назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


2

Преподаватели, которые включают этот материал в лекции, быть может, пожелают рассмотреть его на более раннем этапе, и я стремился к тому, чтобы они имели возможность вставить его в любом месте курса после того, как проанализированы основы спроса и предложения.

Начиная с главы 22 книга обращается к макроэкономическим проблемам. Изучение начинается с вопросов измерения макроэкономических показателей. В главе 22 «Как измеряется национальный доход» обсуждается значение валового внутреннего продукта и связанных с ним статистических показателей системы национальных счетов. В главе 23«Измерение стоимости жизни» анализируется исчисление и использование индекса потребительских цен.

Следующие три главы описывают поведение реальной экономики в долгосрочном периоде. В главе 24 «Производство и экономический рост» рассматриваются основные факторы, обусловливающие значительные различия уровня жизни в разных странах и его изменения с течением времени; в главе 25 «Сбережения, инвестиции и финансовая система» обсуждаются типы финансовых институтов и их роль в рыночном распределении ресурсов; в главе 26 «Естественный уровень безработицы» исследуются долгосрочные детерминанты уровня безработицы, в том числе законы о минимальной заработной плате, власть профсоюзов над рынком труда, роль стимулирующей заработной платы и эффективность поисков работы.

Закончив описание поведения реальной экономики в долгосрочном периоде, мы переходим к рассмотрению денежной системы и цен. В главе 27 «Денежная система» студенты познакомятся с теорией денег и рассмотрят роль Центрального банка в контроле над денежной массой. В главе 28 «Инфляция: причины и издержки» анализируется взаимосвязь объема денежной массы и инфляции, обсуждаются социальные издержки роста цен.

В следующих двух главах представлена макроэкономика открытых экономических систем. В главе 29 «Открытая экономика: основные понятия» объясняется взаимосвязь между сбережениями, инвестициями и торговым балансом, разница между номинальным и реальным обменным курсом, а также представляется теория паритета покупательной способности. В главе 30 «Макроэкономическая теория открытой экономики» рассматривается классическая модель международных потоков товаров и капитала, на основе которой анализируется связь бюджетного дефицита и пассивнного сальдо внешней торговли, а также макроэкономические эффекты торговой политики. Эти главы позволяют преподавателям использовать их в лекционных курсах по своему усмотрению: некоторые рассматривают на занятиях только главу 29, другие опускают обе главы, а третьи, возможно, пожелают перенести макроэкономический анализ открытой экономики в заключение курса экономической теории.

Изложив теорию экономики в долгосрочном периоде (гл. 24-30), мы переключаемся на исследование краткосрочных колебаний относительно дожосрочного тренда экономического развития. Такая организация материала упрощает преподавание теории краткосрочных фл)пстуаций, потому что к тому моменту, когда студенты приступают к их изучению, они уже познакомились с основными макроэкономическими концепциями. Глава 31 «Совок«/иный спрос и совокупное предложение» начинается с изложения материала об экономическом цикле, а затем вводится модель совокупного спроса и совокупного предложения. Глава 32«Совокупный спрос и кредитно-денежная и финансово-бюджетная политика» объясняет, каким образом государственные деятели используют находящиеся в их распоряжении средства для сдвига кривой совокупного спроса. Глава 33 «Выбор между инфляцией и безработицей вкрат-косрочном периоде» объясняет, почему политические деятели, управляющие сово-клтшым спросом, сталкиваются с проблемой выбора между инфляцией и безработи-



цей. В главе исследуется, почему такой выбор существует в краткосрочном периоде, почему он изменяется с течением времени и в чем причины его отсутствия в долгосрочном периоде.

Завершает книгу глава 34 Основные проблемы макроэкономической политики». В заключение мы рассматриваем пять дискуссионных проблем экономической политики: выбор степени политического воздействия на экономический цикл, выбор между нормативной и дискреционной денежно-кредитной политикой, желательность достижения нулевого уровня инфляции, важность баланса государственного бюджета и необходимость реформирования налоговой системы. По каждой проблеме в главе приводятся точки зрения и аргументация противоположных сторон, студентам же предлагается дать им самостоятельную оценку.

Средства обучения

Цель этой книги - помочь студентам усвоить фундаментальные знания, предлагаемые экономической наукой, и продемонстрировать им, как они могут быть использованы в мире, в котором мы живем. Для достижения этой цели я использую различные средства обучения, к которым регулярно обращаюсь на протяжении всей книги.

Содержание главы. Каждая глава начинается со списка основных вопросов, разбираемых в ней, с целью дать студентам представление о содержании материала, который им предстоит изучить. Списки составлены достаточно краткими, так как внимание студентов должно быть сконцентрировано на четырех-пяти ключевых моментах изучаемой темы.

Практикум. Экономическая теория полезна и интересна только тогда, когда она применяется для осмысления реальных событий и вопросов политики. Поэтому в книге содержится анализ многочисленных конкретных примеров практического применения теории.

Раздел «Новости». Изучение экономике полезно еще и потому, что знание теории позволяет студентам по-новому взглянуть и глубже осознать реальные процессы, о которых кричат заголовки газетных статей и сообщают дикторы телевидения. Именно для этого я включил в книгу выдержки из различных газетных статей, с кратким введением, которые демонстрируют нам различные приложения основ экономической теории. Некоторые статьи взяты из рубрик, которые ведут известные экономисты.

Разделы «Узелок на память». В этих разделах студенты познакомятся с дополнительными материалами к курсу. Иногда это беглый экскурс в историю экономической мысли, в других разделах проясняются трудные в техническом отношении вопросы. В некоторых случаях в них помещается материал, который, в зависимости от желания преподавателей, может быть включен в читаемые ими курсы лекций или опущен.

Определения основных понятий. При первом появлении в тексте основного понятия оно выделяется жирным шрифтом, и, кроме того, его определение вы можете найти на полях книги и в глоссарии. Такое представление материала должно помочь студентам при изучении и повторении курса.

«Проверьте себя». После завершения изучения крупного раздела студентам предлагается небольшой тест для «быстрой самопроверки» того, насколько хорошо они усвоили только что пройденный ими материал. Если студенты не могут ответить



на предлагаемые вопросы, они должны вернуться и повторить раздел, прежде чем продолжить дальнейшее изучение материала.

Выводы. Каждая глава завершается кратким резюме, напоминающим студентам об основных положениях пройденного ими материала. В дальнейшем они окажутся весьма полезными при повторении материала к экзамену.

Основные понятия. Список основных понятий в конце каждой главы предоставляет студентам возможность проверить, как они поняли новые термины, введенные в главе.

Вопросы. В конце каждой главы приводятся вопросы для повторения ключевых моментов изложенной темы. Студенты могут использовать вопросы для проверки усвоения материала как по завершении изучения темы главы, так и при подготовке к экзаменам.

Вопросы к обсуждению. Каждая глава содержит ряд задач и заданий прикладного характера, которые требуют от студентов практического применения полученных ими знаний. Преподаватели могут использовать эти упражнения для домашних заданий или в качестве отправной точки для обсуждения в аудитории.

[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]