назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [ 109 ] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


109

Конкуренция, монополии и картели

Прежде чем рассмотреть цену и объем воды в условиях дуополии Джека и Джил», давайте вспомним две известные нам рыночные структуры - совершенную к£эе-куренцию и монополию.

Как развивались бы события на совершенно конкурентном рынке воды? Решения каждой фирмы об объеме производства приведут к установлению цены ш уровне предельных издержек. На нашем рынке предельные издержки постами воды равны нулю. Таким образом, в случае совершенной конкуренции равновесзаи цена воды равнялась бы нулю, а равновесный объем - 120 галлонам. Цена пиле-вой воды отражала бы издержки ее производства, причем поставлялся и погрев-лялся бы наиболее эффективный для обшества объем воды.

Рассмотрим монополизированный рынок. Из табл. 16.1 следует, что совок*»-ная прибыль максимизируется при объеме 60 галлонов и цене в $ 60 за га-хиш! воды. Максимизирующий прибыль монополист, следовательно, произвел бы этш объем воды и назначил бы соответствующую цену. Как и «положено» на монош-лизированном рынке, цена воды превышает предельные издержки. Полученнн!! i результат неэффективен с точки зрения общества, так как объем произведенном ш потребленной воды ниже эффективного объема выпуска, равного 120 галлона.ч

Какого результата следует ожидать от наших дуополистов? Одна из возможя»-стей состоит в том, что Джек и Джилл встречаются и договариваются об объвиг производимой воды и назначаемой на нее цене. Такое соглашение между фирмами об объемах производства и цене называется сговором, а группа согласованно jm-ствующих фирм - картелем. Коль Джилл и Джек образовали картель, рывш; фактически обслуживается монополией, и мы имеем все основания применить еяш анализ из гл. 15. То есть раз Джек и Джилл вступили в сговор, они договорятсд « монопольном объеме выпуска, который максимизирует общую прибыль производителей на данном рьшке. Наши коллеги поднимут из своих колодцев 60 галлозая! воды и предложат ее жаждущим по цене $ 60 за галлон. Цена превышает предельные издержки, объем вьшуска с точки зрения общества неэффективен.

Участники картеля должны прийти к согласию не только об общем уровг производства, но и об объеме продукции, производимом каждым его членом. В наяюи случае Джек и Джилл согласовывают пропорцию разделения соответствующгя) монопольному рынку объема предложения в 60 галлонов. Каждый участник nei-теля желает получить большую долю рынка, рассчитывая на большую прибьшки Если Джек и Джилл согласятся разделить рынок пополам, партнеры произвелучт 30 галлонов воды по цене $ 60 за галлон, а каждый дуополист получит прибьши $ 1800.

Сговор -

соглашение действующих на рынке фирм об объемах производимой продукции или ее цене.

Картель -

группа согласованно действующих фирм.

Олигополистическое равновесие

Хотя экономические интересы олигополистов подталкивают их к созданию картелей и получению монопольной прибыли, планы раздела рынка наталкиваются ш антитрестовские законы, запрещающие олигополистические соглашения. Кроме тага, в некоторых случаях конфликты между участниками картеля по поводу «де.1еж-ки» прибыли делают соглашение между ними невозможным. Рассмотрим развитии ситуации в нашем городке в случае, если Джек и Джилл принимают самостоятельные решения об объеме производства.

На первый взгляд можно было ожидать, что Джек и Джилл примут решеняе ш соответствующем монопольной структуре рынка объеме вьшуска, ибо в этом случае общая прибыль фирм достигает максимального значения. Однако в отсутс



C2 ;

zzyr Ш

CF -

:-:~isiaii

z--bZ33m

Z Л7Г-М?-

r: ;

: z: 3~!T»-

: I-IinH-

в.- -

- "

tz :

. Г--Jf

• :3г

z - - И

p.-.,.

т-: гае

ir r

-:.~ii[a»l

ir: -

p.:

" - iSll 1

p.: -

ИГ" " "1, "711,..

гласия сторон результат, соответствующий монополии, маловероятен. Почему? I спустим, Джек ожидает, что Джилл произведет только 30 галлонов воды (полотна монопольного объема). Он рассуждал бы следующим образом:

• Предположим, я выбрасываю на рынок 30 галлонов воды. В этом случае общий объем в 60 галлонов воды будет продаваться по цене $ 60 за галлон. Моя прибыль составит $ 1800 (30 галлонов х $ 60). Однако что мешает мне предложить рынку 40 галлонов воды? В этом случае общий объем в 70 галлонов воды будет продаваться по цене $50, а моя прибыль возрастет до $ 2000 (40 галлонов х $ 50). Хотя совокупная рыночная прибыль уменьшится, моя прибыль увеличится, так как принадлежащая мне доля рынка расширится.

Разумеется, аналогичным образом может рассуждать и Джилл. В этом случае ни «выплескивают» на рынок 80 галлонов воды, цена которой снижается до $ 40.

"iKHM образом, если дуополисты руководствуются исключительно эгоистическими нтересами, объем предложения превыщает монопольный и цена на продукт сни-

- дется. В сравнении с прибылью монополии уменьщается и совокупная прибыль

: :1рм-дуополистов.

Хотя логика эгоистического интереса приводит к повыщению объема выпуска ; ополий по сравнению с уровнем монополии, однако он не достигает уровня, гответствующего соверщенной конкуренции. Рассмотрим, что происходит, когда дый дуополист производит 40 галлонов воды. Цена воды составляет $ 40 за ылон, и каждый дуополист получает прибыль в $ 1600. В этом случае Джек тэиходит к следующим выводам:

• В настоящий момент моя прибыль составляет S 1600. Предположим, я увеличу объем производства до 50 галлонов. В этом случае общее количество предлагаемой воды вырастет до 90 галлонов, цена снизится до $ 30, а прибыль - до $ 1500. Вместо того чтобы увеличивать объем производства и сбивать цену, мне следует сохранять объем выпуска на уровне 40 галлонов.

Результат, при котором Джек и Джилл производят по 40 галлонов воды, вы-сядит как некоторого вида равновесие. Он получил название равновесие Нэша по имени экономиста, специалиста в теории игр Джона Нэща). Равновесие Нэша - ситуация, когда каждый субъект экономики во взаимодействии с осталь--ыми участниками выбирает оптимальный вариант стратегии, при условии, что стальные придерживаются определенной стратегии. В этом случае, при условии, :то Джилл производит 40 галлонов воды, лучшая стратегия для Джека - предло--:ение 40 галлонов. Точно так же при условии, что Джек производит 40 галлонов соды, лучшая стратегия Джилл - объем вьшуска, равный опять-таки 40 галлонам.

только они достигают равновесия Нэша, ни Джек, ни Джилл не имеют стиму-"эв к иным решениям.

Данный пример иллюстрирует противоречие между стремлением к сотрудниче-ттву и эгоистическим интересом фирм. Сотрудничество олигополистов привело бы достижению объема вьшуска монополии. Однако, так как они преследуют исклю--::-1тельно эгоистические интересы, олигополисты не достигают объема выпуска мо-7 ополий и суммарная прибыль меньше максимально возможной. Любой олигопо-тпст испытывает соблазн поднять производство и расширить свою долю рьшка, с следствие чего совокупный объем выпуска продукции повышается, а цена снижаться. В то же самое время эгоистический интерес не позволяет рынку достичь : эвершенно конкзфентного результата. Подобно монополистам, олигополисты пони-.ают, что увеличение объема продукции ведет к снижению цены. Поэтому они •станавливаются на полдороге к точке равенства цены и предельных издержек.

Sjk № 524



Таким образом, когда фирмы-олигополисты независимо выбирают максимизирующий прибыль объем производства, совокупный его объем оказывается выше объема выпуска монополии, но не достигает уровня совершенной конкуренции. Олигополистическая цена ниже монопольной, но выше цены совершенной конкуренции (которая равняется предельным издержкам).

Размер олигополии и результат рынка

Мы можем использовать результаты нашего анализа дуополии в исследовании влияния размера олигополии на результат рьшка. Предположим, к примеру, чтс Джон и Джоан обнаруживают на принадлежащей им земле запасы воды и присоединяются к водяной олигополии Джека и Джилл. Расписание спроса в табл.16. не изменяется, но увеличивается число поставщиков. Как это отразится на цене и объеме предложения воды в городе?

Если бы продавцы воды образовали картель, они попытались бы максимизировать совокупную прибыль, производя объем продукции, равный монопольному, и назначая монопольную цену. Точно так же как в случае дуополии, участники картеля должны будут согласовать уровни производства и найти способ обеспечить вьшолнение соглашения. Однако, поскольку число потенциальных участников картеля возрастает, достижение и обеспечение выполнения соглашения становится все более сложным.

Если олигополисты отказываются от заключения союза (возможно, они чтят антитрестовское законодательство), каждому из них придется самостоятельно принять решение об объемах производства. Рассмотрим решения, которые должен принять каждый продавец. В любой момент времени каждый владелец колодцг имеет возможность увеличить производство воды на 1 галлон. Принимая решение он рассматривает два его следствия:

• Эффект объема производства. Так как цена превышает предельные издержки, продажа еще одного галлона воды по текущей цене увеличит прибыль.

• Эффект цены. Увеличение объема производства увеличит общий объем предложения, что приведет к снижению цены воды и прибыли всех остальных проданных галлонов.

Если эффект объема производства больше, чем эффект цены, владелец колодца увеличит предложение воды. Если эффект цены превышает эффект объема, производитель откажется от планов увеличения предложения. (Фактически в этом сл>-чае выгоднее снизить объем производства). Каждый олигополист, принимая объемы производства других фирм как данные, увеличивает объем вьшуска продукции до тех пор, пока эти два предельных эффекта в точности не уравновесятся.

Теперь рассмотрим, как воздействует на предельный анализ каждого олигополи-ста число фирм в отрасли. Чем больше число поставщиков, тем в меньшей степеш» каждый продавец воздействует на цену рынка. То есть по мере роста числа участников олигополии значение эффекта цены падает. Когда олигополия становится очень большой, эффект цены исчезает, остается только эффект объема. В этом крайнем случае каждая фирма-олигополист увеличивает производство до тех пор пока цена превышает предельные издержки.

В сущности, крупная олигополия - группа конкурентных фирм. Принимая решение об объеме производства, конкурентная фирма рассматривает только фект объема. Так как конкурентная фирма является принимающей цену, эффект цены отсутствует. Таким образом, по мере того как возрастает число участии-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [ 109 ] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]