назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


28

Поверь мне, Гарольд, это не «ИЛИ» спрос... Это предложение «И» спрос.

Анализ изменений равновесия. Три шага

Мы рассмотрели, как взаимодействие спроса и предложения определяет равновесие рынка, которое, в свою очередь, детерминирует цену и количество производимого и приобретаемого товара. Конечно, равновесная цена и объем продукции зависят от положения кривых спроса и предложения. Когда какое-то событие приводит к сдвигу одной из кривых, рыночное равновесие нарушается и восстанавливается на новом уровне. Анализ таких изменений, сравнение условий старого и нового равновесия называют сравнительной статикой.

Анализ событий, оказывающих воздействие на рыночную ситуацию, включает в себя три шага. Во-первых, необходимо определить, приводит ли рассматриваемое событие к сдвигу кривой спроса или предложения или к смещению обеих кривых. Во-вторых, мы определяем направление сдвига кривых (вправо или влево). В-третьих, мы используем график с кривыми спроса и предложения, который облегчает нам понимание влияния сдвигов на равновесную цену и объем предлагаемого и приобретаемого товара. Последовательность этих шагов представлена в табл. 4.7. Давайте рассмотрим применение этого метода в отношении различных событий, которые могут повлиять на ситуацию на рынке мороженого.

Пример: изменение спроса. Предположим, что стоит жаркое лето. Как установившаяся погода влияет на рынок мороженого?

1. Жаркая погода воздействует на спрос; изменяются вкусы людей по отношению к мороженому. То есть количество мороженого, которое желали бы купить люди при каждой возможной цене, увеличивается. Кривая предложения не изменяется, поскольку погода не оказывает прямого влияния на фирмы-производители мороженого.

2. Так как жаркая погода приводит к тому, что желание людей приобрести мороженое возрастает, кривая спроса сдвигается вправо. Кривая спроса на мороженое

Таблица 4.7

ТРИ ШАГА

СРАВНИТЕЛЬНОЙ

СТАТИКИ

1. Определение сдвигов кривой спроса или кривой предложения (возможно, обеих кривых).

2. Определение направления сдвига кривой.

3. Использование графика кривых спроса и предложения и анализ влияния сдвига но рыночное равновесие.



смещается из положенияО, в положениеОз (рис. 4.10). Сдвиг демонстрирует, что требуемое количество мороженого при каждой возможной цене возрастает. 3. Возрастание спроса повышает цену равновесия с $ 2,00 до $ 2,50, а равновесный объем - с 7 до 10 стаканчиков (рис. 4.10). Другими словами, жаркая погода привела к возрастанию цены мороженого и количества проданного мороженого.

Сдвиги кривых И движение вдоль кривых. Заметьте, что, когда жаркая погода увеличивает цены на мороженое, количество мороженого, которое предлагают фирмы, возрастает, хотя кривая предложения не изменяется. В этом случае экономисты говорят, что происходит увеличение «объема предложения», а не изменение «предложения».

Под «предложением» понимается положение кривой предложения, в то время как под «объемом предложения» - количество поставщиков, предлагающих продукт. В этом примере предложение не изменяется, потому что погода не сказывается на желании компаний изменить предложение при каждой возможной цене. Напротив, жаркая погода приводит к изменению желаний потребителей приобрести определенное число стаканчиков мороженого при каждой возможной цене и, следовательно, к сдвигу кривой спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены равновесия и, соответственно, возрастанию объема предложения, то есть движению вдоль кривой предложения.

В общем, сдвиг кривой предложения назьшаетсяшлеиекмел предложения, а сдвиг кривой спроса называется изменением спроса. Движение вдоль фиксированной кривой предложения называется мэлекекмел объема предложения, а движение вдоль фиксированной кривой спроса - изменением объема спроса.

Пример: изменение предложения. Предположим, что в следующем году, опять-таки летом землетрясение привело к тому, что несколько фабрик мороженого прекратили работу. Как данное событие повлияет на рынок мороженого?

стаканчика мороженого

2. ...в результате - болеа аысокая цана...

1. Жаркая погода приводит к возрастанию спроса на мороженое...

Предложение f" Новое

V равновесие

Первоначальное равновесие

3. ...и увеличение объема продаж

Количество стаканчиков мороженого

Рис. 4.10

ВЛИЯНИЕ

ВОЗРАСТАНИЯ

СПРОСА

НА РАВНОВЕСИЕ Событие, которое приводит к увеличению объем спроса при каждой возможной цене, приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Цена равновесия и равновесный объем возрастают. В нашем случае необычно жаркое лето приводит к тому, что покупатели желали бы приобретать больше мороженого. Кривая спроса сдвигается из положения D, в положение D, что ведет к увеличению цены равновесия с $2,00 до $ 2,50, а равновесный объем товара возрастает с 7 до 10 стаканчиков.



Рис. 4.11

ВЛИЯНИЕ СОКРАЩЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РАВНОВЕСИЕ Событие, которое уменьшает объем предложения при каждой возможной цене, приводит к смещению кривой предложения влево. Цена равновесия растет, а равновесный объем уменьшается. В нашем случае землетрясение приводит к тому, что продавцы предлагают меньшее количество мороженого. Кривая предложения двигается из положения S, в положение S, что приводит к увеличению цены равновесия с $ 2,00 до $ 2,50, а равновесный объем уменьшится с 7 до 4 стаканчиков.

1. Землетрясение воздействует на кривую предложения. Количество продавцов уменьшается, что приводит к изменению объема производства и предложения мороженого при каждой возможной цене. Кривая спроса неизменна, поскольку землетрясение не влияет на объем мороженого, которое желали бы приобрести домашние хозяйства.

2. Кривая предложения сдвигается влево, так как снижается общее количество компаний, желающих и способных предложить мороженое при каждой возможной цене. Уменьшение предложения приводит к сдвигу кривой предложения из положения 5, в положение(рис. 4.11).

3. Смещение кривой предложения увеличивает цену равновесия с $ 2,00 до $ 2,50; равновесный объем уменьшается с 7 до 4 стаканчиков. В результате землетрясения цена мороженого растет, а проданное количество мороженого уменьшается.

Пример: одновременное изменение спроса и предложения. Теперь предположим, что стоит жаркая погода и одновременно происходит землетрясение. Анализируя это сочетание событий, мы еще раз делаем три шага.

1. Мы приходим к выводу, что смещаются и кривая спроса и кривая предложения. Жаркая погода приводит к сдвигу кривой спроса, поскольку изменяется объем мороженого, которое домашние хозяйства желали бы приобрести при каждой возможной цене. В то же время землетрясение детерминирует смещение кривой предложения, поскольку изменяется количество мороженого, которое желали бы продать фирмы при каждой возможной цене.

2. Кривые сдвигаются в том же направлении, что и в нашем предыдущем анализе: кривая спроса смещается вправо, кривая предложения - влево (рис. 4.12).

Цена стаканчика мороженого

2. ...что выражается в болеа высокой цана...

1. Землетрясение приводит

к сокращению предложения...

••w- равновесие

У Первоначальное

равновесие

Спрос

О 4-

3. ...и снижении объеме продаж

Количество стаканчиков мороженого

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]