назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [ 217 ] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


217

Почему кривая совокупного предложения в краткосрочном пюриоде характеризуется положительным наклоном

•.:тя модель совокупного спроса и совокупного предложения может использо-1 яться и для описания экономики в долгосрочном периоде, она разработана преж-ir всего для анализа краткосрочных отклонений от долгосрочного равновесия. Основное различие между краткосрочным и долгосрочным периодами заключает-;ч в динамике совокупного предложения. В краткосрочном периоде кривая : эвокупного предложения имеет положительный наклон (рис. 31 ..5). То есть на гротяжении 1-2 лет повышение общего уровня цен в экономике ведет к увеличению объема предложения товаров и услуг, а снижение уровня цен - к уменьшению количества предлагаемых товаров и услуг.

Каковы причины прямой зависимости между уровнем цен и объемом выпускаемой продукции? Макроэкономисты предложили три теории, объясняющие поло-кительный наклон краткосрочной кривой совокупного предложения. В каждой хонцепции конкретное несовершенство рьшка обусловливает изменение динамики предложения в краткосрочном периоде в сравнении с ее поведением в долгосрочном периоде. При всех различиях рассматриваемые нами ниже теории следуют эдному и тому же принципу: количество предлагаемой продукции отклоняется эт долгосрочного, или «естественного», уровня тогда, когда установившийся уровень цен не соответствует ожиданиям субъектов экономики. Если уровень цен оказывается выше ожидаемых значений, объем производимой продукции возрастает выше естественного уровня производства; в тех случаях, когда уровень цен оказывается ниже ожидаемого уровня, объем производимой продукции не достигает естественного уровня производства.

Неоклассическая теория неверных представлений. Неоклассическая теория неверных представлений основывается на работах экономистов Милтона Фридмена и Роберта Лукаса. Согласно этой концепции, изменения общего уровня цен могут временно вводить в заблуждение поставщиков относительно ситуации на рынках продукции, обусловливая неверную реакцию производителей, в результате чего кривая совокупного предложения имеет положительный наклон.

Уровень цен

1. Снижение общего уровня цен...

Краткосрочное

у совокупное

предложение

2. ...ведет к уменьшению объема

. предложения товаров и услуг

/ в краткосрочном периоде

Рис. 31.5

КРАТКОСРОЧНАЯ КРИВАЯ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В краткосрочном периоде снижение уровня цен от Р, к Р ведет к уменьшению объема предлагаемой продукции от У, к У- Причины данной зависимости состоят либо в неверных представлениях экономических субъектов об уровне цен, либо в жесткости заработной платы, либо в негибкости цен. С течением времени ожидания заработная плата и цены урегулируются, так что прямая зависимость уровня цен и объема предлагаемой продукции носит временный характер.



Предположим, что общий уровень цен упал ниже ожидаемого производителями уровня. Поставщики могут ошибочно полагать, что изменились относительные цены на выпускаемую ими продукцию. Например, фермеры отметят падение цены на пшеницу прежде, чем они зафиксируют снижение цен на больщинство потребительских товаров и промышленное оборудование. Поставщики вполне логично предполагают, что эффективность производства зерновых временно снизилась; реакция фермеров заключается в уменьшении предложения пшеницы. Рабочие заметят снижение номинальной заработной платы прежде, чем они обнаружат, что уменьшились цены и на приобретаемые ими товары. Они делают вывод, что вознаграждение за их работу временно сократилось, и реагируют на изменение экономической ситуации уменьшением количества предлагаемого труда. В обоих случаях понижение уровня цен порождает неверные представления поставщиков об относительных ценах, что побуждает их уменьшить объем предлагаемых товаров и услуг.

Кейнсианская теория жесткой заработной платы. Другое объяснение положительного наклона краткосрочной кривой совокупного предложения основано на работах Джона Мейнарда Кейнса. Согласно Дж. Кейнсу и его последователям, кривая совокупного предложения имеет положительный наклон потому, что в краткосрочном периоде номинальная заработная плата изменяется очень медленно, иными словами, она отличается «жесткостью». В какой-то степени жесткость номинальной заработной платы объясняется долгосрочными контрактами межд>-рабочими и фирмами, в которых зафиксирован ее размер. Кроме того, замедленная реакция может быть связана с принятыми нормами и понятиями о справедливости, которые влияют на установление заработной платы и почти неподвластны времени.

Представим, что фирма выплачивает рабочим номинальную заработную плату, основанную на ожидании определенного уровня цен. Если уровень цен Р оказывается ниже ожидаемого, а номинальная заработная плата остается жестко равной W, реальная заработная плата W/P оказывается выше запланированной фирмой величины. Так как заработная плата составляет основную часть издержек производства фирмы, высокие реальные заработки означают их повыщение. Реакция фирмы заключается в сокращении числа работников и снижении объемов производства товаров и услуг. Другими словами, жесткость заработной платы означает, что при низком уровне цен на товары производство становится менее выгодным, что побуждает фирмы к снижению объема предлагаемых товаров и услуг.

Неокейнсианская теория жестких цен. Еще одна теория, объясняющая краткосрочную кривую совокупного предложения, называется неокейнсианской. В отличие от Дж. Кейнса, неокейнсианцы подчеркивают инертность к изменениям экономических условий не только заработной платы, но и цен на другие товары и услуги, связывая ее с издержками регулирования цен, то есть издержками «менюг. стоимостью печати и распространения каталогов, а также временем, требующимся на изменение ценников. В результате цены на товары и услуги так же, как и заработная плата, в краткосрочном периоде отличаются жесткостью.

Представьте себе, что каждая фирма, основываясь на собственной оценке экономической ситуации, заранее объявляет цены на свои товары, после чего в экономике происходит непредвиденное сокращение предложения денег, которое (как мы выяснили) ведет к снижению общего уровня цен в долгосрочном периоде. В изменившихся условиях некоторые фирмы немедленно снижают цены, другие компании, в стремлении избежать дополнительных издержек «меню», запаздывают.



как цены «отстающих» фирм слишком высоки, объем продаж снижается, что, в ; :ю очередь, вынуждает компании сокращать производство и число работников.

-:ыми словами, вследствие различной реакции фир.ч на изменение экономиче-

\х условий при непредвиденном снижении уровня цен некоторые фирмы не успе-:ют скорректировать цены, а высокие цены обусловливают сокращение

ъема продаж и вынуждают компании к ограничению объемов производства

-варов и услуг и числа работников.

Подведем итоги. Таким образом, положительный наклон краткосрочной кри-й совокупного предложения объясняют три концепции: (1) неверных представ-глшщ (2) жесткости заработной платы и (3) жесткости цен. Однако для целей, Обследуемых нами в этой книге, сходства теорий более важны, чем их различия. : э всех трех теориях предполагается, что в случаях, когда реальный уровень цен тклоняется от ожидаемых экономическими субъектами значений, реальный объем :эоизводства отличается от естественного уровня.

Отметьте, что каждая из трех концепций краткосрочного совокупного предло-г:ения подчеркивает проблему, которая, по всей видимости, является лишь времен--:ой. С чем бы ни был связан положительный наклон кривой совокупного предложения - с неверными представлениями, жесткой заработной платой или жесткими йенами - в конце концов, неверные представления будут исправлены, номиналь--:ая заработная плата урегулирована, а цены изменятся, следовательно, в долгосроч--;ом периоде кривая совокупного предложения вертикальна.

Возможные причины сдвигов краткосрочной кривой совокупного предложения

-Анализ краткосрочной кривой совокупного предложения позволяет нам получить представление об объеме предложения товаров и услуг в краткосрочном периоде при каждом данном уровне цен. Множество событий, обусловливающих сдвиг долгосрочной кривой совокупного предложения, определяют и сдвиги краткосрочной кривой совокупного предложения. Например, когда в связи с увеличением основного капитала в экономике возрастает производительность, и долгосрочная и краткосрочная кривые совокупного предложения смещаются вправо. Увеличение минимальной заработной платы приводит к повышению естественного уровня безработицы, и долгосрочная и краткосрочная кривые совокупного предложения сдвигаются влево.

Появилась, однако, важная новая переменная, воздействующая на положение краткосрочной кривой совокупного предложения, - ожидаемый экономическими субъектами уровень цен. Как мы обсудили, в краткосрочном периоде объем предлагаемых товаров и услуг зависит от неверных представлений индивидов, жесткости заработной платы и цен. Однако представления, заработная плата и цены формируются на основе ожидаемого уровня цен. К примеру, если наемные работники ожидают роста цен, они стремятся к повышению заработной платы. Высокая заработная плата приводит к увеличению издержек фирм и, при каждом данном реальном уровне цен, к снижению предлагаемого фирмами объема товаров и услуг. Материализация ожиданий высокого уровня цен означает уменьшение количества предлагаемых товаров и услуг и перемещение краткосрочной кривой совокупного предложения влево. И наоборот, ожидания снижения цен реализуются в увеличении объема предложения товаров и услуг и сдвиге краткосрочной кривой совокупного предложения вправо.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [ 217 ] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]