назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [ 234 ] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


234

Коэффициент потерь

Коэффициент потерь -

показатель снижения среднегодового объема выпуска (реальный объем ВВП) в процентном выражении при уменьшении темпов инфляции на 1%.

Рис. 33.10

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ Когда ФРС проводит жесткую антиинфляционную денежно-кредитную политику, экономика перемещается вдоль краткосрочной кривой филлипса из точки А в точку S. Через какое-то время ожидаемая инфляция снижается и краткосрочная кривая филлипса сдвигается вниз. Когда экономика достигает точки С, безработица возвращается к естественному уровню.

Чтобы добиться снижения темпов инфляции, ФРС обязана проводить жесткую денежно-кредитную политику (на рис 33.10 представлены некоторые ее последствия). Замедление темпов прироста денежной массы обусловливает сокращение совокупного спроса, что, в свою очередь, ведет к уменьщению объема производства товаров и услуг и уровня безработицы. В исходном состоянии экономика находится в точке А, а затем перемещается вдоль краткосрочной кривой Филлипса к точке В, характеризующейся низкой инфляцией и высокой безработицей. Через какое-то время, по мере того как экономические агенты осознают, что темпы роста цен замедляются, инфляционные ожидания снижаются, краткосрочная кривая Филлипса перемещается вниз и экономика перемещается из точки В в точку С. Темпы роста цен замедляются, а безработица возвращается к естественному уровню.

Необходимо осознавать, что неизбежное следствие жесткой монетарной политики, направленной на снижение темпов инфляции, - повышение уровня безработицы и сокращение объемов производства. На рис. 33.10 издержки антиинфляционной политики представлены прохождением экономики через точку В на пути из точки Л в точку С. Величина издержек зависит от углового коэффициента кривой Филлипса и скорости корректировки инфляционных ожиданий соответственно новой денежно-кредитной политике.

Оценка издержек снижения инфляции была в центре внимания многих исследований, результаты которых нередко обобщались в статистическом показателе, получившем название коэффициента потерь. Коэффициент потерь - показатель снижения среднегодового объема вьшуска (реальный объем ВВП) в процентном выражении при уменьшении темпов инфляции на 1 %. Типичное значение коэффициента потерь равно 5, то есть каждый процент снижения инфляции обходится в 5 % среднегодового объема выпуска.

Подобные оценки не могли не тревожить Пола Волкера. Значения инфляции в американской экономике достигали 10 % в год. Умеренная инфляция (допустим, 4 % в год) означала бы принесение в жертву 30 % среднегодового выпуска. Согласно исследованиям кривых Филлипса и издержек антиинфляционной политики, допускаются различные формы жертвоприношений. Резкая остановка «локомотива» инфляции означала бы «тормозной путь», равный сокращению объема вьшуска на 30 % в течение года. Однако такой результат, несомненно, был неприемлем даже для такого

Темпы инфляции

Долгосрочная

кривая

Филлипса

Краткосрочная кривая

Филлипса с высокой

к < < <. "

>ожидаемой инфляцией

Краткосрочная кривая

Филлипса с низкой

ожидаемой инфляцией

Естественный уровень безработицы



Рациональные ожидания и возможности антиинфляционной политики

и именно в то время, когда Пол Волкер обдумывал njTn минимизации издержек снижения темпов роста цен, началась интеллектуальная революция, которую возглавила группа профессоров экономики, бросившая вызов общепринятому здравому смыслу коэффициента потерь. Ее возглавили видные экономисты Роберт Лукас, Томас Сарджент и Роберт Барро. Новый подход к экономической теории и политике получил название теории рациональных ожиданий, согласно которой в своих прогнозах субъекты экономики оптимально используют всю имеющуюся у них информацию, включая оценку проводимой правительством политики.

Чрезвычайно важное значение теория рациональных ожиданий имела в применении к изучению обратной зависимости между инфляцией и безработицей. Как подчеркивали М. Фридмен и Э. Фелпс, инфляционные ожидания весьма существенны для объяснения обратной зависимости между инфляцией и безработицей в краткосрочном, но не в долгосрочном периоде. То, насколько быстро обратная краткосрочная зависимость утратит силу, зависит от скорости корректировки инфляционных ожиданий. Сторонники теории рациональных ожиданий, основываясь на анализе М.Фридмена - Э.Фелпса, утверждали, что при изменении экономической политики соответственно корректируются инфляционные ожидания экономических агентов. Исследования инфляции и безработицы, в которых ученые попытались оценить коэффициент потерь, учитывая прямое воздействие монетарной политики государства на инфляционные ожидания, потерпели неудачу. Следовательно, считали приверженцы теории рациональных ожиданий, они не могут рассматриваться как надежные ориентиры экономической политики.

В статье «Конец четырех больших инфляции» (1981) Томас Сарджент так описывал новую теорию:

Сторонники точки зрения альтернативной «теории рациональных ожиданий» полагают, что инфляция - процесс весьма инерционный. Они считают, что если фирмы и рабочие ожидают высоких темпов инфляции, при заключении сделок они ориентируются на свою оценку перспектив экономического положения. Однако субъекты экономики ожидают высоких темпов инфляции как раз потому, что текущая и перспективная денежно-кредитная и финансово-бюджетная политика правительства подтверждает их оценки... Из этого следует, что темпы роста цен могут быть ограничены существенно быстрее, чем полагают защитники -инерционного»- подхода, и что оценки последних относительно необходимого на остановку инфляции времени и издержек в терминах объема продукции ошибочны... Это не означает, что правительство без проблем остановит инфляцию. Напротив, ее обуздание потребует больших усилий и не ограничится проведением нескольких временных ограничительных финансово-бюджетных и денежно-кредитных акций. Оно предлагает изменения в политическом режиме... Величина связанных с

Рациональные ожидания -

теория, согласно которой в своих прогнозах субъекты экономики оптимально используют всю имеющуюся у них информацию, включая оценку проводимой правительством политики.

антиинфляционного «ястреба», как Пол Волкер. Многие высказывались, что было бы лучше «растянуть» издержки на несколько лет. Если, к примеру, на сокращение темпов инфляции отводится 5 лет, то в течение этого периода объем выпуска был бы в среднем лишь на 6 % ниже тренда годового объема выпуска (в сумме те же 30 %). Еще более осторожный подход заключался бы в медленном снижении темпов инфляции в течение десятилетия, так, чтобы объем вьшуска был лишь на 3 % ниже тренда. Однако в любом слзчае задача минимизации коэффициента потерь - чрезвычайно сложная практическая задача.



этим издержек в терминах объема продукции и то, как скоро мы получим желаемые результаты, зависит отчасти от того, насколько решительно и недвусмысленно правительство привержено искоренению инфляции.

Согласно Т. Сардженту, коэффициент потерь может быть значительно меньшим, чем это предполагалось. Действительно, в экстремальном случае он может быть равным нулю. Если правительство проявляет заслуживающую доверия приверженность к политике низкой инфляции, экономические агенты достаточно рациональны, чтобы немедленно скорректировать инфляционные ожидания. Краткосрочная кривая Филлипса переместится вниз, и экономика достигнет низкой инфляции быстро и без издержек в виде временно высокого уровня безработицы и низкого объема вьшуска.

Антиинфляционная политика по П. Вол керу

Рис. 33.11

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПО П. ВОЛКЕРУ Диаграмма построена на данных об уровне безработицы и темпах инфляции (измеряемых дефлятором ВВП) в США в 1979-1987 гг. Сокращение темпов инфляции в течение этого периода было достигнуто за счет резкого повышения уровня безработицы в 1982 и 1983 гг. Обратите внимание, что точки, обозначенные на этой диаграмме как А, Б и С, приблизительно соответствуют одноименным точкам на рис. 33.10. Источник: и. S. Department of Commerce, U. S. Department of Labour.

Итак, Пол Волкер должен был принять решение о стратегии снижения темпов инфляции, а экономическая наука разделилась на два лагеря. Одна группа экономистов предложила оценить коэффициент потерь и пришла к заключению, что ограничение темпов роста цен сопряжено со значительным снижением объема вьшуска и ростом безработицы. Другая группа предложила теорию рациональных ожиданий и сделала заключение, что уменьшение инфляция может быть намного менее дорогостоящим. Более того, существует возможность избежать издержек вообще. Кто же оказался прав?

На рис. 33.11 представлены данные о темпах инфляции и уровне безработицы за 1979-1987 гг., из которых следует, что П. Волкер преуспел в снижении темпов роста цен с 10 % в 1981-1982 гг. до приблизительно 4 % в 1983-1984 гг. Сокращение темпов инфляции произошло исключительно благодаря денежно-кредитной политике. Финансово-бюджетная политика в этот период времени действовала в противоположном направлении увеличения бюджетного дефицита и, соответственно, совокупного спроса, что, вообще говоря, ведет к возрастанию темпов инфляции.

Темпы инфляции (в процентах в год) 10

1980 -. 1981

1982

1986

J I I I I I L

123456789 10

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [ 234 ] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]