назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [ 108 ] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


108

Ъ этой главе мы обсудим типы несовершенной конкуренции и исследуем ее -ный случай, так называемую олигополию. Сущность олигополистического , -ка заключается в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем " r.~,ii из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных -:-.\рентов. То есть между олигополистическими фирмами существует взаимо-: гимость особого рода. Цель нашего анализа заключается в исследовании ее дгиствия на поведение фирм и анализе роли государственной политики на :г полистическом рынке.

Между монополией и совершенной конкуренцией

-редыдущих двух главах мы проанализировали рьшки с множеством конкурен-Krix фирм и рьшки с единственной фирмой - монополией. Мы выяснили, что на

;.гршенно конкурентном рынке цена товара всегда равняется предельным издер-t производства (гл. 14). Мы также увидели, что в долгосрочном периоде

. ждение на рьшок новых фирм и уход с рынка приводит к нулевой экономиче-й прибыли, так что цена также равняется средним совокупным издержкам. Мы осмотрели, как фирмы, обладающие властью над рынком, используют ее для

тановления и поддержания цен выше предельных издержек, следствием чего

новится положительная экономическая прибыль для фирмы и безвозвратные

тери для общества (гл. 15).

.\нализ совершенной конкуренции и монополии позволил нам разобраться в не--орых деталях механизмов функционирования рынков. Однако в реальной эко-•;ике рынки включают в себя элементы обеих предельных структур и, следователь-

; не могут быть полностью описаны в рамках лишь одной из этих моделей. Типичная : трма сталкивается с конкуренцией, но отнюдь не такой интенсивной, чтобы фирма в

чности подпадала под описание принимающей цену фирмы (гл. 14). Типичная фир-«- обладает в некоторой степени властью над рынком, но не такой значительной, что-

г.; описать ее в рамках модели монополии (гл. 15). Другими словами, типичная фир-

Z 3 экономике - несовершенно конкурентная фирма. Обьпгно выделяют два типа несовершенно конкурентных рьшков. Олигополия - - -гнок с несколькими поставщиками, каждый из которых предлагает продукцию, по-; >5ную или идентичную продукции других участников рынка. Один из примеров

iKoro рынка - рынок теннисных мячей. Другой пример - мировой рынок сырой --ти: несколько ближневосточных стран контролируют значительную долю миро-• запасов энергоносителей.Монополистическая конкуренция - модель, описы-

кчощая структуру рьшка, на котором имеется значительное число фирм, поставляю-z:!x сходную, но не идентичную продукцию: рынки художественной литературы, " кнофильмов, компакт-дисков или компьютерных игр. На рынке монополистической

; нкуренции каждая фирма обладает монополией на изделия, которые она произво-д гг. но множество других фирм выпускают подобные товары и стремятся завоевать 1 - зерне тех же самых покупателей.

На рис. 16.1 приведены четыре типа структуры рынка. Первый вопрос, на :торый мы должны ответить, анализируя любой тип рынка, - количество функци-

-Л1рующих на нем фирм. Если на рьшке действует единственная фирма, мы имеем zz.io с монополией; если на рынке несколько фирм - с олигополией. Если на : ;-кнке значительное число фирм, необходимо ответить на дополнительный вопрос:

дгнтичную или дифференцированную продукцию они поставляют? Если боль-

Олигополия

рыночная структура, в которой несколько поставщиков предлагают сходную или идентичную продукцию.

Монополистическая конкуренция -

рыночная структура, в которой значительное число фирм поставляют сходную, но не идентичную продукцию.



Рие. 16.1

ЧЕТЫРЕ ТИПА =>ЫНОЧНОЙ

:;труктуры

Экономист, 1зучающий рганизацию рынков, одразделяет их 1 четыре типа - нополию, олигопо-ю, монополисти-:кую конкуренцию ювершенную кypeнцию.

Одно фирма

Монополия (глава 15)

Водопроводная вода Кабельное телевидение

Количество фирм?

Олигополия (глава 16)

Много ирм

Теннисные мячи Сырая нефть

Монополистическая конкуренция (глава 17)

• Художественная литература

• Кино

Совершеннс; конкуренци;: (глава 14)

Пшеница Молоко

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Дайте определение олигополии и монополистической конкуренции и приведите пример каждой из них.

шинство фирм продают дифференцированную продукцию, перед нами рынок нополистической конкуренции. Если большинство фирм поставляют однород;-: i продукцию, мы имеем дело с совершенно конкурентным рынком.

Действительность, конечно же, всегда сложнее, чем любая теоретическая с;-.; ма. В некоторых случаях выбрать наиболее адекватно описывающую структ; : рынка модель довольно сложно. К примеру, при подсчете числа фирм на рыг-некоего магического числа, разграничивающего понятия «несколько» и «много» существует. (Образуют ли приблизительно дюжина компаний, которые постан..-ют автомобили на рынке США, олигополию, или мы имеем дело с более конкур- -тным рынком? Вопрос остается открытым.) Точно так же не существует ozr значного способа определить, когда продукция является дифференцирова1шс:-когда она идентична. (Является ли, например, молоко, выпускаемое под разны >:i, торговыми марками, одним и тем же продуктом? Опять же ответ является дис. сионным.) При анализе реальных рынков экономисты должны иметь в виду ур; полученные в ходе исследования каждого из типов рыночной структуры, а за::« применять на практике тот из них, который представляется наиболее адекватнь;-

Теперь, когда мы понимаем, как экономисты определяют различные типы ры:-:: -ных структур, мы продолжим анализ.

Рынки, на которых лишь несколько продавцов

Так как на олигополистическом рынке функционирует небольшая группа прола: цов, главная особенность олигополии - противоречие между стремлением фц? : сотрудничеству и эгоистическими интересами каждой из них. Наиболее выгол- i



группы олигополистов стратегия - координация действий. В этом случае они ту-чают возможность пойти по пути, проторенному монополистом, - ограничить ъемы производства и назначить цену выше предельных издержек. Однако, по-:.1ьку каждый олигополист озабочен исключительно собственной прибылью, мощ-: е центробежные мотивы препятствуют объединению группы фирм в монополию.

Пример дуополии

1-л понимания поведения олигополии рассмотрим рьшок с двумя оперирующими - нем фирмами, так называемую дуополию - самый простой тип олигополии. ; -.игополии с тремя или большим количеством субъектов рьшка неизбежно стал-заются с теми же самыми проблемами, что и дуополии.

Представьте себе городок, в котором только два жителя - Джек и Джилл - -.здеют колодцами с питьевой водой. Каждую субботу Джек и Джилл решают, • элько галлонов воды они выставят на продажу, выезжают на рыночную площадь торгуют водой по установленным на рынке ценам. Для простоты рассуждения ;: дустим, что Джек и Джилл могут получить сколь угодно много необходимой им ды в отсутствие всяких издержек. То есть предельные издержки производства "ттьевой воды равняются нулю.

В табл. 16.1 приведено расписание спроса на воду жителей города. Первая ; тонка показьшает общий объем воды, на который предъявляется спрос, а вторая тонка - соответствующую этому объему цену. Если оба владельца колодцев :зместно продают 10 галлонов воды, она уходит по цене $ 110 за галлон. Если •:щий объем продаваемой воды возрастает до 20 галлонов, цена снижается до > 100 за галлон и т. д. Если вы представите полученные данные в графическом :;ие, то получите стандартного вида (с отрицательным наклоном) кривую спроса. ~- хледняя колонка табл. 16.1 показывает общий доход Джека и Джилл, который : двняется произведению объема продаваемой воды на цену. Так как издержки -:дъема воды отсутствуют, совокупный доход обоих производителей равен их ;зокупной прибыли.

Давайте рассмотрим, как структура городского рынка воздействует на цену и :личество продаваемой воды.

ОБЪЕМ воды, в галл.

90 100 110 120

ЦЕНА, в$

120 110 100

10 О

СОВОКУПНЫЙ ДОХОД (и совокупная прибыль), в $

1100 2000 2700 3200 3500 3600 3500 3200 2700 2000 1100 О

Таблица 16.1

РАСПИСАНИЕ СПРОСА НА ВОДУ

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [ 108 ] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]