назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [ 235 ] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


235

этим издержек в терминах объема продукции и то, как скоро мы получим желаемые результаты, зависит отчасти от того, насколько решительно и недвусмысленно правительство привержено искоренению инфляции.

Согласно Т. Сардженту, коэффициент потерь может быть значительно меньшим, чем это предполагалось. Действительно, в экстремальном случае он может быть равным нулю. Если правительство проявляет заслуживающую доверия приверженность к политике низкой инфляции, экономические агенты достаточно рациональны, чтобы немедленно скорректировать инфляционные ожидания. Краткосрочная кривая Филлипса переместится вниз, и экономика достигнет низкой инфляции быстро и без издержек в виде временно высокого уровня безработицы и низкого объема вьшуска.

Антиинфляционная политика по П. Волкеру

Рис. 33.11

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПО П. ВОЛКЕРУ Диаграмма построена на данных об уровне безработицы и темпах инфляции (измеряемых дефлятором ВВП) в США в 1979-1987 гг. Сокращение темпов инфляции в течение этого периода было достигнуто за счет резкого повышения уровня безработицы в 1982 и 1983 гг. Обратите внимание, что точки, обозначенные на этой диаграмме как Д, Б и С, приблизительно соответствуют одноименным точкам на рис. 33.10. Источник: и. S. Department of Commerce, U. S. Department of Labour.

Итак, Пол Волкер должен был принять решение о стратегии снижения темпов инфляции, а экономическая наука разделилась на два лагеря. Одна группа экономистов предложила оценить коэффициент потерь и пришла к заключению, что ограничение темпов роста цен сопряжено со значительным снижением объема вьшуска и ростом безработицы. Другая группа предложила теорию рациональных ожиданий и сделала заключение, что уменьшение инфляция может быть намного менее дорогостоящим. Более того, существует возможность избежать издержек вообще. Кто же оказался прав?

На рис. 33.11 представлены данные о темпах инфляции и уровне безработицы за 1979-1987 гг., из которых следует, что П. Волкер преуспел в снижении темпов роста цен с 10 % в 1981-1982 гг. до приблизительно 4 % в 1983-1984 гг. Сокращение темпов инфляции произошло исключительно благодаря денежно-кредитной политике. Финансово-бюджетная политика в этот период времени действовала в противоположном направлении увеличения бюджетного дефицита и, соответственно, совокупного спроса, что, вообще говоря, ведет к возрастанию темпов инфляции.

Темпы инфляции (в процентах в год) 10

1980 1981

J I I I L



Эра А. Гринспена

После спровоцированной действиями OPEC инфляции 1970-х гг. и антиинфляционной политики П. Волкера 1980-х гг. в экономике США происходили относительно умеренные колебания инфляции и безработицы (рис. 33.12), этот период получил название «эры Гринспена», по имени Алана Гринспена, сменившего в 1987 г. Пола Волкера на посту председателя ФРС. Она началась с благоприятных шоковых изменений предложения, когда в 1986 г. в связи с разногласиями стран - членов OPEC цены на нефть упали почти вдвое, что привело к снижению темпов инфляции и уровня безработицы.

ФРС проводила достаточно осторожную политику, стремясь избежать повторения ошибок 1960-х гг., когда чрезмерное расширение совокупного спроса привело к смещению уровня безработицы ниже естественного и ускорению инфляции. Безработица остается на уровне относительно близком к 6%, который многие экономисты оценивают как естественный для экономики США. Когда в 1989 и 1990 гг. уровень безработицы снизился, а инфляция возросла, ФРС предприняла меры к сжатию совокупного спроса, что привело к небольшому экономическому спаду в 1991 и 1992 гг. Затем безработица поднялась выше естественного уровня, а темпы инфляции замедлились, экономика постепенно вышла из спада и инфляция стабилизировалась на уровне приблизительно в 3 %.

Однако антиинфляционная политика по П. Волкеру основывалась на значительном повышении уровня безработицы, который в 1982-1983 гг. составлял примерно 10 %. В то же время производство товаров и услуг, измеряемое реальным ВВП, было значительно ниже трендового уровня (рис. 31.1 в гл. 31). Сокрашение темпов роста цен по П. Волкеру привело к наиболее глубокому спаду в экономике США после Великой депрессии 1930-х гг.

Опровергает ли этот опыт саму возможность проведения антиинфляционной политики, не сопровождающейся издержками в терминах объема выпуска, на которой настаивают теоретики рациональных ожиданий? Действительно, антиинфляционная модель на рис. 33.11 весьма напоминает модель на рис. 33.10. Чтобы перейти от высокой инфляции (точка Л на обоих рисунках) к низкой инфляции (точка С), экономика должна была пройти через болезненный период высокой безработицы (точкаВ).

Однако мы не торопимся «сбрасывать со счетов» выводы приверженцев теории рациональных ожиданий. Да, снижение темпов роста цен было сопряжено с издержками повышения уровня безработицы, однако они оказались отнюдь не столь высоки, как предсказывали многие экономисты. Большинство оценок коэффициента потерь, основанных на фактических данных, ниже, чем теоретические прогнозы. Возможно, жесткая антиинфляционная позиция, занятая П. Волкером, оказала прямое воздействие на ожидания субъектов экономики, на чем и настаивали теоретики рациональных ожиданий. Однако значительная часть населения не поверила лозунгам председателя ФРС, и краткосрочная кривая Филлипса перемещалась вниз не так быстро, как это могло бы быть. Косвенным образом эту гипотезу подтверждают прогнозы коммерческих прогностических фирм, в соответствии с которыми в 1980-е гг. инфляция должна была снижаться более медленными, чем это происходило на самом деле, темпами. Таким образом, антиинфляционная политика П. Волкера отнюдь не опровергает теорию рациональных ожиданий. Однако опыт ФРС показывает, что политики не должны рассчитывать на то, что субъекты экономики немедленно поверят в провозглашаемые ими лозунги.



Рис. 33.12

ЭРА А. ГРИНСПЕНА Диаграмма построена на ежегодных показателях об уровне безработицы и темпах инфляции (измеряемом дефлятором ВВП) в США за 1984-1995 гг. Обязанности председателя ФРС в течение большей части рассматриваемого периода исполнял Алан Гринспен. Колебания темпов инфляции и уровня безработицы были относительно небольшими. Источник: и. S. Department of Commerce, U. S. Department of Labour.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Что такое коэффициент потерь? Ест антиинфляционная политика ФРС пользуется доверием населения, повлияет ли общественная поддержка борьбы с ростом цен на значение коэффициента потерь?

Темпы инфляции (в процентах в год) 10

1989 1988

1987 1995

1990 1991

1994 I 1993 1986

1984 1985 1992

123456789 10 Уровень

безработицы (в процентах)

Что принесет нам будущее? Макроэкономисты, как известно, пользуются дурной славой плохих предсказателей, но отдельные уроки прошлого очевидны. Урок первый. До тех пор пока ФРС контролирует предложение денег, а значит, и совокупный спрос, какие-либо поводы для «разгула» инфляции отсутствуют. Урок второй. Всегда существует вероятность того, что экономика может испытать неблагоприятные шоковые изменения предложения. В сиучае подобного неблагоприятного развития событий остается только посочувствовать политикам, оказавшимся перед гораздо менее желательным, по сравнению с прошлым периодом, выбором между инфляцией и безработицей.

Заключение

в этой главе мы рассмотрели эволюцию экономических воззрений па инфляцию и безработицу и обсудили идеи выдающихся экономистов XX в.: от кривой Филлипса, разработанной и исследованной А. Филлипсом, П. Самуэльсоном и Р. Солоу, через гипотезу естественного уровня М. Фридмена и Э. Фелпса, к теории рациональных ожиданий Р. Лукаса, Т. Сарджента и Р. Барро. Четверо из названных выше уже удостои.пись Нобелевской премии за вклад в экономическую науку, остальным, вполне вероятно, еще предстоит участвовать в церемонии награждения.

Проблема выбора между инфляцией и безработицей за последние 40 лет породила немало сумятицы в умах, однако сегодня бал правит согласие во мнениях. Вот как высказывался в 1968 г. о связи между инфляцией и безработицей Милтон Фридмен:

Существует только временная обратная зависимость между инфляцией и безработицей, основывающаяся не на инфляции per se (самой по себе, (лат.) - Прим. перев.), а на непредвиденной инфляции. Широко распространенное убеждение о наличии постоянной зависимости между ними есть усложненная версия путаницы между «высокой» и «возрастающей», которую мы все распознаем в более простых формах. Возрастающие темпы развития инфляции могут привести к снижению безработицы, высокие темпы - нет.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [ 235 ] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]