назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [ 226 ] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


226

Аргументы «против» активной стабилизационной политики

Некоторые экономисты утверждают, что правительство должно использовать денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику только для достижения долгосрочных целей, таких как экономический рост и низкая инфляция, а с краткосрочными колебаниями экономика справится самостоятельно. Они допускают, что государственное регулирование теоретически позволяет стабилизировать экономику, но выражают глубокие сомнения в его практической ценности.

Основной аргумент против активной денежно-кредитной и фискальной политики - неизбежное запаздывание осуществляемых мероприятий, так называемый временной лаг. Да, мероприятия денежно-кредитной политики ведут к изменению процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие на инвестиционные расходы. Однако инвестиционные планы большинства фирм рассчитаны далеко вперед. Следовательно, для достижения какого-либо эффекта в отношении производства и занятости (предполагающего корректировку планов субъектов экономики) требуется минимум полгода, а иногда - несколько лет. Критики стабилизационной политики утверждают, что вследствие временного лага ФРС должна оставить попытки «точной настройки» экономики. Они утверждают, что ФРС обречена на постоянные опоздания, и, в конечном итоге, ее действия есть скорее причина экономических флуктуации, а не лекарство от них. Критики отстаивают необходимость пассивной денежно-кредитной политики, например низкий устойчивый рост предложения денег.

Финансово-бюджетная политика также запаздывает, но, в отличие от денежно-кредитной политики, ее отставание в значительной степени может быть отнесено на счет политического процесса. В США решение об изменениях в правительственных расходах и налогообложении должно быть одобрено комиссиями Палаты представителей и Сената, затем обеими палатами Конгресса и, наконец, подписаны президентом. Этот процесс может длиться месяцы, а то и годы. Пока они пройдут все инстанции и будут готовы к исполнению, экономические условия могут полностью измениться.

Проблема временных лагов в денежно-кредитной и финансово-бюджетной политике отчасти связана с уровнем точности экономических прогнозов. Если бы экономисты обладали возможностью точно предсказывать перспективы развития экономики хотя бы на год вперед, применение инструментов денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики вряд ли вызывало бы возражение, даже с учетом временных лагов. Однако рецессия и депрессия наступают без предварительного предупреждения. Единственно верная, на наш взгляд, политика - решение экономических проблем по мере их возникновения.

ющий пакет» увеличения правительственных расходов, который позволил бы экономике восстановиться после рецессии. Однако его планам не суждено было сбыться, так как многие члены Конгресса (и многие экономисты) полагали, что президент У. Клинтон выступил со своим предложением слишком поздно. Кроме того, конгрессмены пришли к выводу, что сокращение бюджетного дефицита с целью стимулирования долгосрочного экономического роста задача более важная, нежели краткосрочное увеличение совокупного спроса.



Автоматические стабилизаторы

Автоматические стабилизаторы -

изменения в финансово-бюджетной политике, направленные на стимулирование совокупного спроса во время рецессии, происходящие без каких-либо специальных политических решений.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Предположим, фирмы охвачены пессимизмом. Что произойдет с совокупным спросом? Если ФРС поставила задачу стабилизации совокупного спроса, как она должна изменить предложение денег? Как будет вести себя процентная ставка?

Все экономисты - как защитники, так и критики стабилизационной политики - сходятся в том, что неизбежность временных лагов снижает ее эффективность. Политикам необходимы способы ускорения реализации принятых решений. И они существуют. Это автоматические стабилизаторы - изменения в финансово-бюджетной политике, направленные на стимулирование совокупного спроса во время рецессии, происходящие без каких-либо специальных политических решений.

Важнейший автоматический стабилизатор - сама финансово-бюджетная система. Когда экономика входит в фазу спада, сумма налогов, собранных правительством, снижается автоматически, так как их величина непосредственно зависит от результатов экономической деятельности. Индивидуальный подоходный налог зависит от доходов домашних хозяйств, налог на заработную плату - от размеров вознаграждения рабочих, а общий подоходный налог - от прибыли фирм. Так как в период рецессии все доходы, заработки и прибыли снижаются, налоговые поступления правительства неизбежно сокращаются. Автоматическое сокращение налоговых изъятий стимулирует совокупный спрос и, таким образом, уменьшает величину экономических колебаний.

Роль автоматического стабилизатора выполняют и правительственные расходы. В частности, во время спада, когда имеют место существенные временные увольнения, потерявшие места рабочие обращаются за выплатами по страхованию по безработице, пособием по социальному обеспечению, а также другими формами денежных пособий. Автоматическое увеличение правительственных расходов стимулирует совокупный спрос именно тогда, когда последний недостаточен для сохранения полной занятости.

Эффективность автоматических стабилизаторов в экономике США не позволяет полностью избежать краткосрочных спадов, однако в их отсутствие производство и занятость, возможно, были бы более неустойчивыми. По этой причине многие экономисты выступают против поправки к конституции, которая требовала бы постоянной сбалансированности федерального бюджета. Когда экономика вступает в фазу рецессии, налоговые поступления сокращаются, правительственные расходы повышаются, стедовательно, дефицит бюджета увеличивается. Если бы правительство было обязано поддерживать равенство доходов и расходов бюджета, нам пришлось бы забыть об автоматических стабилизаторах финансово-бюджетной системы США.

Экономика в долгосрочном и краткосрочном периодах

Давайте немного отдохнем и поразмышляем над «непреодолимыми» затруднениями, которые сродни проблемам Буриданова осла, оказавшегося перед выбором из двух охапок сена. Итак, мы имеем дело с двумя теориями установления процентных ставок. Из гл. 25 мы знаем, что процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос и предложение заемных фондов (то есть национальных сбережений и планируемых инвестиций). В этой главе мы пришли



Новости

НЕЗАВИСИМОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

вопросом о границах государствен-:о регулирования экономики тесно ; =;зана проблема его субъектов. В США -чежно-кредитная политика - преро-"нна ФРС, которая в своих действи-. в основном свободна от политиче-ого давления. Однако, как следует из :ч1веденной ниже аналитической ста-некоторые члены Конгресса высту--ют за законопроект, ограничивающий f независимость.

РУКИ ПРОЧЬ от ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ!

Мартин и Кэтлин Фелдстайны

•1ы, как и большинство других эконо-;iictob, высоко оцениваем деятельность :DPC в последние годы. Ее должностные лица весьма успешно решили проблему снижения темпов инфляции и -оддержания экономического роста. Эднако некоторые влиятельные конгрес-:мены работают над законопроектом, ограничивающим самостоятельность ФРС 3 области денежно-кредитной политики, что приведет к возрастанию риска высокой инфляции и циклической пестабнль-

riocth.

ФРС вынуждена постоянно уклоняться от политических требований «дешевых» денег, исполнение которых привело бы .к ускорению темпов экономического роста. Предположим, в будущем году рост несколько сократится. В этом случае мы наверняка услышим призывы конг-

рессменов и, возможно, Белого дома к снижению процентных ставок во имя движущих сил экономики. Мы готовы держать пщш, что, если те\шы роста экономики останутся па прежнем уровне, инфляцнонное ;ишлсние вынудит ФРС поднять iipouehthijie ставки в начале нового года, В ,itom случае призывы политиков найдут горячий отклик в сердцах маселспня, ибо общественность не одобряет высокие процентные ставки, удорожаюнше заимствования как для предпринимателей, так и домовладельцев,

ФРС - нсзависп.чое учреждение, которое отчитывается перед Конгрес-со.м, но ие подчиняется ничьим приказам. Ключ к ее независимости ~ порядок назначения должностных лиц. Семь управляющих ФРС назначаются президентом и утверждаются Сенатом, но каждый из 12 президентов региональных Федеральных банков (ФРБ) избирается местными правлениями. Региональные президенты часто занимают свой пост по многу лет. Нередко они являются служащими ФРС с больншм стажем, прошедшими чере,! все ее управленческие ступени. Многие нз иих являются профессиональными экономистами с практическим опытом проведения монетарной политики. Но какой бы ни была их биография, они ие являются политическими назначенцами или друзьями выборных политиков и привержены идее надежной денежно-кредитной политики.

Последний вызов независимости - требование лишить президентов ФРБ права голоса ио вопросам денежно-кредитной политики. Эта дурацкая идея, предложенная сенатором Полом Сарба-несом, влиятельным представителем де-

мократической партии в комитете Сената по банкам, означала бы сосредоточение всей власти у 7 управляющих ФРС, Так как каждые два года заканчивается срок службы хотя бы одного управляющего, президент, которому суждено будет провести в Белом доме восемь лет, получит возможность назначить большую часть Совета управляющих ФРС, заполучив контроль за кредитно-денежной политикой США. Альтернативная, но не менее плохая идея, предложенная конгрессменом Генри Гонсалесом, ключевой фигурой от демократической партии в комитете по банкам Палаты представителей; назначение президентов региональных ФРБ президентом, с последующим утверждением Сенатом,

Реализация любого из этих проектов неизбежно означала бы значительно большую степень политизации деятельности ФРС, В только начинающей «перегреваться» экономике весьма трудно избежать соблазна задержать повышение процентных ставок и пренебречь риском ускорения инфляции. В долгосрочном периоде это означало бы не-ycToiJ4HBbie процентные ставки и дестабилизацию экономики.

Ирония судьбы заключается в том, что призывы к ограничению полномочий ФРС раздаются в тот момент, когда другие страны движутся прямо в противоположном направлении. Опыт всего мира подтвердил, что независимость Центральных банков - основной фактор эффективной денежно-кредитной политики.

Источник: oBostone Globes-, November 12, 1996, р, D4,

К выводу, что процентная ставка уравновешивает спрос на деньги и предложение денег. Какая же теория является правильной? Ответ, как это ни парадоксально, - обе!

Рассмотрим различия между поведением экономики в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Основную роль играют три макроэкономические переменные: объем производимых экономикой товаров и услуг, процентная ставка и уровень цен. Согласно классической макроэкономической теории (гл. 24, 25 и 28) они определяются следующим образом:

1. Объем производства детерминирован предложением капитала и рабочей силы, а также доступной технологией производства, превращающей капитал и рабочую силу в продукцию.

2. Для каждого данного уровня производства процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос и предложение h:i заемные фонды.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [ 226 ] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]