назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [ 156 ] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


156

ИЗМЕРЕНИЕ СТОИМОСТИ ЖИЗНИ г Л а в а 23

в этой ГЛАВЕ ВЫ

• Увидите, как определяется индекс потребительских иен (ИШЛ)

• Узнаете, в чем состоит несовершенство ИПЦ как измерителя стоимости жизни

Сравните возможности ИПЦ и дефлятора ВВП как показателей общего уровня цен

Рассмотрите, как используется ИПУ для сравнения покупательной способности доллара в разные периоды времени

Узнаете о различии между реальным и номинальным уровнем процентных ставок

В 1931 г., во времена Великой депрессии, известный американский бейсболист Бэйб Рут заработал $ 80 тыс. По тем временам эта сумма казалась фантастической даже для звезд бейсбола. До нас дошла история об одном интервью, во время которого на вопрос репортера о допустимости подобного заработка у спортсмена, когда даже доход президента США Герберта Гувера составил $ 75 тыс., Б. Рут небрежно бросил: «В этом году я играл лучше, чем он».

В наши дни средний бейсболист-профессионал зарабатывает в десять с лишним раз, а лучшие игроки почти в сто раз больше, чем Б. Рут в 1931 г. На первый взгляд может показаться, что за последние 60 лет бейсбол стал крайне доходным занятием. Однако не следует забывать, что за это время выросли и цены на товары и услуги: в 1931 г. за 5 центов можно было купить стаканчик мороженого, а за 25 - билет в кино. Мы не можем с уверенностью утверждать, что уровень жизни Б. Рута был выше или ниже, чем у современных игроков.

В предыдущей главе мы познакомились с тем, как экономисты используют показатель ВВП для измерения общей стоимости произведенных в экономике товаров ii услуг. В этой главе мы узнаем, как определяется показатель среднего уровня жизни. Чтобы сравнить гонорары Бэйба Рута и сегодняшних бейсболистов, нам необходимо найти способ определения покупательной способности доллара в наши дни и 60 лет назад. Для этого существует специальный экономический показатель, называемый индексом потребительских цен (ИПЦ). Сначала мы узнаем, как он исчисляется, а затем обсудим возможность его применения для сравнения покупательной способности доллара в разные периоды времени.



ИПЦ используется для контроля за изменением стоимости жизни: его рост означает, что средняя американская семья для поддержания привычного жизненного стандарта расходует больше средств. Для описания ситуации всеобщего роста цен экономисты используют понятие инфляции. Темпы инфляции представляют собой процентное изменение уровня цен за определенный период времени. Как мы увидим в следующих главах, инфляция - весьма важный показатель, отражающий состояние дел в экономике и играющий ключевую роль в формировании макроэкономической политики. В этой главе мы научимся измерять темпы инфляции с помощью ИПЦ.

Индекс потребительских цен

Индекс

потребительских цен -

показатель общей стоимости товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) - показатель общей стоимости товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем. Каждый месяц Бюро статистики труда Министерства труда США определяет и публикует показатель ИПЦ. В этом параграфе мы познакомимся с методом его вычисления и возникающими при этом проблемами. Мы также рассмотрим, как он соотносится с другим показателем роста цен - дефлятором ВВП, рассмотренным нами в прошлой главе.

Как вычисляется индекс потребительских цен

Когда Бюро статистики труда определяет ИПЦ и темпы инфляции, оно использует сведения о ценах на многие тысячи товаров и услуг. Чтобы лучше понять, как вычисляются эти показатели, рассмотрим ситуацию в простейшей гипотетической экономике, в которой потребители приобретают только два вида продукции - хот-доги и гамбургеры. В табл. 23.1 приведена последовате.11Ьность шагов, выполняемых Бюро статистики, труда для определения ИПЦ и темпов инфляции.

1. Определение количественного состава потребительской корзины. Первым шагом в вычислении ИПЦ должно быть определение товаров, пользующихся наибольшим спросом у потребителей, и объемов их покупок. Так, если средний потребитель приобретает хотдогов в энное количество раз больше, чем гамбургеров, это соотношение, которое Бюро статистики труда определяет путем специальных исследований, находит свое отражение и в составе потребительской корзины. Пусть в нашем примере потребительская корзина состоит из 4 хотдогов и 2 гамбургеров.

2. Выяснение цен на продукцию из потребительской корзины. Следующий шаг - определение цены каждого вида товара в различные периоды времени. В таблице приведены данные о стоимости хотдогов и гамбургеров за три года.

3. Вычисление стоимости потребительской корзины. Третий этап определения ИПЦ заключается в вычислении ежегодной стоимости потребительской корзины. Обратите внимание на то, что ее количественный состав в течение трех наблюдаемых лет остается постоянным (4 хотдога и 2 гамбургера), а меняются только цены на оказавшиеся в «корзинке» продукты.

4. Выбор базового года и вычисление ИПЦ. На четвертом этапе прежде всего необходимо выбрать в качестве базисного тот год, относительно которого бу-



шаг 1. обследование потребительского рынка с целью определения СОаАВА потребительской корзины

4 хотдога и 2 гамбургера

шаг 2. определение цен каждого вида продукции в наблюдаемые годы

цена хотдога, в $ цена гамбургера, в $

2001 2002 2003

шаг 3.

вычисление аоймоаи потребительской корзины

стоимоаь потребительской корзины

2001 2002 2003

$ 1 30 хотдог X 4 хотдага + $ 2 за гамбургер х 2 гомбургера $ 2 за хотдог х 4 хотдога + $ 3 за гамбургер х 2 гамбургера = $ 3 за хотдог X 4 хотдога + $ 4 за гамбургер х 2 гамбургера =

= $8 $14. $20.

шаг 4.

выбор базисного года (2001 г. ) и вычисление ипц за каждый год

индекс потребительских цен

2001 2002 2003

($8/$8)х 100= 100 ($14/$8)х100= 175 ($ 20/$8)х 100 = 250

шаг 5. определение темпов инфляции

темпы инфляции

2002 2003

(175 - 100) / 100 X 100% = 75% (250 - 175) /175 X 100% = 43%

Таблица 23.1

ПРИМЕР ВЫЧИСЛЕНИЯ ИНДЕКСОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ТЕМПОВ ИНФЛЯЦИИ Таблица содержит пример вычисления ИПЦ и темпов инфляции для гипотетической экономики, в которой потребители приобретают только два вида товаров - хотдоги и гамбургеры.

дут производиться дальнейшие сравнения. Для вычисления ИПЦ следует рассчитать частное стоимостей потребительских корзин рассматриваемого и базисного годов и умножить его на 100. В нашем примере стоимость потребительской корзины в базовом 2001 г. - $ 8, а ИПЦ - 100. ИПЦ в 2002 г. - 175, а в 2003 г. - 250, что указывает на соответствующий рост цен в рассматриваемый период.

5. Определение темпов инфляции. Заключительный шаг - определение темпов инфляции, вычисляемых как процентное изменение ИПЦ за предшествующий период. В нашем примере с 2001 по 2002 г. ИПЦ вырос на 75 %, а с 2002 по 2003 г. - на 43 %. Соответственно и темпы инфляции составили 75 % в 2002 г. и 43 % в 2003 г.

Мы рассмотрели до предела (два товара) упрощенную модель реальной экономики, однако она достаточно верно отражает подход Бюро статистики труда к

Темпы инфляции -

процентное изменение ИПЦ относительно предшествующего периода.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [ 156 ] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]