назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [ 133 ] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


133

Вопросы

Почему шахтеры получают ббльшую, в сравне- 4. НИИ с другими работниками, имеющими аналогичный уровень образования, заработную плату? 5. В каком смысле образование - один из видов капитала? 6. Может ли образование привести к повыщению заработной платы работника без увеличения его производительности?

С какими трудностями связано определение различных форм дискриминации в оплате труда? Устраняет или обостряет рыночная конкуренция дискриминацию по расовому признаку? Приведите пример дискриминации на конкурентном рынке.

Задания для самостоятельной работы

1. Студенты колледжей иногда работают летом в 5. качестве практикантов в частных фирмах или государственных учреждениях. На многих из этих должностей платят либо небольшую зарплату, либо вообще ничего.

а. Каковы альтернативные издержки получения такой работы?

б. Объясните, почему студенты идут на такую 6. работу.

2. Мы упоминали, что закон о минимальном размере оплаты труда искажает рьшок низкооплачиваемого труда (гл. 6). В качестве альтернативы некоторые экономисты предлагают введение двухступенчатой системы минимальной оплаты труда, когда взрослые рабочие получают обычный ее размер, а подростки - меньший. Назовите две причины, по которым введение единого размера минимальной оплаты труда может искажать рьшок труда подростков больше, чем рынок труда взрослых.

3. Согласно положениям экономики труда, опытные работники получают большую, в сравнении с новичками с таким же уровнем образования, заработную плату. Почему? Результаты некоторых 7. исследований показывают, что опыт «пребывания в должности» оказывает положительное влияние на размер заработной платы. Объясните.

4. Заработная плата выпускников колледжей США в 1970-х гг. уменьшалась, а в 1980-х гг. - возрастала. Экономисты полагают, что спрос на работников, закончивших колледж, в течение всего этого периода постоянно возрастал. Чем объясняется изменение динамики заработной платы?

В сравнении с промышленно развитыми странами в развивающихся странах структура рабочей силы характеризуется большей долей неквалифицированных работников и меньшей - квалифицированных специалистов. Как вы думаете, какова ценность квалификации в развивающихся странах? Объясните.

В статье в «The New York Times» (Dec. 13, 1993) говорилось, что администрация президента США У. Клинтона намеревается предложить «план профессиональной переподготовки уволенных работников (с устаревшими знаниями), новую программу обучения для молодых людей, не попавших в колледж, и программу предоставления займов для малообеспеченных молодых людей, чтобы они могли получить высшее образование». Администрация утверждала, что реализация этих программ приведет к выравниванию распределения доходов. Оцените довод администрации, используя графики спроса и предложения рынков квалифицированного и неквалифицированного труда.

В некоторых колледжах и университетах профессора экономической теории получают более высокую заработную плату, чем их коллеги в некоторых других областях.

а. Чем может объясняться данная практика?

б. Ряд колледжей и университетов проводят политику равной оплаты профессорского состава. В других профессор экономической теории имеет меньшую учебную нагрузку. Какукг роль играют различия в нагрузке?



8. Изобретение звукозаписывающих устройств позволило музыкантам расширить предложение исполняемой ими музыки по низкой стоимости. Как, по вашему мнению, это событие повлияло на доход лучших музыкантов? Как вы считаете, повлияло ли оно на доход средних музыкантов?

9. Алан управляет фирмой, предоставляющей консультационные услуги в области экономики. Он нанимает преимущественно женщин-экономистов, потому что, как он говорит, «они будут работать за меньшую сумму, чем мужчины, так как возможности выбора работы женщинами ограничен-

ны». Как вы относитесь к решению предпринимателя? Если бы большинство работодателей рассуждали так же, как Алан, как это повлияло бы на уровень заработной платы мужчин и женщин?

10. Предположим, что все различия в заработной плате черных и белых работников связаны с разницей в количестве лет, проведенных ими в школе, и качеством o6jnieHHH. Означало бы это, что дискриминация не играет никакой роли в установлении разницы в заработной плате между расовыми группами? Почему да или почему нет?



глава

20 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ доходов

в этой ГЛАВЕ ВЫ

• Рассмотрите степень экономического неравенства в обществе

• Проанализируете некоторые проблемы, которые возникают при количественном определении экономического неравенства

• Познакомитесь с теоретическими основами политики перераспределения доходов

• Рассмотрите государственную политику поддержки беднейших слоев населения

«Единственное отличие между богатыми и другими людьми, - сказала однажды Мэри Колам Эрнесту Хемингуэю, - состоит в том, что у богатых больще денег». Может быть, и так. Но это утверждение оставляет без внятных ответов множество вопросов. Разрыв между бедными и богатыми - важная и интересная тема исследования для всех - для живущих в комфорте богатых, стремящихся покончить с нищетой бедных и озабоченного своими проблемами среднего класса.

В предыдущих двух главах вы получили представление о том, почему уровень доходов индивидов существенно различен. Заработная плата человека зависит от предложения и спроса на его труд, которые, в свою очередь, определяются природными способностями индивида, человеческим капиталом, компенсационными различиями, дискриминацией и т. д. Так как в экономике США заработная плата составляет три четверти совокупных доходов, факторы, детерминирующие ее уровень, в значительной степени ответственны и за пропорции распределения совокупного доходов среди членов общества. Другими словами, именно они делают кого-то богатым, кого-то - просто обеспеченным человеком, кого-то - отбрасывают за черту бедности.

В этой главе мы обсудим механизм распределения доходов. Данная тема затрагивает некоторые фундаментальные вопросы о роли экономической политики. Один из Десяти принципов экономической науки гласит, что правительство иногда имеет возможность повысить эффективность деятельности рынка. Особая роль принадлежит государству в распределении доходов. «Невидимая рука рынка» эффективно распределяет ресурсы, но отнюдь не гарантирует справедливость полученных результатов. Многие (но не все) экономисты полагают, что участие

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [ 133 ] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]