложения или к сдвигу кривой предложения?

10. Дайте определение рынка в остоянии равновесия. Опишите силы, которые приводят рынок в состояние равновесия.

И. Пиво и пицца - взаимодополняющие товары, потому что они часто используются вместе. Когда цена на пиво увеличивается, что происходит с предложением, спросом, объемом предложения, объемом спроса и ценой пиццы?

12. Опишите роль цен в рыночной экономике.

Задания для самостоятельной работы

Объясните, используя графики спроса и предложения, каждое из следующих утверждений:

а. Заморозки во Флориде приводят к увеличению цен на апельсиновый сок во всех супермаркетах США.

б. Жаркое лето в Новой Англии приводагт к снижению цен в гостиницах на побережье Карибского моря.

в. Обострение политической обстановки на Ближнем Востоке приводит к росту цен на бензин и снижению цен на подержанные автомобили.

«Возрастание спроса на ноутбуки означает увеличение объема спроса, а не объема предложения». Верно ли это утверждение? Объясните. Рассмотрите рынок микроавтобусов. Определите, на какой из факторов, определяющих спрос или предложение, влияет каждое из перечисленных событий. Как оно воздействует на спрос или предложение.

а. Неожиданно увеличивается рождаемость.

б. Забастовка рабочих металлургической промышленности приводит к увеличению цен на сталь.

в. Разработана новая линия для производства микроавтобусов,

д. Крах фондового рынка приводит к уменьшению благосостояния людей.

4. Используя графики спроса и предложения, покажите влияние следующих событий на рынок теплых рубашек США:

а. Ураган в Южной Каролине уничтожает посевы хлопка.

б. Снижается цена на кожаные куртки.

в. Изобретены новые вязальные машины.

5. Предположим, что в 2000 г. родилось необыкновенно много младенцев. Как это повлияет на цену услуг няни в 2005 г. и в 2015 г.? (5-летним детям нужны няни, а 15-летние подростки сами могут присматривать за малышами.)

6. В разделе Практикум мы обсуждали способы уменьшения числа курящих людей, и в том числе повышения уровня налога на сигареты. Рассмотрите рынки других табачных изделий, таких как сигары и жевательный табак.

а. Являются ли эти товары по отношению к сигаретам замещающими или взаимодополняющими?



б. Используя график спроса и предложения, покажите, что происходит на рынках сигар и жевательного табака при увеличении налогов на сигареты.

в. Если бы политики действительно хотели уменьшить общее предложение табака, какими действиями они могли бы подкрепить введение налога на сигареты?

Мы имеем следующие данные о спросе и предложении на рьшке пиццы:

Цена, в $ Объем спроса Объем предложения

4 5 6 7 8 9

135 104 81 68 53 39

26 53 81 98 110 121

Начертите кривые спроса и предложения. Какова цена равновесия и равновесный объем на рынке пиццы? Если рыночная цена выше или ниже равновесной цены, что заставит рынок прийти в состояние равновесия? Технологическое нововведение снижает издержки производства компьютерных микросхем. Используя графики спроса и предложения, покажите влияние нововведения на равновесную цену и равновесный объем на следующих рьшках:

а. На рынке компьютеров.

б. На рынке программного обеспечения. Поскольку плавленый сыр обычно намазывают на булочки, эти товары являются взаимодополняющими.

а. Мы наблюдаем увеличение и равновесной цены плавленого сыра, и равновесного количества булочек. Что повлекло это увеличение - снижение цены муки или цены молока? Начертите график и объясните свой ответ.

б. Предположим, что равновесная цена плавленого сыра увеличилась, а равновесный объем булочек уменьшился. Чем это вызвано - увеличением цены муки или увеличением цены молока? Начертите график и объясните ваш ответ.

10. Предположим, что цена на баскетбольные билеты команды вашего колледжа определяется рыночными силами. Данные о спросе и предложении таковы:

Цена ($) Объем спроса Объем предложения

4 8 12 16 20

10000 8000 6000 4000 2000

8000 8000 8000 8000 8000

а Начертите кривые спроса и предложения. Что необычного в кривой предложения? Чем вы это объясняете?

б. Каковы равновесные цена и количество билетов?

И. Статья в «The New York Times* (Oct. 18, 1990) описывала успешную маркетинговую кампанию, проведенную производителями шампанского из Франции. В статье отмечалось, что «многие руководители испытывали головокружение от высоких цен на шампанское. Но они опасались, что резкий скачок цен повлечет за собой спад спроса и, соответственно, снижение цен». Какая ошибка допущена в анализе этой ситуации? Для иллюстрации вашего ответа начертите график.

12. «При данном увеличении предложения наклон кривых спроса и предложения влияет на изменение равновесного объема». Верно ли это ут-вер-ждение? Объясните с помощью графика.

13. (Этот вопрос требует использования школьных знаний алгебры.) Исследование рьшка шоколадных батончиков показало, что спрос может бьггь представлен равенством QD = 1600 - ЗООР, где QD - объем спроса, а Р - цена. Данные о предложении могут быть представлены равенством QS = 1400 - 700Р, где QS - объем предложения. Рассчитайте цену равновесия и равновесное количество шоколадных батончиков.

14. Что мы имеем в виду, когда говорим о совершенной конкуренции? Как вы думаете, подходит ли использованный нами пример рьшка мороженого под это описание?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [ 30 ] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]