назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [ 190 ] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


190

Вопросы

1. Чем отличаются деньги от других видов акти- 5.

ВОВ?

2. Что такое товарные деньги? Что такое бумажные деньги? Какими деньгами мы обычно 6. пользуемся?

3. Что такое вклады до востребования и почему они включаются в состав денежной массы?

4. Какую операцию на открытом рынке должна про- 7. вести ФРС для увеличения предложения денег?

Что такое учетная ставка? Что происходит с предложением денег, когда ФРС поднимает учетную ставку?

Что такое норма обязательных резервов? Что происходит с предложением денег, когда ФРС увеличивает норму обязательных резервов (резервные требования)?

Почему контроль ФРС за предложением денег является несовершенным?

Задания для самостоятельной работы

Что из следуюшего перечня можно отнести к деньгам американской экономики, а что нельзя? Объясните свой ответ, используя известные вам три функции денег.

а. Американский цент

б. Мексиканское песо

в. Картина П. Пикассо

г. Пластиковая кредитная карта

Каждый месяц журнал Yankee публикует колонку предложений по обмену различных товаров и услуг. Вот один из примеров таких объявлений: «Меняю сшитое на заказ свадебное платье и 6 платьев для подружек невесты на 2 билета на самолет и оплаченное пребывание в течение трех суток в пансионе в сельской местности в Англии».

а. Возможно ли управлять американской экономикой, если при совершении сделок граждане США будут пользоваться не деньгами, а объявлениями из журнала Yankee"?

б. Учитывая ваш ответ на предыдущий вопрос, объясните, почему существуют подобные колонки объявлений?

Какие свойства активов могут сделать их полезными в качестве средств обращения и средств сбережения?

Проанализируйте, как следующие ситуации могут повлиять на денежную систему, а. Представьте, что население острова Яп открыло простой способ изготовления из известняка своих монет-колес. Как это открытие повлияет на использование каменных «колес» в качестве денег?

б. Представьте, что в США некто нашел простой способ подделки стодолларовых банкнот. Как это отразится на американской денежной системе? Дайте свои объяснения.

5. Ваш дядя вернул ссуду в $ 100, взятую в Десятом Национальном банке, выписав чек, сумма которого была снята с его счета, открытого в этом же банке. Отразите результат этой сделки с помощью балансового отчета. Изменилось ли материальное благосостояние вашего дяди? Дайте свои объяснения.

6. Представьте, что некий банк имеет вклады на сумму $ 250 млн, а его резервная норма составляет 10%.

а. Составьте балансовый отчет банка.

б. Представьте, что самый крупный вкладчик снимает со счета $ 10 млн наличными. Составьте балансовый отчет банка в случае, если он решит восстановить резервную норму за счет снижения объемов выдаваемых кредитов.

в. Объясните, как действия банка отразятся на положении других банков.

7. Представьте, что вы берете $ 100, которые хранили под подушкой, и кладете их на банковский счет. Если эти $ 100 останутся в банковской системе в качестве резервов, а норма обязательных резервов 10 % , на сколько возрастет общая сумма вкладов в банковской системе? На сколько увеличится предложение денег?

8. Центральный банк проводит на открытом рьшке операцию по продаже государственных облигаций на сумму $ 10 млн. Если резервное требова-



ние находится на уровне 10 %, то к какому максимально возможному увеличению предложения денег может привести зта операция? Чему будет равно наименьшее возможное увеличение предложения денег? 9. Представьте, что балансовый отчет Первого национального банка имеет следующий вид:

Активы, в $

Пассивы, в $

Резервы 100 ООО Кредиты 400 ООО

Вклады

500 ООО

а. Если ФРС требует от банков держать в резервах 5 % суммы вкладов, то чему равны избыточные резервы Первого национального банка?

б. Представьте, что все остальные банки имеют резервы на требуемом уровне. Если Первый национальный решит снизить резервы до требуемого значения, возрастет ли предложение денег в экономике? 10. Представьте, что норма обязательных резервов по вкладам до востребования равна 10 % и что банки не имеют избыточных резервов.

а. Если ФРС продает государственные облигации на сумму $ 1 млн, как ее действия повлияют на величину резервов и предложение денег?

б. Представьте, что ФРС понижает норму обязательных резервов до 5 %, но банки держат в качестве избыточных резервов еще 5 % вкладов. Что может заставить банки пойти на такой шаг? Как изменится значение денежного мультипликатора и предложение денег?



г л А в А 28 ИНФЛЯЦИЯ: ПРИЧИНЫ И ИЗДЕРЖКИ

в этой ГЛАВЕ ВЫ

• Увидите, почему быстрый рост прелАожения денег приводит к инфАяиии

• Познакомитесь с понятиями КАассической дихотомии и нейтральности денег

• Узнаете о причинах гиперинфАяиии в некоторых странах

• Проанализируете влияние темпов инфляиии на номинальную процентную ставку

• Рассмотрите издержки инфляиии для общества

Сегодня в США вы можете купить стаканчик мороженого за один-два доллара, но 60 лет тому назад такие цены показались бы по меньшей мере странными. В кондитерской городка Трентон, штат Нью-Джерси, куда заходила время от времени бабушка автора этой книги в 1930-е гг., продавалось два вида мороженого: маленький стаканчик стоил 3 цента, а больщой - 10 центов.

Возможно, пример с мороженым вас не удивит, ведь в американской экономике происходит постоянный рост цен на большинство товаров. Увеличение общего уровня цен называется инфляцией. Экономисты измеряют темпы инфляции как процентное изменение индекса потребительских цен (ИПЦ), дефлятора ВВП или любого другого ценового индекса, которые показывают, что в США за последние 60 лет ежегодный рост цен составил примерно 5 %, то есть за рассматриваемый период цены на сопоставимые товары возросли примерно в восемнадцать раз.

Человек, выросший в США во второй половине XX в., воспринимает инфляцию как нечто естественное и неизбежное, хотя на самом деле это далеко не так. Например, в XIX в. были длительные периоды времени, в течение которых цены снижались, то есть наблюдалось явление, назьшаемое дефляцией. Средний уровень цен в американской экономике в 1896 г. был на 23% ниже, чем в 1880 г., и вопрос о дефляции был ключевой темой политических дебатов во время президентских выборов 1896 г. Проблема заключалась в том, что падение цен на продукцию фермеров привело к накоплению значительных долгов и серьезным материальным затруднениям в сельском хозяйстве. Поэтому фермеры поддерживали политику, направленную против дефляции.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [ 190 ] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]