назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [ 172 ] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


172

лению национальных сбережений. В частности, второе уравнение разделяет национальные сбережения на две составляющие: частные сбережения (У - Г - С) и государственные сбережения (Г - G).

Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Частные сбережения представляют собой доход домашних хозяйств за вычетом налогов и расходов на потребление. Общественные сбережения равны разности доходов государства, полученных в виде собранных налогов, и его расходов. Если Г превышает G, имеет место бюджетный избыток, то есть доходы правительства превышают его расходы. Превышение Т над G отражает уровень общественных сбережений. Если же государство расходует больше средств, чем ему удается собрать в виде налогов (как происходит в последние годы в США), правомерно говорить о дефиците бюджета. В этом сдзчае величина общественных сбережений имеет знак минус.

Как полученные уравнения связаны с ситуацией на финансовых рынках? Выражение 5 = / отражает важный факт: для экономики в целом сбережения должны быть равны инвестициям. Но одновременно оно ставит и серьезные вопросы. Каков механизм поддержания этого равновесия? Что регулирует заинтересованность в сбережениях одних людей и в инвестициях - других? Ответы на эти вопросы содержатся в принципах функционирования финансовой системы. Дело в том, что рынок акций и облиггщий, банки, взаимные фонды и другие ее структуры определяют значение правой и левой частей выражения 5 = /, другими словами они формируют национальные сбережения и направляют их на национальные инвестиции.

Смысл понятий сбережения и инвестиции

Многие люди путают понятия сбережений и инвестиций или считают их равнозначными. Однако специалисты по макроэкономике, занимающиеся проблемами национального счетоводства, ясно понимают их различия и подходят к их использованию крайне осторожно.

Рассмотрим простой пример. Предположим, что Ларри зарабатывает больше, чем тратит, а неиспользованные средства помещает на банковский счет или покупает на них акции или облигации компаний. Поскольку доход Ларри превышает его потребление, это способствует росту национальных сбережений. Действия Ларри можно было бы назвать инвестированием, однако в макроэкономике они называются сбережением.

На языке макроэкономики под инвестированием понимается покупка новых средств производства, таких как промышленное оборудование и здания. Когда Моу берет в банке ссуду для постройки нового дома, он увеличивает национальные инвестиции. Аналогичным образом, когда Curly Corporation размещает на рынке свои акции и на вырученные средства строит новый завод, объем национальных инвестиций также возрастает.

Хотя тождество S = I указывает на то, что в экономике в целом сумма инвестиций равна сумме сбережений, это вовсе не означает, что подобное условие всегда справедливо для каждого домашнего хозяйства или фирмы. Сбережения Ларри могут быть больше, чем его инвестиции, и это позволит ему поместить излишки денег на депозит. Сбережения Моу могут быть меньше, чем его инвестиции, и он будет вынужден занять недостающую сумму в банке. Таким образом, банки и другие финансовые учреждения используют эти ситуации, превращая сбережения одних людей в инвестиции других субъектов экономики.

Частные сбережения -

доход, домашних хозяйств за вычетом налогов и расходов на потребление.

Общественные сбережения -

разность доходов органов государственного управления различных уровней, полученных в виде собранных налогов и их расходов.

Бюджетный избыток (профицит) -

превышение налоговых поступлений над государственными расходами.

Дефицит бюджета -

превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Дайте определение частных сбережений, общественных сбережений, национальных сбережений и инвестиций. Как они связаны между собой?

Зак. № 524



Рынок заемных средств -

рынок, на котором предложение определяется потоками финансовых ресурсов, направляемых на сбережения, а спрос формируется потребностями в заемных средствах, необходимых для инвестирования.

Рынок заемных средств

Познакомившись с важнейшими финансовыми учреждениями и их макроэкономической ролью, мы можем перейти к построению модели финансовых рынков. Цель построения такой модели - объяснение роли финансовых рынков в регулировании движения средств, направляемых на сбережения и инвестиции, и анализ влияния различных типов государственной политики на процессы сбережения и инвестирования.

Для упрощения реальной ситуации представим, что в экономике существует только один финансовый рынок - рынок заемных средств. На него поступают все средства, идущие на сбережения, и на нем же все заемщики получают ссуды на инвестирование. На этом рынке существует единая ставка процента по вкладам и по ссудам.

Разумеется, предположение о единственном финансовом рынке заведомо неверно, так как в реальной экономике функционируют различные финансовые учреждения. Однако искусство построения экономической модели состоит в упрощении мира ради его объяснения (гл. 2). Для достижения этой цели мы и идем на подобный шаг.

Спрос и предложение на рынке заемных средств

Рынок заемных средств, как и любой другой рьшок, регулируется спросом и предложением. Для того чтобы понять, как функционирует рьшок заемных средств, рассмотрим прежде всего источники спроса и предложения.

Предложение заемных средств исходит от людей, имеющих избыточные финансовые ресурсы и готовых одолжить их нуждающимся в деньгах на определенных условиях: либо напрямую, как бывает при покупке облигации какой-либо компании, или через посредника, как, например, при открытии счета в банке, который в свою очередь выдает ссуды из аккумулированных взносов клиентов-вкладчиков. В обоих случаях сбережения служат источником предложения ресурсов рынка заемных средств.

Спрос на заемные средства создается домашними хозяйствами и фирмами, которым необходимы ссуды для инвестиций. Спрос определяется потребностями семей в ипотечных кредитах для покупки нового жилья и заинтересованностью фирм в получении ссуд для приобретения нового оборудования и строительства производственных помещений. В обоих случаях инвестиции - источник спроса на заемные средства.

Процентная ставка отражает либо плату за пользование кредитом, либо доход заимодавца. Поскольку высокая ставка процента приводит к удорожанию ссуды, это, в свою очередь, приводит к снижению величины спроса на заемные средства. Одновременно высокая ставка процента делает более привлекательными сбережения, что вызьшает рост их предложения. Другими словами, кривая спроса имеет отрицательный наклон (убывает), а кривая предложения - положительный (возрастает).

На рис. 25.1 представлена процентная ставка, уравновешивающая спрос и предложение заемных средств. В нашем примере она равна 5 %, а объем заемных средств составляет $ 1200 млрд. Если бы процентная ставка оказалась ниже уровня равновесия, объем спроса на заемные средства превысил бы величину предложения, в результате чего для расширения предложения потребовалось бы увели-



Процентная ставка

Предложение

$1,200

Заемные средства ($ млрд)

чение процентной ставки. Напротив, если бы ставка процента оказалась выше уровня равновесия, объем спроса был бы меньше величины предложения, поэтому для привлечения заемщиков пришлось бы пойти на ее снижение.

Вспомните, что экономисты различают реальную и номинальную процентную ставку. Под номинальной процентной ставкой понимается показатель доходности сбережений или стоимости пользования ссудой, а реальная процентная ставка равна номинальной за вычетом процента инфляции. Так как инфляция вызывает обесценивание денег, реальная процентная ставка более точно отражает доход от сбережений и стоимость ссуды, а значит, именно она и определяет равновесие спроса и предложения заемных средств на рис. 25.1. В дальнейшем в этой главе под процентной ставкой мы будем понимать ее реальное значение.

Модель спроса и предложения заемных средств применима и для анализа других рьшков. Так, например, на рьшке молока его цена также будет определяться равновесием объема спроса и величины предложения, детерминируя поведение и владельцев молочных ферм, и потребителей. Подобным образом процентная ставка, регулирующая спрос и предложение на рьшке заемных средств, определяет и поведение людей, стремящихся сделать сбережения или нуждающихся в ссуде для инвестирования.

Теперь мы можем использовать модель спроса и предложения для анализа различных направлений государственной политики, влияющей на сбережения и инвестиции. Для этого мы воспользуемся методикой, рассмотренной в гл. 4 и состоящей из трех этапов. Во-первых, мы выясним, вызывает ли данная политика сдвиг кривой спроса или кривой предложения. Во-вторых, мы определим направление этого смещения. И наконец, в-третьих, мы используем графическую зависимость объемов спроса и величины предложения от показателя процентной ставки для исследования изменений положения точки их равновесия.

Рие. 25.1

РЫНОК ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ Процентная ставка выполняет роль регулятора спроса и предложения на рынке заемных средств. Предложение денежных средств определяется национальными сбережениями (частные + общественные), а спрос исходит от домашних хозяйств и фирм, берущих ссуды с целью инвестирования. На графике равновесная процентная ставка составляет 5 % , объем спроса и величина предложения заемных средств уравновешены и равны $ 1200 млрд.

Политика в отношении налогов, сбережений и инвестиций: налоги и сбережения

Американцы, в сравнении с жителями многих других стран, в частности Германии и Японии, направляют на сбережения меньшую часть своих доходов. Хотя прич1шы такого различия не очевидны, многие американские политики видят в этом серьез-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [ 172 ] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]