назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [ 115 ] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


115

Заключение

Фирмы-олигополисты желали бы действовать подобно монополиям, но эгоист;"- ские интересы подталкивают их к совершенной конкуренции. Результаты деяте.- ности олигополистов могут варьироваться от монополистической прибыли до к; -курентной, в зависимости от числа фирм на рьшке и степени координация действий. Анализ «дилеммы узников» познакомил вас с причинами возможн-.:: неудач попыток сотрудничества субъектов рынка, даже в тех случаях, когда с -отвечает общим интересам олигополистов.

Государство регулирует поведение олигополистов посредством антитрест ских законов. Уточнение сферы применения этих законов - предмет непрекра-,: ющихся дебатов. Хотя соглашения об установлении цен между конкурирующ!. фирмами очевидным образом снижают экономическое благосостояние общестБ. : должны быть признаны незаконными, некоторые действия фирм, на первый взг.--; ограничивающие конкуренцию, могут преследовать вполне законные цели. Пст-тики должны осторожно выписывать «рецепты антитрестовских лекарств» пог.= шим к ним на «прием» фирмам.

Выводы

в условиях олигополии фирмы максимизируют совокупную прибыль, образуя картели и действуя подобно монополисту. Однако, если олигополисты принимают решения относительно уровней производства индивидуально, объем выпуска оказывается выше, а цены ниже, чем в монопольной структуре. Чем большее число фирм входит в олигополию, тем ближе объем вьшуска и цена к уровню совершенно конкурентного рынка. «Дилемма узников» показывает, что эгоистический интерес не позволяет индивидам координировать действия даже тогда, когда сотрудниче-

ство отвечает интересам обеих сторон. Лег: «дилеммы узников» применима к самым раз:-: ситуациям - гонке вооружений, проблема.\1: ламы, использования общего ресурса или о.тг полистическим структурам рынка. Для противодействия практике ограничения :• куренции государство использует антитресг ские законы. Однако антимонопольное зак: дательство далеко от совершенства, тем бсг что некоторые действия фирм, на первый взг. ведущие к ограничению конкуренции, преете ют вполне законные деловые цели.

Основные понятия

Олигополия

Монополистическая конкуренция Сговор

Картель

Равновесие Нэша Теория игр

«Дилемма узников» Доминирующая стратег



Вопросы

Если группа поставщиков организует картель, 4. какой объем выпуска и цену она попытается ус--ановить? 5.

Сравните объем выпуска и цену олигополии с объемом производства и ценой монополии. 6.

Сравните объем выпуска и цену олигополии с объемом предложения и ценой конкурентного 7. оынка.

Как число фирм в олигополии влияет на результат функционирования рынка? Что такое «дилемма узников» и как она применима к олигополии?

Какие виды действий фирм запрещают антитрестовские законы?

Что такое поддержание розничных цен и почему эта практика вызывает дискуссии?

Задания для самостоятельной работы

< The New York Times» 30 ноября 1993 г. сообщила, что «неспособность OPEC прийти к согласию о снижении объемов добычи нефти, привела нефтяной рынок в состояние хаоса... в США установились самые низкие, начиная с июня 1990 г., цены на сырую нефть».

а. Почему члены OPEC пытались договориться о сокращении производства?

б. Почему, по ващему мнению, членам OPEC не удалось принять решение о снижении объемов добычи нефти? Почему рьшок нефти пришел «в состояние хаоса»?

в. Газета приводит высказывания членов OPEC, «что такие не входящие в OPEC нефтедобывающие страны, как Норвегия и Великобритания, должны сократить производство». Какой вывод относительно желательных для OPEC отношений с Норвегией и Великобританией можно сделать из этого высказывания?

Основные производители алмазов - Россия и ЮАР. Предположим, что предельные издержки добычи алмазов равны $ 1 тыс. на алмаз, а спрос описывается следующей функцией, заданной в виде таблицы:

Цена, в $

Количество

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

5000 6000 7000 8000 9000 10000 11000 12000

а. Каковы были бы цена и количество алмазов на конкурентном рынке?

б. Каковы были бы цена и объем предложения в случае монополии одной из стран на рынке?

в. Если Россия и ЮАР образуют картель, как это скажется на цене и объеме предложения алмазов? Если страны разделят рьшок поровну, какими будут объем производства ЮАР и ее прибыль? Как повлияет на прибыль ЮАР, если она увеличит производство на 1000 алмазов, в то время как Россия будет придерживаться заключенных соглашений?

3. Почему теория игр полезна для понимания поведения субъектов олигополистических, но не конкурентных рынков?

4. Опишите некоторые события вашей жизни, в которых теория игр могла быть вам полезна. Что связывает эти события?

5. В этой главе утверждается, что запрещение в 1971 г. рекламы сигарет по телевидению привело к увеличению прибыли табачных компаний США. Как вы оцениваете политргку запретов по отношению к частным фирмам? Объясните ваш ответ.

6. «Практикум » описывает телефонный диалог между президентами компаний American Airlines и Braniff Airways. Давайте проанализируем игру, которую ведут компании. Предположим, что каждая компания может назначать или высокую, или низкую цену на авиабилеты. Если одна компания устанавливает цену S 100 за билет, она получает низ-



кую прибыль в том случае, когда ее конкурент устанавливает аналогичную цену, и высокую прибыль, если она назначает цену в $ 200 за билет. С другой стороны, если первая компания назначает плату в $ 200 за билет, она получает очень низкую прибыль, если другая компания установит цену билета в $ 100, и среднюю прибыль, если ее конкурент устанавливает ту же цену.

а. Нарисуйте диаграмму принятия решения длв этой игры.

б. Что является равновесием Нэша для этот игры? Объясните.

в. Существует ли в этой игре результат, которьй был бы лучшим, чем равновесие Нэша? Kai его достигнуть? Кто оказался бы в проигрыше в случае достижения этого результата?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [ 115 ] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]