назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [ 145 ] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


145

Эффект дохода и эффект замещения

Влияние изменения цены товара на уровень потребления может быть разложено на две составляющие, обусловленные эффектом дохода и эффектом замещения.

Чтобы лучше понять смысл каждого из них, рассмотрим возможные реакции потребителя на известие о снижении цены на Pepsi. Приведем два варианта его рассуждений.

• «Отличная новость! Теперь, когда цена на Pepsi снизилась, я имею возможность покупать большеPepst и больше пицць1». (Эффект дохода.)

• «Поскольку цена на Pepsi снизилась, я смогу приобретать больше любимого напитка. Так как пицца стала относительно более дорогим товаром, мне следует покупать больше Pepsi и меньше пиццы». (Эффект замещения.)

Какое из этих рассуждений выглядит на ваш взгляд более убедительным?

На самом деле каждое из них содержит рациональное зерно. Снижение цены на Pepsi выгодно потребителю. Если пицца и Pepsi - Нормальные товары, потребитель захочет использовать увеличение своей покупательской способности для приобретения большего количества того и другого продукта. Таким образом, эффект дохода позволяет ему покупать больше пиццы и больше Pepsi. В то же время Pepsi становится относительно дешевле пиццы. Поэтому эффект замещения вынуждает потребителя сделать выбор в пользу большего количества Pepsi и меньшего количества пиццы.

Подведем некоторые итоги. Очевидно, что потребитель будет покупать больше Pepsi, поскольку этому способствует действие обоих эффектов. Однако остается неясным, будет ли покупатель приобретать больше пиццы, так как в этом вопросе влияние эффектов дохода и замещения противоположно. Наши выводы отражены в табл. 21.2.

Мы можем объяснить влияние эффектов дохода и замещения и с помощью кривых безразличия. Эффект дохода проявляется в изменении потребления в результате перехода на новую кривую безразличия, расположенную выше исходной. Эффект замещения отражается в изменении потребления при перемещении по кривой безразличия в новую точку с другой нормой предельного замещения.

Изменение решений потребителя о покупке Pepsi и пиццы под влиянием эффекта дохода и эффекта замещения представлено на рис. 21.10. При,снижении цены Pepsi точка, отражающая выбор потребителя, перемещается из положения начального оптимума (точка Л) в новое положение оптимума (точка С). Мы

Эффект дохода -

изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя переходить на более высокую или более низкую кривую безразличия.

Эффект замещения -

изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя перемещаться по данной кривой безразличия в точку с новым значением предельной нормы замещения.

Таблица 21.2

ПОСЛЕДСТВИЯ ЭФФЕКТОВ ДОХОДА И ЗАМЕЩЕНИЯ ПРИ СНИЖЕНИИ ЦЕНЫ PEPSI

ТОВАР

ЭФФЕКТ ДОХОДА

ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ

ОБЩИЙ ЭФФЕСТ

Pepsi

Потребитель становится богаче и покупает больше Pepsi

Peps/становится относительно более дешевым товаром, объем покупок напитка возрастает

Эффекты дохода и замещения действуют в одном направлении, поэтому потребитель покупает больше Pepsi

Пицца

Потребитель становится богаче и покупает больше пиццы

Пицца становится сравнительно дорогим товаром, поэтому объем покупок сокращается

Эффекты дохода и замещения действуют разнонаправленно, поэтому общий эффект неясен



Рис. 21.10

ВЛИЯНИЕ

ЭФФЕКТОВ ДОХОДА И ЗАМЕЩЕНИЯ НА ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ Влияние изменения цены товара может быть разложено на две составляющие, определяемые эффектами дохода и замещения. На нашем графике эффект дохода отражается перемещением вдоль кривой безразличия /, из точки А в точку В, характеризуемую новым значением предельной нормы замещения. Эффект дохода проявляется в переходе от точки В на кривой безразличия /, в точку С на кривой безразличия l.

Количество Pepsi (в пинтах)

Эффект i дохода Т

Эффект замещения

Новая линия оараничения бюджета

Эффект замещения Эффект дохода

Количество пиццы

имеем возможность условно представить это перемещение как происходящее в два этапа. На первом происходит движение потребителя вдоль исходной кривой безразличия /, из точки Л в точку В. В обеих точках запросы потребителя удовлетворяются в одинаковой мере, но в точке В предельная норма замещения отражает новое значение относительной цены товаров. На втором этапе потребитель перемещается из точки В в точку С, принадлежащую кривой безразличия 1, которая находится выше исходной. Хотя точки В и С принадлежат разным кривым безразличия, они характеризуются одинаковой нормой предельного замещения, то есть наклон /, в точке В равен наклону в точке С. Несмотря на то что в действительности потребитель никогда не выберет точку В, эта гипотетическая точка полезна для объяснения влияния на его решение эффектов дохода и замещения.

Обратите внимание на то, что переход из точки А в точку В сопровождается только изменением предельной нормы замещения без перемен в материальном благосостоянии потребителя. Напротив, перемещение из точки В в точку С сопровождается увеличением доходов потребителя без изменения предельной нормы замещения. Таким образом, первый этап отражает влияние эффекта замещения, а второй - эффекта дохода.

Построение кривой спроса

Мы только что познакомились с тем, как изменение цены одного товара влияет на положение бюджетной линии, а значит, и на количество обоих товаров, которое собирается приобрести покупатель. Кривая спроса любого товара отражает эти решения потребителя. Как вы помните, кривая спроса демонстрирует влияние цены товара на уровень спроса. Мы можем рассматривать кривую спроса как графическое отображение оптимальных решений потребителя, возникающих при анализе взаимного расположения линии бюджетного ограничения и кривых безразличия.

Например, на рис. 21.11 анализируется спрос на Pepsi. Из графика (а) видно, что когда цена пинты Pepsi снижается с $ 2 до $ 1, линия ограничения бюджета



Количество Pepsi (в пинтах)

Начальная линия ограничения бюджета

Цена пинты Pepsi

--------

1 Спрос

Количество пиццы

150 Количество Pepsi (в пинтах)

сдвигается вправо. В силу влияния эффектов дохода и замещения потребление Pepsi увеличилось с 50 до 150 пинт. График (б) представляет кривую спроса, построенную на основании решений потребителя. Таким образом, теория потребительского выбора обеспечивает нам теоретическое обоснование поведения кривой спроса (гл.4).

Нам было полезно узнать о том, что кривая спроса определяется теорией потребительского выбора, однако этот результат сам по себе не оправдывает усилий, затраченных на ее развитие. Для вывода о том, что поведение потребителей зависит от изменения рыночных цен, вряд ли необходимы глубокие аналитические исследова-.чия. Но теория потребительского выбора будет для нас очень полезна, так как она используется для анализа основных факторов поведения домашних хозяйств.

Практическое применение теории потребительского

выбора

Теперь, когда мы познакомились с основами теории потребительского выбора, попытаемся использовать ее для поиска ответов на четыре вопроса о механизме Ьункционирования экономики. На первый взгляд они могут показаться никак не .вязанными между собой. Но так как поиск ответа на каждый из вопросов включает в себя анализ принятия решений на уровне домашних хозяйств, мы используем знакомую нам модель поведения потребителя.

Все ли кривые спроса имеют нисходящий характер?

Обычно при росте цены на товар покупатели ограничивают его приобретение. В гл. 4 :ы указывали, что такое поведение потребителей - проявление закона спроса. Нис-)дящий характер кривой спроса как раз и отражает эту закономерность.

Рис. 21.11

ПОСТРОЕНИЕ КРИВОЙ СПРОСА На графике (а) показано, что при снижении цены Pepsi с $ 2 до $ 1 за пинту, потребительский оптимум перемещается из точки А в точку В. При этом количество приобретаемой Pepsi возрастает с 50 до 150 пинт. Кривая спроса на графике (б) отражает связь между спросом на товар и его ценой.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Нарисуйте линию ограничения бюджета и кривые безразличия для Pepsi и пиццы. Покажите, что произойдет с линией ограничения бюджета и точкой оптимума при увеличении цены пиццы. Отметьте изменения, обусловленные эффектом дохода и эффектом замещения.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [ 145 ] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]