назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [ 224 ] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


224

га совокупного спроса отличной от изменений в государственных закупках. Вследствие первого из них - эффекта мультипликатора - сдвиг совокупного спроса может оказаться большмл, чем $20 млрд. Вследствие второго - эффекта вытеснения - смещение совокупного спроса может быть меньшим. Далее мы обсудим каждый из этих эффектов.

Эффект мультипликатора

Э фект

Mi льтипликатора -

дсбавочный сдвиг кривой совокупного спроса, возникающий в случаях, когда экспансионистская бюджетная политика приводит к увеличению доходов субъектов экономики, а следовательно, и возрастанию потребительских расходов.

Когда правительство принимает рещение о приобретении у компании McDonell-Douglas новых истребителей на $ 20 млрд, непосредственный эффект повыщения объема спроса, предъявляемого правительством США, - рост занятости и прибылей исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции компании McDonell-Douglas ведут к повыщению спроса других фирм. Поскольку каждый доллар, израсходованный американским правительством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больще, чем на доллар, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.

Однако на этом действие эффекта мультипликатора не заканчивается. Поскольку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т. д. Таким образом, налицо положительная обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрастанию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении количества товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государственных закупок.

Эффект мультипликатора представлен на рис. 32.6. Увеличение правительственных закупок на $ 20 млрд первоначально перемещает кривую совокупного

Рис. 32.6

ЭФФЕКТ

МУЛЬТИПЛИКАТОРА Увеличение государственных закупок на $ 20 млрд может привести к сдвигу кривой совокупного спроса вправо больше чем на $ 20 млрд. Эффект мультипликатора возникает потому, что увеличение совокупного дохода стимулирует дополнительные расходы потребителей.

Уровень цен

2. ...однако эффект мультипликатора может увепичить сдвиг кривой совокупного спроса

АОз AD2

Совокупный спрос, ADi

Объем выпуска

1. Увеличение государственных закупок

на $20 млрд первоначально ведет к соответствующему

возрастанию совокупного спроса...



Узелок на память

МУЛА ДЛЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

-:ого алгебры, доступной даже старшекласснику сред-колы, позволит нам вывести формулу для численно-;г:ражения эффекта мультипликатора, возникающего tzcTBHe возрастания потребительских расходов. - - -::-:ой переменной в этой формуле является предель-. : :к.1онностпь к потреблению (МРС) - та часть при-. гния дохода, которую домашнее хозяйство направляет ""требление, а не на сбережения. Предположим, что гтельная склонность к потреблению равна З/4. Это -чает, что с каждого очередного доллара, заработан-: домашним хозяйством, последнее сберегает 25 цен-; и расходует 75 центов. Если МРС равно З/д при ->чении McDonell-Douglas правительственного кон-: -кта на $ 20 млрд, потребительские расходы рабочих н.адельцев компании увеличиваются на З/4 х $20 "7Z. то есть на $ 15 млрд. Чтобы измерить суммарный эффект, который ока.зы- ;г- на совокупный спрос увеличение государственных пок, мы проанализируем отдельные этапы процесса, "гоый начинается, когда правительство принимает ре- т-:ле о финансировании закупок ($20 млрд). На эту -7 сумму возрастают доходы (заработки и прибыли). • нелнчение доходов, в свою очередь, ведет к повышению :-ребительских расходов на МРС х $ 20 млрд. Сле-;:зательно, возрастают доходы рабочих и владельцев : ирм-производителей потребительских товаров. Второе зе.тичение доходов означает новое повышение потреби--i.-.ъских расходов на МРС х (МРС х $ 20 млрд). Эти ращения доходов вследствие обратной связи про-7: .гжаются и далее.

Чтобы найти суммарный эффект правительственных : исходов в отношении спроса на товары и услуги, мы ::-;.-:адываем все приращения; ;!зменение государственных закупок = $ 20 млрд "ервое изменение потребления =МРС х $ 20 млрд

Второе изменение потребления = МРС х $ 20 млрд Третье изменение потребления = МРС х $ 20 млрд

Общее изменение спроса = (1 + МРС + МРС + + МРС + + ...) X $20 млрд.

Здесь «...» означает бесконечное число слагаемых. Мы говорим, что мультипликатор государственных закупок равен;

Мультипликатор = 1 + МРС + МРС- -f- МРС -f- ....

Данный мультипликатор дает нам значение спроса на товары и услуги, порождаемого каждым долларом государственных закупок.

Чтобы упростить выражение, вспомним из школьного курса математики, что мы имеем дело с бесконечной геометрической прогрессией. Если ее знаменатель положителен и меньше 1, то есть О < X < 1, прогрессия является бесконечно убывающей, и

1 -I- X -I- Х2 -I- -Ь ... = 1/(1 - X).

В нашем случае X = МРС. Таким образом.

Мультипликатор = 1/(1 - МРС).

(Из определения предельной склонности к потреблению следует, чтоО < = МРС < = /. При О < МРС < 1 бесконечная геометрическая прогрессия со знаменателем МРС является бесконечно убываюгцей. При МРС = О (весь вновь полученный доход сберегается) и МРС = / (весь вновь полученный доход потребляется) выражение для мультипликатора также формально верно. (Ибо в первом случае рост доходов вследствие увеличения государственных закупок не приводит к дальнейшему увеличению совокупного спроса, поэтому мультипликатор = 1, а во втором случае рост доходов, вызванный увеличением государственных закупок, приводит к бесконечному возрастанию совокупного спроса, поэтому мультипликатор = сс. - Прим. перев.)

Например, если МРС = З/4, мультипликатор государственных закупок равен 1/(1 - З/4), то есть равняется 4. В .этом случае $ 20 млрд государственных .закупок порождают $ 80 млрд спроса на товары и услуги.

;проса вправо изАО, к AD ровно на $ 20 млрд. Но когда потребители реагируют :-:а этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается ещедальще, kAD..

Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских расходов на повыщение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. Например, McLionell-Douglas могла бы в ответ на повышенный спрос на самолеты принять решение о покупке большего количества оборудования или строительстве еще одного завода. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастанию потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда называется инвестиционным акселератором.



• а) Рынок денег

Процентная ставка

Предложение денег

3. ...вследствие чего изменяется равновесная проицентная ставка...

2. ...а возрастание расходов - к повышению спроса на деньги...

Спрос на деньги

Объем, установленный Федеральной резервной системой

Объем денежной массы

(б) Кривая совокупного спроса

Уровень цен

1. Увеличение государственных закупок ведет к повышению совокупного спросе...

4. ...что, в свою очередь, частично компенсирует первоначально повышение совокупного спроса

\ AD2 АОз

Совокупный спрос, AD

О Объем выпуска

ются, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипликатора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заимствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытеснения). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытеснения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении.

Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызьшаемого изменением налогообложения, - представления домашних хозяйств об устойчивости изменений в налогообложении. Предположим, что правительство объявляет о сокращении налогов на домашние хозяйства на $ 1000. Принимая решение об использовании этих $ 1000, домашние хозяйства должны задаться вопросом: как долго они могут рассчитьшать на дополнительный доход? Если домашние хозяйства ожидают долгосрочного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную прибавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличат расходы. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на совокупный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогооб-

Рис. 32.7

ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ На графике (а) представлен рынок денег. Когда государство увеличивает закупки товаров и услуг, повышение доходов производителей ведет к возрастанию спроса на деньги с МО, до MDj и росту процентной ставки с г, до г. График (б) иллюстрирует воздействие увеличения государственных закупок на совокупный спрос. Первоначальное воздействие увеличения государственных закупок выражается в сдвиге кривой совокупного спроса от АО, до AOj. Однако вследствие того, что процентная ставка есть стоимость заимствований, ее увеличение приводит к уменьшению объема спроса на товары и услуги, особенно на инвестиционные товары. Вытеснение инвестиций частично компенсирует воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос. В конечном итоге, кривая совокупного спроса смещается только до АО3.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [ 224 ] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]