назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [ 163 ] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


163

Природные ресурсы -

компоненты окружающей среды - земля, вода, запасы полезных ископаемых, используемые для производства товаров и услуг.

Технологические знания -

понимание обществом наилучших способов производства товаров и услуг.

Хотя знания и трудовые навыки не относятся к материально осязаемым предметам, подобно станкам, бульдозерам или зданиям, человеческий капитал имеет много сходных черт с капиталом физическим. И тот и другой повышают возможности общества производить новые товары и услуги, и тот и другой сами являются результатом производственных процессов. Так, для создания человеческого капитала необходимы учителя, библиотеки и время для учебы. Иногда студентов рассматривают как своего рода рабочих, занятых производством человеческого капитала, который будет использован в будущем.

Природные ресурсы. Третий важнейший фактор, определяющий производительность труда, - природные ресурсы - земля, вода, запасы сырья и полезных ископаемых, являющиеся исходным элементом многих производственных процессов. Природные ресурсы бывают возобновляемыми и невозобновляемыми. Примером первых служит лес, так как на месте вырубки можно посадить молодые деревья, которые через некоторое время вырастут. Нефть же, напротив, относится к неюзобновляемым ресурсам с ограниченными запасами, поскольку на ее образование в природных условиях уходят многие тысячелетия, что не позволяет рассчитывать на естественное восстановление использованных месторождений.

Разница в запасах природных ресурсов сказывается на уровне жизни многих стран. Например, первые экономические успехи США частично были связаны с обилием свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного использования. В наши дни некоторые страны Ближнего Востока, например Кувейт или Саудовская Аравия, попали в список богатейших государств только потому, что обладают огромными разведанными запасами нефти.

Хотя запасы природных ресурсов - один из важнейших факторов экономического процветания, их наличие отнюдь не является обязательным условием создания высокоэффективного производства. К примеру, Япония превратилась в одну из богатейших стран мира обладая весьма незначительными сырьевыми запасами. Ее экономический взлет во многом стал возможен благодаря успехам внешней торговли. Япония импортирует многие виды полезных ископаемых, в частности нефть, и экспортирует готовую продукцию в гораздо более обеспеченные сырьем страны.

Технологические знания. Четвертый фактор, определяющий уровень производительности труда, - технологические знания, то есть понимание обществом наилучших способов производства товаров и услуг. Еще сто лет тому назад больщинство американцев работало на фермах, поскольку известные тогда сельскохозяйственные технологии требовали для обеспечения населения продовольствием больших затрат труда. В наши дни благодаря успехам науки и промышленности, небольшая часть трудоспособного населения США обеспечивает продовольствием всю страну. Так развитие новых сельскохозяйственных технологий сделало труд более эффективным и позволило увеличить производство товаров и услуг.

Технологические знания существуют в различных формах. Некоторые из них довольно просты и после применения их первооткрывателем быстро получают широкое распространение. Например, когда Генри Форд впервые реализовал идею конвейера для сборки автомобилей, его новшество было мгновенно подхвачено крупными производителями. Другие технологии патентуются и являются собственностью разработавших их компаний, как в случае с компанией Coca-Cola. хранящей в секрете рецепт знаменитого напитка. В некоторых случаях срок действия патента ограничен. Так, если фармацевтическая фирма разрабатьшает новын препарат, то на основании американских законов о патентном праве она получает возможность в течение определенного времени быть его монопольным производителем. Когда же срок действия патента истекает, право производить лекарств



имеют уже все желающие компании. Различные формы технологических знаний имеют чрезвычайно важное значение для экономики.

Однако имеет смысл провести грань между технологическими знаниями и человеческим капиталом, поскольку, несмотря на близость этих понятий, они имеют и существенные различия. К технологическим знаниям относятся представления общества о производственных процессах. Человеческий капитал определяется затратами усилий на превращение этих представлений в трудовые навыки. Образно говоря, технологические знания определяют качество учебника, по которому учится общество, а человеческий капитал измеряется временем, затраченным на его прочтение. Производительность труда зависит как от качества учебника, так и от времени, посвященного его изучению.

Практикум

Запасы природных ресурсов и экономический рост

Сегодня на Земле живут гораздо больше людей, чем сто лет тому назад, увеличилось и число землян, пользующихся самыми современными благами цивилизации. Однако проблемы народонаселения и повышения уровня жизни то и дело вызывают жаркие споры.

Некоторые аналитики полагают, что ограниченность природных ресурсов создаст непреодолимый барьер для дальнейшего экономического роста. На первый взгляд такое утверждение выглядит достаточно убедительным. Ведь в самом деле, если наша планета обладает ограниченными запасами невозобновляемых ресурсов, то как можно рассчитьшать на дальнейший рост населения, производства и уровня жизни? Разве, в конце концов, не наступит истощение месторождений нефти и других полезных ископаемых? А это, в свою очередь, не приведет ли к прекращению экономического роста и падению уровня жизни?

Несмотря на внешнюю убедительность подобных аргументов, большинству экономистов перспективы развития нашей цивилизации представляются не такими мрачными. По их мнению, технологический прогресс позволит преодолевать ресурсные ограничения. Ведь за последние годы современные наука и техника внесли немалый вклад в более экономное расходование природных ресурсов. Современные автомобили потребляют меньше бензина, новые дома имеют лучшую теплоизоляцию и требуют меньше энергии для обогрева. Более совершенное оборудование позволяет избегать потерь при извлечении и перекачке нефти. Разрабатываются технологии искусственного восполнения невозобновляемых природных ресурсов. Внедрение альтернативных видов горючего, например этилового спирта вместо бензина, позволит сократить потребление нефти и увеличить использование возобновляемых источников топлива.

Пятьдесят лет тому назад некоторые ученые высказывали беспокойство по поводу чрезмерного использования олова и меди: в то время эти материалы широко применялись для изготовления консервных банок и телефонных кабелей. Среди них были и такие, кто выступал за ограничение объемов добьгаи этих металлов и обязательные сбор и утилизацию изделий, содержахййХ! Ьлово и медь. Однако сегодня в пищевой промышленности все шире используется пластиковая тара, а на смену обычным телефонным кабелям идут линии оптической волоконной связи, для производства которых применяется обыкновенный песок. Так технический прогресс позволяет решать острые проблемы нехватки природных ресурсов.



Но будет ли достаточно этих усилий для поддержания условий, необходимых для экономического роста? Ведь в условиях рынка дефицит неизбежно отражается на ценах, а значит, сокращение природных ресурсов неизбежно приведет к росту стоимости сырья. Но и этот аргумент опровергается практикой так как цены на большинство природных ресурсов (с учетом инфляции) остаются стабильными или снижаются. Это означает, что наши возможности по их сбережению растут быстрее, чем истощаются естественные запасы сырья. Так что сегодняшняя рыночная ситуация не дает оснований для беспокойства по поводу перспектив экономического прогресса.

Новости

КОМПЬЮТЕРЫ и ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

ТРУДА

Технологический прогресс, основной приметой которого в последние годы стала компьютерная революция, - одно из основных условий роста производительности труда. Однако, по мнению автора следующей статьи, распространение компьютеров не привело к ее ожидаемому росту.

НОВАЯ РОЛЬ КОМПЬЮТЕРОВ В НАШЕЙ жизни

Луис Учитель

В конце XIX в. Америка жила надеждой, что развитие железных дорог и электрификация промышленности позволят поднять экономику страны на новый уровень. И чаяния ее граждан оправдались. В конце XX в. подобного чуда ожидали от компьютеров. Но на этот раз надежам не суждено было сбыться. Конечно, компьютерам по силам удивительные вещи. Но с точки зрения экономики их вклад в развитие производства оказался менее значительным, чем внедрение электричества сто лет тому назад. «Было бы наивным полагать, что компьютеры укажут нам путь к Земле Обетованной», - считает экономист Алан Крюгер из Принстонско-го университета.

Главной проблемой остается рост производительности труда. Те, кто ожидал чуда, а таких было немало, настаивают, что при измерении вклада компьютеров в экономику только в долларах упускаются не столь очевидные, но весьма существенные качественные перемены. Однако представление о них в значительной степени надуманно. Несмотря на появление новой техники, производительность труда по-прежнему измеряется стоимостью продукции, произведен-

ной за час рабочего времени. Например, рабочий, изготавливающий за час 100 карандашей стоимостью 50 центов каждый, производит за это время товаров на $ 50. А чем выше производительность каждого рабочего, тем выше благосостояние общества.

В более широком смысле производительность определяется не только интенсивностью труда рабочего, но и эффективностью используемого оборудования: станка, компьютера, гаечного ключа или кондиционера, обеспечивающего нормальные условия на рабочем месте. С этой точки зрения результаты 25-летней компьютерной революции вызывают разочарование. Разумеется, нельзя отрицать ее вклад в рост экономики и производительности труда, однако статистические отчеты не дают оснований считать применение вычислительной техники катализатором промышленного роста, наблюдавшегося в 1950-1960 гг.

Если мы приходим к выводу, что компьютеры действительно не оправдали возлагавшихся на них надежд, признание данного факта позволяет объяснить и другую загадку, над которой последние 20 лет ломают головы многие политики и экономисты: почему период бурного развития новых технологий и повышенной биржевой активности пришелся именно на годы медленного, по сравнению с прошлыми годами, развития экономики? Конечно, одним из объяснений может служить признание возможности статистических ошибок. К такому выводу пришла группа экономистов в представленном на прошлой неделе докладе Конгрессу США. По их мнению, экономический рост был достаточно активным, но его показатель оказался заниженным вследствие переоценки темпов инфляции, и в частности потому, что эффект внедрения компьютеров не был учтен должным образом. В результате рост цен на некоторые товары объяснялся инфляцией, хотя на самом деле он был вызван использованием в процессе его из-

готовления новой вычислительной техники. Но этому факту дается и другое объяснение: компьютеры относятся к изобретениям, которые, подобно лампе накаливания, улучшают условия нашего существования, не оказывая при этом адекватного влияния на показатели роста национального благосостояния. Другими словами, экономический эффект от внедрения ламп накаливания, позволивший предприятиям работать и в ночное время, а студентам посвящать больше времени занятиям, оказался менее заметным на общем фоне улучшения условий жизни, связанных с широким распространением электричества.

Принимая во внимание повсеместное внедрение компьютерной техники и связанные с этим преимущества и удобства нового образа жизни, следует ли нам выше оценивать роль компьютеров в долларовом исчислении? Пока что никто не занимался подобными расчетами, главным образом потому, что оценить в стоимостном выражении такие параметры нашей жизни весьма непросто. К тому же нередко бывает, что затраты на удобства не приводят к положительному результату. «Многие способы использования компьютеров лишены всякого практического смысла. Путешествие по Internet - пустая трата времени», - считает экономист из Гарвардского университета Цви Грилихес.

Но подобные взгляды разделяют далеко не все. Школьники, имеющие домашние компьютеры, утверждают, что знакомство с информацией, хранящейся в Internet, помогает им в учебе. Возможно, со временем эти знания дадут им возможность стать хорошими специалистами и принесут, таким образом, реальные плоды. А тем временем нам остается только ждать, когда же это случится, и не заявлять раньше времени о необыкновенном влиянии компьютеров на рост производительности труда. Источник: fThe New York Times*, December 8, 1996.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [ 163 ] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]