назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


20

Таблица 3.3

ИЗДЕРЖКИ УПУЩЕННОЙ

возможности

ПРОИЗВОДСТВА МЯСА И КАРТОФЕЛЯ

ИЗДЕРЖКИ УПУЩЕННОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Мяса (в упущенных кг картофеля)

Картофеля (в упущенных кг мясо)

Фермер

Владелец ранчо

1/2 8

Сравнительное преимущество -

сопоставление издержек упущенных возможностей производителей товара. Производитель, обладающий самыми низкими альтернативными издержками производства товара, имеет сравнительное преимущество перед другими изготовителями.

Описывая издержки упущенной возможности двух производителей, экономисты используют термин «сравнительное преимущество»-. Производитель, обладающий самыми низкими издержками упущенных возможностей производства товара, имеет сравнительное преимущество перед другими изготовителями. В нащем примере издержки упущенной возможности фермера по производству картофеля ниже, чем у владельца ранчо (0,5 кг против 8 кг мяса). У владельца ранчо издержки упущенной возможности производства мяса ниже, чем у фермера (1 /8 кг картофеля против 2 кг). Таким образом, фермер обладает сравнительным преимуществом в выращивании картофеля, а хозяин ранчо - сравнительным преимуществом в производстве мяса.

Заметьте, что одному из наших героев было бы невозможно иметь сравнительные преимущества в производстве обоих продуктов. Издержки упущенной возможности производства одного товара обратны альтернативным издержкам производства другого, следовательно, если издержки упущенной возможности производства одного товара фермером относительно выше, то его издержки упущенной возможности производства другого товара должны быть относительно ниже. Сравнительное преимущество отражает относительные издержки упущенной возможности. До тех пор пока два человека не будут обладать абсолютно равными издержками упущенной возможности, один человек будет иметь сравнительное преимущество при производстве одного товара, а другой человек будет иметь сравнительное преимущество при производстве другого товара.

Сравнительное преимущество и торговля

Различия в издержках упущенной возможности и сравнительных преимуществах лежат в основе выгод, которые приносит торговля. Когда каждый индивид специализируется в производстве, в котором он имеет сравнительное преимущество, растет общий объем производства, а увеличение размеров экономического «пирога* позволяет повысить уровень жизни всех членов общества. Другими словами, пока издержки упущенных возможностей двух человек различаются, обмен товарами выгоден обоим, поскольку каждый получает товар по более низкой цене, чем его альтернативные издержки производства этого продукта.

Рассмотрим предложенную сделку с точки зрения фермера. Фермер получает 3 кг мяса в обмен на 1 кг картофеля. Другими словами, фермер покупает каждый килограмм мяса по цене 1 /3 кг картофеля. Цена мяса ниже, чем издержки упущенной возможности производства мяса фермером, которые составляют 2 кг картофеля. Таким образом, сделка выгодна фермеру, так как он покупает мясо по хорошей цене.



Теперь рассмотрим сделку с точки зрения владельца ранчо. Он приобретает 1 кг картофеля в обмен на 3 кг мяса. Цена картофеля ниже, чем альтернативные издержки производства картофеля хозяином ранчо, которые составляют 8 кг мяса. Таким образом, и владелец ранчо оказывается в барыше, потому что покупает картофель по выгодной ему цене.

Такой вид торговли обоюдовыгоден, потому что каждый человек занимается той деятельностью, в которой его издержки упущенных возможностей оказываются более низкими: фермер большую часть времени выращивает картофель, а владелец ранчо - ухаживает за своими коровами. В результате растет как производство картофеля, так и мяса, а фермер и владелец ранчо разделяют выгоды, выражающиеся в возросшем общем объеме производства. Мораль истории заключается в том, что фермер и владелец ранчо должны осознать: торговля может приносить пользу каждому члену общества, так как она позволяет индивидам специализироваться на том виде деятельности, в котором они обладают сравнительным преиму-ui,ecmeoM.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Робинзон Крузо за один час может либо собрать 10 кокосовых орехов, либо выловить одну рыбу. Его друг Пятница за то же время собирает 30 кокосов или вылавливает 2 рыбы. Каковы издержки упущенной возможности ловли одной рыбы для Робинзона? А для Пятницы? Кто обладает абсолютным преимуществом в ловле рыбы? Кто обладает сравнительным преимуществом в ловле рыбы?

Использование сравнительного преимущества

принцип сравнительного преимущества объясняет взаимозависимость и выгоды, которые приносит торговля. Взаимозависимость - одна из фундаментальных характеристик современного мира, а принцип сравнительного преимущества имеет множество применений. Рассмотрим два примера: один забавный, а другой - имеющий большое практическое значение.

Должен ли Майкл Джордан подстригать лужайку перед домом?

Майкл Джордан - великий атлет. Лучший игрок Национальной баскетбольной ассоциации, он прыгает выше и бросает мяч в корзину лучше, чем кто бы то ни было из жителей Земли. Весьма вероятно, что он был бы первым и в других видах деятельности. Например, М. Джордан, вероятно, подстригал бы лужайку перед ломом быстрее, чем кто-либо другой. Но означает ли это, что он должен заниматься своим газоном?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем использовать концепцию издержек упущенной возможности и сравнительного преимущества. Допустим, что Майкл подстригает лужайку за 2 часа. За те же 2 часа он может сняться в телевизионной рекламе обуви для атлетов и заработать $ 10 тыс. А Дженнифер, девушке, которая живет по соседству, для того чтобы подстричь лужайку М. Джордана, необходимо 4 часа. В течение тех же 4 часов она могла бы заработать в ближайшем ресторане McDonflWs $ 20.

В этом примере альтернативные издержки ухода за газоном для Майкла составляют $ 10 тыс., а для Дженнифер - $ 20. М. Джордан обладает абсолютным преимуществом в обращении с газонокосилкой, потому что он подстригает лужайку за 2 часа. А Дженнифер обладает сравнительным преимуществом стрижки лужайки, потому что ее издержки упущенной возможности ниже.



Выгоды от торговли в этом случае чрезвычайно велики. Вместо того чтобы обеспечить уход за газоном, М. Джордан должен сняться в рекламе и нанять Джен-нифер, которая будет его подстригать. До тех пор пока он платит ей больше $ 20 и меньше $ 10 тыс., выигрывают обе стороны.

Импорт -

приобретение товаров за границей для продажи на внутреннем рынке.

Экспорт -

вывоз за пределы страны товаров, произведенных на ее территории.

Должны ли США торговать с другими странами?

Точно так же как отдельные люди извлекают выгоду из специализации и торговли друг с другом, ее благами пользуется население разных стран. Многие товары, которые покупают американцы, сделаны за границей, а продукты, произведенные в США, продаются за рубеж. Приобретение товаров и услуг за границей для продажи на внутреннем рынке называют импортом. Вывоз за пределы страны товаров, произведенных на ее территории, называют экспортом.

Предположим, что существуют две страны, США и Япония, и два товара, продукты питания и автомобили. Представим, что обе страны производят автомобили одинаково хорошо: американский и японский рабочий производят по 1 автомобилю в месяц. Напротив, так как площадь территории и пригодных для сельскохозяйственной обработки земель больше в США, американский фермер производит 2 т хфодуктов питания в месяц, в то время как японский фермер - 1 т продуктов.

Принцип сравнительного преимущества утверждает, что каждый товар должен производиться страной, которая имеет более низкие издержки упущенной возможности хфоизводства этого товара. Так как издержки упущенной возможности про-

Узелок на память

НАСЛЕДИЕ АДАМА СМИТА и ДАВИДА РИКАРДО

«Принцип каждого разумного главы семьи - никогда не пытаться самостоятельно изготовить то, что обойдется ему дороже, чем покупка. Портной не пытается делать собственные туфли, а покупает их у обувщика. Обувщик не пытается делать собственную одежду, а нанимает портного. Фермер не пытается делать ни то ни другое, а нанимает разных мастеровых. Обладая некоторым преимуществом над соседями, все они заинтересованы в найме других или покупке их продукции по цене, которая составляет часть той, которую им приложили бы в другом месте».

Мы процитировали отрывок из написанной в 1776 г. книги А. Смита Исследование о 1фйроде и причинах богатства народов». Его работа - поворотный пункт в анализе торговли и экономической взаимозависимости. Многие экономисты считают А. Смита основателем современной экономической теории.

Давид Рикардо

Работа А. Смита подтолкнула к изучению экономики миллионера Давида Рикардо. В 1817 г. в своей книге •«Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо развил принцип сравнительного преимущества. Он защищал свободную торговлю не только ради проверки научных изысканий. Д. Рикардо отстаивал свои экономические воззрения в британском парламенте, членом которого он был, выступая против ограничений на импорт зерна.

Хотя экономисты часто расходятся во мнениях по вопросам политики, они безусловно поддерживают свободную торговлю. Более того, за последние два столетия основной аргумент в пользу свободной торговли почти не изменился. Хотя за время после А. Смита и Д. Рикардо экономическая наука пересмотрела многие теории, возражения экономистов против ограничения свободной торговли все еще в значительной степени основываются на принципе сравнительного преимущества.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]