назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [ 146 ] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


146

«Товары Гиффена» -

товары, рост цены на которые сопровождается одновременным увеличением спроса.

Однако экономическая теория допускает существование восходящих кривых спроса, когда в противоречие закону спроса рост цены на товар ведет к увеличению объемов его закупок. Рассмотрим случай, когда потребитель приобретает два товара - мясо и картофель (рис. 21.12). Исходная бюджетная линия проходит через точки Л и В, а оптимум находится в точке С. Когда цена на картофель возрастает, линия ограничения бюджета смещается вниз, соединяя точки Л и D\ новый оптимум располагается в точке £. Обратите внимание на то, что увеличение цены на картофель привело к росту его потребления.

Почему же потребитель столь странным образом реагирует на изменение ситуации? Ответ заключается в том, что картофель относится к низшим товарам. Возрастание цены на картофель ведет к относительному ухудшению благосостояния покупателя. Под воздействием эффекта дохода он ограничивает покупки мяса и увеличивает потребление картофеля. С другой стороны, поскольку картофель относительно мяса подорожал, эффект замещения подталкивает потребителя к увеличению закупок мяса и ограничению покупок картофеля. Однако в нашем случае влияние эффекта дохода намного сильнее влияния эффекта замещения. В итоге реакция потребителя на рост цены картофеля выражается в увеличении его закупок и одновременном снижении потребления мяса.

Для описания товаров, по отношению к которым закон спроса теряет силу, экономисты используют понятие -«товароБ Гиффена»-. (Названных так в честь экономиста Роберта Гиффена, первым исследовавшего это явление). «Товары Гиффена» относятся к низшим товарам, для которых влияние эффекта дохода оказывается сильнее воздействия эффекта замещения. Поэтому кривая спроса на них имеет восходящий характер.

Какие реальные товары являются «товарами Гиффена»? Некоторые историки предполагают, что к ним действительно можно было отнести картофель во времена массового голода, вызванного его неурожаем в XIX в. в Ирландии. В те времена картофель составлял заметную часть в рационе ирландцев, поэтому увеличение его стоимости привело к росту влияния эффекта дохода. Население реагировало на снижение жизненного уровня сокращением покупки мяса, считавшегося деликатесом, и увеличением потребления картофеля, неизменно входившего в повседневное меню

Рис. 21.12

«ТОВАРЫ ГИФФЕНА» Данный пример показывает, что при росте цены на картофель происходит смещение потребительского оптимума из точки С в точку £. Реакция потребителя на повышение цены заключается в ограничении покупок мяса и увеличении потребления картофеля.

Количество картофеля

2. ...что приводит А к увеличению его потребления в том случав, если он относится к «товарам ГJффeнa»

Начальная пиния ограничения бюджета

Оптимум, соответствующий болев высокой цене на овощи

Оптимум, соответствующий низкой цене на овощи

1. Рост цены на картофель смещает линию ограничения бюджета вниз...

Новая линия ограничения бюджета

Количество мяса



среднего ирландца. Впрочем, утверждение о том, что именно рост цены на картофель вызвал повышение спроса на этот продукт, выглядит достаточно спорным.

Вне зависимости от правдоподобности этого исторического примера можно с уверенностью сказать, что «товары Гиффена» встречаются очень редко, так как теория потребительского выбора предполагает, что кривая спроса имеет восходящий характер. Случаи, подобные только что рассмотренному, настолько нетипичны, что мы считаем закон спроса таким же надежным, как и любой другой экономический закон.

Влияние заработной платы на предложение труда

в этой главе мы использовали теорию потребительского выбора для анализа ситуаций, связанных с распределением доходов потребителя между двумя товарами. Однако она оказывается полезной и для исследования проблем распределения времени между работой и отдыхом.

Обратимся к примеру Салли, занимающейся разработкой программного обеспечения и самостоятельно продающей различным фирмам результаты своего труда. Допустим, что за вычетом времени на сон у нее остается 100 часов в неделю, которые она использует на работу и развлечения - катание на велосипеде или просмотр телепередач. Каждый час, проведенный за компьютером, позволяет ей заработать $ 50, которые она расходует на нужды потребления. Таким образом, ее часовая зарплата в $ 50 определяет стоимость выбора между работой и досугом: каждый час рабочего времени приносит Салли дополнительные $ 50 на ее расходы.

На рис. 21.13 представлена бюджетная линия Салли. Если она будет посвящать досугу 100 часов в неделю, ее потребление равно нулю. Если все это время она отдаст работе, ее потребление достигнет $ 5 тыс. в неделю, но зато у нее не останется свободного времени. Если же продолжительность рабочей недели Салли будет равна 40 часам, ее потребление составит $ 2 тыс., а на развлечения и отдых останется 60 часов.

Потребление $5000

2000 -----------

Часы досуга

Рис. 21.13

ВЫБОР МЕЖДУ РАБОТОЙ И ДОСУГОМ График показывает линию ограничения бюджета, построенную с учетом продолжительности рабочей недели Салли, кривые безразличия потребления и досуга и положение оптимума.



На рис. 21.13 приведены кривые безразличия, отражающие выброр Салли между потреблением и досугом. Поскольку девушка всегда хотела бы больше отдыхать, соответственно, тратить на проведение досуга больше денег, она предпочитает возможно более высоко расположенные кривые безразличия. При зарплате в $ 50 в час Салли выберет сочетание потребления и досуга, отмеченное на графике точкой оптимума, которая принадлежит и линии ограничения бюджета, и наивысшей из доступных девушке кривой безразличия 1.

Что произойдет при росте зарплаты Салли с $ 50 до $ 60 в час? На рис. 21.14 показаны два варианта развития событий. В обоих случаях начальная линия ограничения бюджета, обозначенная на обоих левых графиках как ВС,, сдвинется вправо и займет положениеВС. Наклон бюджетной линии увеличится, отражая изменение сравнительной стоимости наших «товаров»: при повышении зарплаты Салли за каждый час времени, посвященный работе, получает больше денег на потребление.

Предпочтения Салли, отражаемые кривыми безразличия, определят тенденции изменения потребления и досуга, обусловленные ростом заработной платы. На обоих левых графиках отмечено увеличение потребления, однако на графике (а) роста зарплаты Салли приводит к тому, что она уделяет большую часть работе, а на графике (б), напротив, - отдыху.

Решения Салли о выборе в пользу досуга или потребления определяет часы, уделяемые работе, так как чем больше она развлекается, тем меньше времени остается для составления программ. На правых графиках рис. 21.14 представлены две различные кривые предложения рабочего времени, построенные с учетом возможных решений Салли. На графике (а) показано, что рост зарплаты побуждает ее к усердной работе и сокращению времени отдыха, в результате чего кривая предложения труда имеет восходящий характер. На графике (б) отражена иная ситуация, когда Салли предпочла работе увеличение часов досуга, поэтому кривая предложения труда имеет нисходящий характер.

Почему девушка сокращает время работы, если ее зарплата возрастает? Мы ответим на вопрос, если проанализируем влияние эффектов дохода и замещения, возникающих при увеличении заработной платы.

Рассмотрим сначала действие эффекта замещения. Увеличение почасовой оплаты труда Салли привело к возрастанию цены ее досуга относительно работы, поэтому у нее появляется стимул к упорному многочасовому труду. Другими словами, при повьинении зарплаты эффект замещения побуждает Салли к увеличению числа рабочих часов, что, в свою очередь, определяет восходящий характер кривой предложения труда.

Обратимся к влиянию эффекта дохода. Рост суммы вознаграждения Салли обусловливает возрастание ее благосостояния, и она перемещается на новую кривую безразличия, расположенную выше исходной. Так как и досуг и потребление - нормальные товары, Салли стремится к получению того и другого в больших количествах. Поэтому эффект дохода побуждает ее сократить время работы, что и отражает нисходящая кривая предложения труда.

В заключение отметим, что экономическая наука не может однозначно определить реакцию Салли на повышение зарплаты. Если эффект замены окажется сильнее эффекта дохода, девушка будет проводить дни и ночи перед монитором компьютера. Если превалирующим окажется эффект дохода, Салли получит возможность развлекаться в свое удовольствие, лишь изредка включая компьютер. Соотношение эффектов дохода и замещения и определяет характер кривой предложения труда.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [ 146 ] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]