назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [ 168 ] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


168

затронувшей практически все сферы человеческой деятельности. Тем не менее ло каким-то причинам это событие не стало причиной экономического ускорения. Как заметил известный экономист Роберт Солоу: «Компьютеры изменили 3 нашей жизни все, кроме показателя роста производительности труда».

Каковы же перспективы развития экономики? Согласно оптимистическому сценарию, компьютерная революция придаст ей второе дыхание, как только мы эсознаем ее преимущества и научимся их правильно использовать. Историки > тверждают, что со времени открытия электричества прошло не одно десятилетие, прежде чем оно кардинально повлияло на увеличение роста производства и повыщение уровня жизни, поскольку людям потребовалось время для зсознания его возможностей и наилучших способов их использования. Поэтому не исключено, что результаты компьютерной революции проявятся лишь спустя какое-то время.

Более пессимистический сценарий основан на предположении, что после периода стремительного развития новых отраслей науки и новых технологий мы вновь вступим в эпоху замедления научно-технического прогресса, снижения темпов роста производительности труда и доходов. В пользу такого вывода говорят и данные долгосрочных наблюдений за развитием мировой экономики. Рис. 24.2 отражает средние темпы роста реального ВВП на душу населения промышленно развитых стран начиная с 1870 г. Очевидное снижение этого показателя наблюдалось в течение двух десятилетий после 1970 г.: сЗ,7%до2,2%. Однако на фоне общей картины развития аномальным выглядит не это снижение, а быстрый рост экономики в 1950-1960-е гг. Возможно, что два десятилетия после окончания Второй мировой войны стали временем необычайно быстрого технического прогресса, а последующее его возвращение к нормальным темпам развития обусловило замедление экономического роста.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Назовите три направления экономической политики государства, которые могут привести к подъему уровня жизни населения. Какие проблемы могут возникнуть при их реализации?

Темпы роста (% в год)

4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0

Рис* 24*2

РОСТ РЕАЛЬНОГО ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ Диаграмм» Гюказыва-ет средний рост реального ВВП на душу населения 16 промьниленно развитых отран, включая крупнейшие государства Европы, Канаду, Японию, США и Австралию. Обратите BHimaHHe на его подъем 1950-1960-х гг. и спад в последующи» ямжтлвтйя.

1870- 1890- 1910- 1930- 1950- 1970-1890 1910 1930 1950 1970 1990

Robert,, Вахт and Xavier SiJa-i-Martin, Economic Growth*, New Yoric, McGraw-Hill, 1995.



Заключение: значение долгосрочного экономического роста

в этой главе мы рассмотрели факторы, определяющие уровень жизни населения различных государств, и значение ориентированной на экономический рост пс-литики государства. Большинство из сказанного в этой главе резюмирует од1;:-: из Десяти принципов экономике: уровень жизни в стране зависит от способнс-стей ее экономики производить товары и услуги. Государственные деятели стремящиеся к подъему национального благосостояния, должны создавать условия для экономического роста, поощряя высокие темпы накопления факторов производства и гарантируя их наиболее эффективное использование.

Ученые придерживаются различных взглядов на роль государства в обеспечении экономического подъема. Однако все они сходятся на том, что его неотъемлемые функции - обеспечение прав собственности и поддержание политическо: стабильности. Более спорным выглядит вопрос о необходимости планирования г субсидирования отдельных, наиболее важных с точки зрения технического прогресса, отраслей промышленности. Тем не менее эти проблемы остаются важнейпп-:-ми для современной экономики. От того, насколько успешно политики осознак-детерминанты экономического роста, во многом зависит жизнь следующих покс-лений.

Выводы

Экономическое благосостояние разных стран, определяемое уровнем их среднедушевого ВВП, заметно отличается друг от друга. Так, в самых богатых государствах средний доход на душу населения в десять с лишним раз выше, чем в самых бедных. Поскольку темпы роста реального ВВП отдельных стран могут стремительно изменяться, со временем в их экономическом положении происходят заметные изменения. Уровень жизни в стране зависит от способностей ее экономики производить товары и услуги. Производительность труда, в свою очередь, определяется количеством физического и человеческого капитала, природных ресурсов и технологических знаний, находящихся в распоряжении производителей.

Государство стремится повысить темпы экономического роста, поощряя внутренние сбережения и инвестиции, привлекая иностранных инвесторов,

развивая систему образования, соблюдая праы собственности и поддерживая политическую стабильность, контролируя рост населения и соз-i вая благоприятные условия для научных исслел:-ваний и разработки новых технологий. Накопление капитала сопровождается убыванием его доходности. Другими словами, чем бо.т"-шим капиталом обладает экономика, тем меньше :-отдачей сопровождается его дальнейший пр;--рост. Поэтому увеличение доли сбережений пр>:-водит в начальный период времени к ускоренному росту, который начинает замедляться мере достижения экономикой более высокс: уровня капитала, производительности труда доходов. В силу этой закономерности отдач; от вложений капитала особенно велика в слаб :-развитых странах. Благодаря эффекту «бысгр:-го старта» промышленный рост в таких гос • дарствах идет особенно высокими темпа>ш.



Основные понятия

Производительность труда Физический капитал Человеческий капитал

Природные ресурсы Технологические знания

Убывающая доходность Эффект «быстрого старта»

Вопросы

1. Какие два показателя рассчитываются на основе ВВП? Что они могут сказать нам об уровне жизни населения страны?

2. Выпишите четыре основных фактора, определяющих уровень производительности труда, и объясните роль каждого из них.

3. Почему диплом об окончании колледжа можно считать одной из форм капитала?

4. Объясните, каким образом увеличение сбережений приводит к повышению уровня жизни. Почему государственные деятели должны про-

водить осторожную политику в вопросах, связанных с ростом нормы сбережений? Увеличение нормы сбережений приводит к постоянному или временному росту производительности труда?

Почему отмена торговых ограничений, таких как пошлины на экспорт и импорт, приводит к более быстрому экономическому росту? Как скорость роста населения влияет на показатель среднедушевого ВВП? Какими двумя способами правительство США поощряет ра.звитие технологических знаний?

Задания для самостоятельной работы

1. Многие государства, включая США, импортируют большое количество товаров и услуг. Однако в этой главе утверждается, что страна может добиться повышения уровня жизни населения только при увеличении производства товаров и услуг. Как согласуются эти два факта?

2. Составьте список капитальных затрат, необходимых для создания следующих товаров и услуг:

а. автомобиль

б. получение высшего образования

в. путешествие на самолете

г. овощи и фрукты

3. Средний доход на душу населения в США примерно в восемь раз выше, чем сто лет тому назад. Подобный рост за тот же период наблюдался и во многих других странах. Какие характерные особенности отличают ваш сегодняшний уровень жизни от уровня жизни ваших предков в прошлом веке?

4. В этой главе упоминалось об относительном снижении количества населения, занятого в сельском хозяйстве. Попробуйте назвать другой сектор экономики, где в последние годы наблюдалось подобное явление. Является ли относительное снижение занятости в этом секторе свидетельством успехов общества в целом?

5. Представьте, что общество выбрало курс на сокращение потребления и рост инвестиций.

а. Как это повлияет на рост экономики?

б. Какие группы населения выиграют от такого развития событий? Какие пострадают?

6. Каждому обществу приходится определять доли ресурсов, направляемые на потребление и на инвестиции. Эти решения могут затрагивать как личные расходы, так и государственные.

а. Приведите примеры личных расходов, направляемых на потребление и на инвестиции.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [ 168 ] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]