назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [ 29 ] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


29

*Два доллара...

.и семьдесят пять центов».

3. в зависимости от относительного размера сдвигов спроса и предложения возможны два варианта развития событий (рис. 4.12), но равновесная цена увеличивается в обоих случаях. На графике (а) существенно увеличивается спрос, а предложение уменьшается незначительно, равновесный объем также увеличивается. Напротив, на графике (б) предложение значительно уменьшается, а спрос возрастает на существенно меньшую величину, равновесный объем сокращается. Таким образом, произошедшие события определенно увеличивают цену мороженого, но их влияние на объем его продаж неоднозначно.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Проанализируйте развитие событий на рынке пиццы в случае, когда возрастает цена на помидоры. Рассмотрите ситуацию на рынке пиццы в случае, когда уменьшается цена на гамбургеры.

Заключение: цены и распределение ресурсов

Мы проанализировали взаимодействие спроса и предложения на рынке одного товара - мороженого. Полученные нами выводы применимы и к рынкам других товаров. Любая ваша покупка есть ваш личный вклад в величину спроса на конкретный товар. Если вы заняты поисками работы - вы участвуете в предложении труда. Так как спрос и предложение распространенные экономические феномены, модель спроса и предложения - прекрасный аналитический инструмент, которым мы будем постоянно пользоваться и в следующих главах.

Один из Десяти принципов экономике, о которых говорилось в гл. 1, гласит, что рынки обычно представляют прекрасный способ организации экономической деятельности. Пока мы не имеем оснований оценить результаты функционирования рынков, так как только-только начали рассматривать их работу. В любой экономической системе ограниченные ресурсы распределяются на конкурирующие цели. В рыночной экономике такое распределение происходит под воздействием сил спроса и предложения, когда их взаимодействие определяет уровень цен на многие товары и услуги; а цены, в свою очередь, являются сигналами, детерминирующими объем и направления ресурсных потоков.

Рассмотрим, к примеру, распределение такого ресурса, как полоса пляжа. Так как площадь прибрежной полосы ограниченна, далеко не каждый желающий имеет возможность наслаждаться роскошью жизни на побережье. Кто получает этот ресурс? Тот, кто имеет желание и возможность заплатить за него. Цена на земель-



Рис. 4.12

СДВИГИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В рассматриваемом случае мы наблюдаем одновременное увеличение спроса и уменьшение предложения. Возможны два результата. На графике (а) цена равновесия увеличивается с Р, до Р, а равновесный объем возрастает с О, до Ог. На графике (б) цена равновесия увеличивается с Р, до Р, а равновесный объем уменьшается с О, др 0.

(а) Цена возрастает, равновесный объем увеличивается

Цена стаканчика мороженого

Значитальное увеличение спроса

Небольшое уменьшение предложения

Первоначальное равновесие

(б) Цена увеличивается, равновесный объем уменьшается

Количество стаканчиков мороженого

Цена стаканчика мороженого

Небольшое увеличение спроса

Новое

равновесие

Значительное

уменьшение

предложения

Первоначальное >f рввновасие >:

ч Ог

Количество стаканчиков мороженого

ные участки на побережье будет изменяться до тех пор, пока объем спроса на них не будет полностью соответствовать объему предложения. В рыночной экономике цены - важнейшая часть механизма рационального распределения ресурсов.

Аналогичным образом цены определяют, кому производить каждый товар и в каком количестве. Рассмотрим, к примеру, фермерскую деятельность. Так как



Новости

СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЦЕНА НА БУМАГУ

Предлагаемая вашему вниманию статья живописует развитие рынка бумаги, Прочитав ее, попытайтесь определить сдвиги кривой спроса и кривой предложения. Будьте внимательны, не перепутайте сдвиги кривых с движением вдоль кривой.

ЦЕЛЛЮЛОЗНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Джерри Аккерман

Взгляните на цены в газетном киоске или на ваш пакет из бакалейного магазина - наглядные свидетельства всемирного экономического процесса: растущий спрос на бумагу привел к увеличению цен на нее почти до рекордного уровня.

Ни один вид бумаги не остался в стороне от него. Папиросная бумага, офисная бумага, газетная бумага, даже сырье для производства картона - все сегодня на 25-40% дороже, чем в начале 1994 г., и ожидается, что рост цен на этом не остановится.

«Производители заявляют, что данная тенденция сохранится в течение ближайших полутора лет», - утверждает Эдвард Розенблум, президент Empire Paper Co., компании-дистрибьютера офисной бумаги из Бостона.

Если покупатели супермаркетов хотят получить бумажный, а не пластиковый пакет, они вынуждены просить продавцов об особой услуге, администрация учреждений пытается ограничить доступ сотрудников к копировальным аппаратам, печатники предпринимают дополнительные усилия, чтобы уменьшить отходы бумаги и снизить цены для потребителей. Газеты просто урезают большие статьи, чтобы избежать повышения цен из-за увеличения стоимости газетной бумаги.

Неудивительно, что производители бумаги счастливы. Они считают, что их отрасль в течение нескольких лет спада терпела незаслуженные убытки, Вирд-жил Нортон из торговой организации American Forest and Paper Association считает, что бумажная промышленность получает прибыль только последние три года из 14 лет...

Повышение цен пришло на смену длившемуся пять лет глубокому экономическому спаду, который, по словам лидеров отрасли, оказался самым тяжелым из известных им кризисов. Сокращение рекламных площадей привело к повсеместному уменьшению объемов печатных изданий, а сокращение объемов продаж потребительских товаров - к уменьшению производства упаковочных материалов.

Но пронзводителп бумаги, вдохновленные бумом 1980-х гг., не желали остановить ввод новых производственных мощностей, призванных удовлетво-

рить ожидаемое увеличение спроса. По данным American Forest and Paper Association, в 1990-1991 гг. в США были введены в действие пять громадных комплексов по производству газетной бумаги, строительство которых обошлось в $2 млрд., а производственные мощности возросли на 9,5 %. То же и в Канаде; а ведь эти две страны дают 75 % мирового объема производства газетной бумаги.

Чтобы ускорить окупаемость инвестиций, компании начали производство на новых мощностях до того, как решили, что делать со старым оборудованием. В результате избытка бумаги цены на нее упали, пока в 1994 г. не произошел новый поворот в экономике - НС только в США, но и в Европе, Азии и большей части Латинской Америки.

Теперь, после вывода устаревших производственных мощностей, растущий спрос поднимает цены на бумагу до рекордных высот. По данным торгового журнала *Ри1р & Paper», средняя цена метрической тонны газетной бумаги (отраслевая единица измерения) выросла с $ 445 осенью 1993 г. до $ 515 в декабре. Исследование *The New York Times» показало, что в январе 1994 г. цена бумаги составила $ 552, в начале марта - $ 600, а к 1 мая она достигнет $ 675.

Источник: Boston Globes, March 20, 1995, p. 37.

ДЛЯ жизнедеятельности каждого человека необходима пища, существенно важно, чтобы какая-то часть населения занималась сельскохозяйственной деятельностью. Что определяет, кто становится фермером, а кто занят другими видами производства? В свободном обществе отсутствуют государственные плановые органы, ответственные за принятие подобных решений и обеспечение необходимого предложения продуктов питания. В рыночной экономике распределение работников зависит от решений миллионов свободных в выборе людей, и такая децентрализованная, система отлично себя зарекомендовала. И прежде всего потому, что решения принимаются под воздействием цен. Изменения цены на продукты питания и заработной платы фермеров (цена их труда) гарантируют достаточный уровень занятых в аграрной сфере.

Данная идея может показаться нелепой человеку, не познавшему на себе действие рыночной экономики. Экономика - большая группа людей, занятых взаимозависимыми видами деятельности. Почему децентрализованное принятие решений не заканчивается всеобщим хаосом? Кто или что координирует действия миллионов людей, возможности и желания которых постоянно изменяются? Где гарантии, что то, что должно быть сделано, будет совершено? На все эти вопросы есть единственный короткий ответ - цены.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [ 29 ] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]