Ъ этой главе мы обсудим типы несовершенной конкуренции и исследуем ее -ный случай, так называемую олигополию. Сущность олигополистического , -ка заключается в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем " r.~,ii из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных -:-.\рентов. То есть между олигополистическими фирмами существует взаимо-: гимость особого рода. Цель нашего анализа заключается в исследовании ее дгиствия на поведение фирм и анализе роли государственной политики на :г полистическом рынке.
Между монополией и совершенной конкуренцией
-редыдущих двух главах мы проанализировали рьшки с множеством конкурен-Krix фирм и рьшки с единственной фирмой - монополией. Мы выяснили, что на
;.гршенно конкурентном рынке цена товара всегда равняется предельным издер-t производства (гл. 14). Мы также увидели, что в долгосрочном периоде
. ждение на рьшок новых фирм и уход с рынка приводит к нулевой экономиче-й прибыли, так что цена также равняется средним совокупным издержкам. Мы осмотрели, как фирмы, обладающие властью над рынком, используют ее для
тановления и поддержания цен выше предельных издержек, следствием чего
новится положительная экономическая прибыль для фирмы и безвозвратные
тери для общества (гл. 15).
.\нализ совершенной конкуренции и монополии позволил нам разобраться в не--орых деталях механизмов функционирования рынков. Однако в реальной эко-•;ике рынки включают в себя элементы обеих предельных структур и, следователь-
; не могут быть полностью описаны в рамках лишь одной из этих моделей. Типичная : трма сталкивается с конкуренцией, но отнюдь не такой интенсивной, чтобы фирма в
чности подпадала под описание принимающей цену фирмы (гл. 14). Типичная фир-«- обладает в некоторой степени властью над рынком, но не такой значительной, что-
г.; описать ее в рамках модели монополии (гл. 15). Другими словами, типичная фир-
Z 3 экономике - несовершенно конкурентная фирма. Обьпгно выделяют два типа несовершенно конкурентных рьшков. Олигополия - - -гнок с несколькими поставщиками, каждый из которых предлагает продукцию, по-; >5ную или идентичную продукции других участников рынка. Один из примеров
iKoro рынка - рынок теннисных мячей. Другой пример - мировой рынок сырой --ти: несколько ближневосточных стран контролируют значительную долю миро-• запасов энергоносителей.Монополистическая конкуренция - модель, описы-
кчощая структуру рьшка, на котором имеется значительное число фирм, поставляю-z:!x сходную, но не идентичную продукцию: рынки художественной литературы, " кнофильмов, компакт-дисков или компьютерных игр. На рынке монополистической
; нкуренции каждая фирма обладает монополией на изделия, которые она произво-д гг. но множество других фирм выпускают подобные товары и стремятся завоевать 1 - зерне тех же самых покупателей.
На рис. 16.1 приведены четыре типа структуры рынка. Первый вопрос, на :торый мы должны ответить, анализируя любой тип рынка, - количество функци-
-Л1рующих на нем фирм. Если на рьшке действует единственная фирма, мы имеем zz.io с монополией; если на рынке несколько фирм - с олигополией. Если на : ;-кнке значительное число фирм, необходимо ответить на дополнительный вопрос:
дгнтичную или дифференцированную продукцию они поставляют? Если боль-
Олигополия
рыночная структура, в которой несколько поставщиков предлагают сходную или идентичную продукцию.
Монополистическая конкуренция -
рыночная структура, в которой значительное число фирм поставляют сходную, но не идентичную продукцию.
Рие. 16.1
ЧЕТЫРЕ ТИПА =>ЫНОЧНОЙ
:;труктуры
Экономист, 1зучающий рганизацию рынков, одразделяет их 1 четыре типа - нополию, олигопо-ю, монополисти-:кую конкуренцию ювершенную кypeнцию.
Одно фирма
Монополия (глава 15)
Водопроводная вода Кабельное телевидение
Количество фирм?
Олигополия (глава 16)
Много ирм
Теннисные мячи Сырая нефть
Монополистическая конкуренция (глава 17)
• Художественная литература
• Кино
Совершеннс; конкуренци;: (глава 14)
Пшеница Молоко
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Дайте определение олигополии и монополистической конкуренции и приведите пример каждой из них.
шинство фирм продают дифференцированную продукцию, перед нами рынок нополистической конкуренции. Если большинство фирм поставляют однород;-: i продукцию, мы имеем дело с совершенно конкурентным рынком.
Действительность, конечно же, всегда сложнее, чем любая теоретическая с;-.; ма. В некоторых случаях выбрать наиболее адекватно описывающую структ; : рынка модель довольно сложно. К примеру, при подсчете числа фирм на рыг-некоего магического числа, разграничивающего понятия «несколько» и «много» существует. (Образуют ли приблизительно дюжина компаний, которые постан..-ют автомобили на рынке США, олигополию, или мы имеем дело с более конкур- -тным рынком? Вопрос остается открытым.) Точно так же не существует ozr значного способа определить, когда продукция является дифференцирова1шс:-когда она идентична. (Является ли, например, молоко, выпускаемое под разны >:i, торговыми марками, одним и тем же продуктом? Опять же ответ является дис. сионным.) При анализе реальных рынков экономисты должны иметь в виду ур; полученные в ходе исследования каждого из типов рыночной структуры, а за::« применять на практике тот из них, который представляется наиболее адекватнь;-
Теперь, когда мы понимаем, как экономисты определяют различные типы ры:-:: -ных структур, мы продолжим анализ.
Рынки, на которых лишь несколько продавцов
Так как на олигополистическом рынке функционирует небольшая группа прола: цов, главная особенность олигополии - противоречие между стремлением фц? : сотрудничеству и эгоистическими интересами каждой из них. Наиболее выгол- i
группы олигополистов стратегия - координация действий. В этом случае они ту-чают возможность пойти по пути, проторенному монополистом, - ограничить ъемы производства и назначить цену выше предельных издержек. Однако, по-:.1ьку каждый олигополист озабочен исключительно собственной прибылью, мощ-: е центробежные мотивы препятствуют объединению группы фирм в монополию.
Пример дуополии
1-л понимания поведения олигополии рассмотрим рьшок с двумя оперирующими - нем фирмами, так называемую дуополию - самый простой тип олигополии. ; -.игополии с тремя или большим количеством субъектов рьшка неизбежно стал-заются с теми же самыми проблемами, что и дуополии.
Представьте себе городок, в котором только два жителя - Джек и Джилл - -.здеют колодцами с питьевой водой. Каждую субботу Джек и Джилл решают, • элько галлонов воды они выставят на продажу, выезжают на рыночную площадь торгуют водой по установленным на рынке ценам. Для простоты рассуждения ;: дустим, что Джек и Джилл могут получить сколь угодно много необходимой им ды в отсутствие всяких издержек. То есть предельные издержки производства "ттьевой воды равняются нулю.
В табл. 16.1 приведено расписание спроса на воду жителей города. Первая ; тонка показьшает общий объем воды, на который предъявляется спрос, а вторая тонка - соответствующую этому объему цену. Если оба владельца колодцев :зместно продают 10 галлонов воды, она уходит по цене $ 110 за галлон. Если •:щий объем продаваемой воды возрастает до 20 галлонов, цена снижается до > 100 за галлон и т. д. Если вы представите полученные данные в графическом :;ие, то получите стандартного вида (с отрицательным наклоном) кривую спроса. ~- хледняя колонка табл. 16.1 показывает общий доход Джека и Джилл, который : двняется произведению объема продаваемой воды на цену. Так как издержки -:дъема воды отсутствуют, совокупный доход обоих производителей равен их ;зокупной прибыли.
Давайте рассмотрим, как структура городского рынка воздействует на цену и :личество продаваемой воды.
ОБЪЕМ воды, в галл.
90 100 110 120
ЦЕНА, в$
120 110 100
10 О
СОВОКУПНЫЙ ДОХОД (и совокупная прибыль), в $
1100 2000 2700 3200 3500 3600 3500 3200 2700 2000 1100 О
Таблица 16.1
РАСПИСАНИЕ СПРОСА НА ВОДУ