назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [ 14 ] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


14

Позитивное утверждение - положение о том, что представляет собой мир. Нормативное утверждение - положение о том, каким должен быть мир. Экономисты, которые делают нормативные утверждения, выступают скорее в роли политиков, чем зченых.

Причина противоречивых советов, которые дают политикам экономисты, - различия в научных

суждениях или в системе жизненных ценностей. Иногда политики идут на поводу у шарлатанов, предлагающих простые рецепты решения сложных проблем. Гораздо чаще экономисты придерживаются единого мнения, которое игнорируется политиками.

Основные понятия

Диаграмма кругооборота потоков Граница производственных возможностей

Микроэкономика Макроэкономика

Позитивное утверждение Нормативное утверждение

Вопросы

1. Что объединяет экономическую науку с другими науками?

2. Почему экономисты делают допущения?

3. Должна ли экономическая модель досконально описывать действительность?

4. Нарисуйте и объясните кривую границы производственных возможностей для экономики, в которой производится молоко и печенье. Что произойдет с границей, если половина поголовья коров погибнет от эпидемии?

5. Из каких двух ра.зделов состоит экономическая теория ? Объясните, что изучает каждый из них.

6. В чем различие между позитивным и нормативным утверждением? Приведите пример каждого из них.

7. Почему экономисты иногда предлагают политикам противоположные советы?

Задания для самостоятельной работы

Приведите примеры использования специфического научного языка в одном из предметов, которые вы изучаете. В чем заключается полезность специальных терминов? Одно из общих допущений экономической теории состоит в том, что товары разных фирм одной отрасли промышленности идентичны по качеству. Обсудите, целесообразно ли такое допущение для следующих товаров:

а. Сталь.

б. Романы.

в. Пшеница.

3. Нарисуйте диаграмму кругооборота потоков. Определите, какие части модели связаны с потоками товаров и услуг и денежных средств для следующих видов деятельности:

а. Сэм отдает владельцу магазина $ 1 за литр молока.

б. Сэлли зарабатывает $4,5 в час, работая в ресторане.

в. Серена платит $ 7 за билет в кинотеатр.

г. 10 % акций компании Лс7?2е Industrial приносят Стюарту $ 10 тыс. в год.



4. Какие важные характеристики экономики не учитывает модель кругооборота потоков? Можете ли вы назвать несколько причин, позволяющих игнорировать эти факторы, и причины, по которым их стоило бы принять во внимание?

5. Первый пришщп экономической теории, о котором говорилось в гл. 1, заключается в том, что человек постоянно сталкивается с необходимостью выбора. Используйте границу производственных возможностей, чтобы проиллюстрировать выбор общества между чистой окрзжающей средой и высокими доходами. Как вы полагаете, что определяет форму и расположение границы? Покажите, что произойдет с границей, если будет изобретен двигатель с практически полным отсутствием выхлопов.

6. Определите, относятся ли следующие высказывания к вопросам, иззаемым микроэкономикой или макроэкономикой:

а. Рещение семьи о количестве денег, направляемых на сбережения.

б. Влияние высокого уровня сбережений на экономический рост.

в. Рещение фирмы о количестве нанимаемых рабочих.

г. Взаимосвязь между уровнем инфляции и изменениями количества денег в обращении.

7. Определите, являются ли следзтощие утверждения позитивными или нормативными. Поясните свой выбор.

а. «В краткосрочной перспективе общество сталкивается с выбором между инфляцией и безработицей».

б. «Снижение темпов роста количества денег в обращении приведет к уменьщению инфляции».

в. «Центральный банк должен снизить темпы роста количества денег в обращении».

г. «Общество должно предложить людям, живущим на социальные пособия, заняться поисками работы».

д. «Низкие ставки налогов стимулируют людей к более интенсивному труду и увеличению нормы сбережений».

8. Определите характер каждого из приведенных в табл. 2.1 положений (позитивный, нормативный или неопределенный). Объясните свое решение.

9. Если бы вы были президентом, вас интересовали бы позитивные или нормативные взгляды ваших экономических советников? Почему?

10. Кто является в настоящее время председателем Центрального банка вашей страны ? Кто в настоящее время является министром финансов?

11. Ожидаете ли вы, что со временем экономисты все чаще будут приходить к единому мнению? Почему? Могут ли их разногласия быть полностью устранены? Почему?

12. В главе приводится пример о Питере, Поле и городском колодце.

а. Как вы оцениваете налоговую политику этого города? Почему?

б. Что еще вам хотелось бы знать о Питере и Поле перед тем, как сделать свои выводы?

13. Какая налоговая система более справедлива - сложная или простая?



Приложение

Построение графиков: краткий обзор

Многие переменные, которые изучают экономисты, могут быть выражены в цифрах: цены на бананы, количество проданных бананов, издержки выращивания бананов и т. д. Часто эти экономические переменные взаимозависимы. Когда растет цена на бананы, потребители ограничивают их покупки. Один из способов отражения в.аимосвязи - построение графиков.

Построение графиков преследует две цели. Во-первых, в процессе разработки экономических теорий графики предлагают способ визуального выражения идей, которые менее понятны, если их описывают только с помощью слов. Во-вторь1х, в процессе анализа экономических данных графики обеспечивают способ определения действительной зависимости этих переменных. Разрабатываем ли мы теорию или анализируем фактические данные, графики помогают разглядеть за деревьями лес.

Математические зависимости графически могут быть выражены различными способами, так же как и мысль может быть высказана самыми разными словами. .Хороший писатель выбирает слова, которые сделают его мысль доступной, описание - приятным, а сцену - драматической. Хороший экономист выбирает тип графика, соответствующий его цели.

В этом приложении мы рассмотрим принципы изучения эконо\цСтами математических зависимостей между переменными с использованием графиков, а также некоторые ловушки, которые возникают при использовании графических .NieroaoB.

Графики одной переменной

Три общих графика представлены на рис. 2п.1. Круговая диаграмма (а) показывает распределение расходов на медицинское обслуживание населения страховых компаний и правительства. Каждая часть круговой диаграммы представляет долю каждой группы в общем объеме расходов. Столбиковая диаграмма (б) сравнивает стоимость некоторых американских корпораций. Высота каждого столбца представляет стоимость каждой компании в миллиардах долларов. График временного ряда (в) отражает повышение производительности труда американских фермеров в течение определенного периода времени. Высота линии показывает количество произведенной продукции в час ио годам. Вы, вероятно, постоянно встречаете подобные графики в газетах и журналах.

Графики двух переменных: система координат

Графики и диаграммы, представленные на рис. 2п.1, показывают изменение переменных во времени или состояние неких объектов на определенные периоды времени, но ограничивают получаемую нами информацию, так как отражают состояние одной переменной. Экономистов часто интересуют зависимость между переменными, ее отражение на одном графике. Сделать это позволяет использование системы координат.

Предположим, вы хотите изучить зависимость между учебным временем студента и его средней оценкой. Для каждого студента в вашей группе вы записываете пару чисел; количество часов в неделю, которое он тратит на учебу, и его среднюю оценку. Полученные данные можно использовать в качестве чисел, определяющих положение точки на плоскости (координат). Альберт Э., например, представлен координатами 25 часов/неделя. 3,5 балла, в то время как его приятель «зачем-мне-беспокоиться?» Альфред Э. - координатами 5 часов/неделя, 2,0 балла.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [ 14 ] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]