назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [ 107 ] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


107

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение предельного дохода фирмы. Если цена товара всегда положительна, может ли предельный доход стать отрицательным? Объясните.

2. Кто сталкивается с более эластичной кривой спроса - монополист или конкурентная фирма? Какие характеристики товара приводят к большей эластичности спроса? Объясните.

3. Предположим, что закон требует от естественной монополии устанавливать цену равной средним совокупным издержкам. Покажите на диаграмме назначаемую цену и чистые убьггки фирмы в сравнении с ценообразованием по принципу предельных издержек.

4. Рассмотрим доставку почты. Какова обшая форма кривой средних совокупных издержек? Чем отличаются эти кривые для сельских территорий и городов? Как может изменяться форма кривой с течением времени? Объясните.

5. Предположим, что компания «Хрустальная струя» имеет монопольное право на продажу бутилированной воды в Петербурге. Отразится ли повышение цены на водопроводную воду на максими-зируюшем прибыль объеме вьшуска, цене и прибыли «Хрустальной струи»? Объясните.

6. Небольшой городок обслуживается множеством конкурирующих супермаркетов, которые имеют постоянные предельные издержки.

а. Используя схему рьшка бакалейно-гастрономических товаров, покажите излишек потребителя, излишек производителя и суммарный излишек.

б. Предположим, что независимые супермаркеты объединились в единую сеть. Используя новую диаграмму, покажите новые потребительский излишек, излишек производителя и общий излишек.

7. Джонни Рокабилли только что закончил запись нового компакт-диска. Отдел маркетинга звукозаписывающей компании определил спрос на него следующим образом:

Цена, в $ Количество компакт-дисков

24 22 20 18 16 14

10 ООО 20 ООО 30 ООО 40 ООО 50 ООО 60 ООО

Постоянные издержки производства компъ:-дисков незначительны, средние совокупные :: держки составляют $ 5 за диск.

а. Определите валовой доход для всех приз-денных в таблице объемов выпуска. Ка:- ш предельный доход от каждых 10 тыс. доп: нительно продаваемых компакт-дисков?

б. Какое количество компакт-дисков макси>ш; рует прибыль? При какой цене? Какова ве чина прибыли?

в. Если бы вы были менеджером Джонни, ка:-;:и1 гонорар вы бы посоветовали ему noTpe6oEi~i со звукозаписывающей компании? Почемл

В 1969 г. американское правительство обвин;::: компанию IBM в монополизации рьшка комг: ютеров. Правительство выдвигало аргумент : ответствующий истине), что львиная доля ; -:; версальных больших ЭВМ, продававшихс- i США, выпускалась/ВМ. IBM приводила ко:-- аргумент (также соответствующий истине). на рьшке всед: компьютеров продукция/ВМ : ставляет куда меньшую долю. Основываясь i:i этих фактах, полагаете ли вы, что правитель-« должно было предъявить иск компании IB-: i нарушении антитрестовского законодательств.-Объясните.

Компания рассматривает возможность строите ства моста через реку. Строительство обойде: :! в $ 2 млн, эксплуатация же не будет стоить нггч-го. Приведенная ниже таблица показывает :z-данный компанией прогноз спроса на период с?-:-;::; службы моста.

Число пересечений в тыс.

Цена пересечения реки, в $

7 6 5 4 3 2 1 О

100 200 300 400 500 600 700 800

а. Если компании придется построить мое: .....

при какой цене пересечения моста она ма:- :



мизирует прибыль? Будет ли эта цена соответствовать эффективному объему? Если да (или если нет), то почему?

б. Если компания заинтересована в максимизации прибыли, надо ли ей вообще строить мост? Чему будет равна ее прибыль (или убытки)?

в. Если мост придется строить правительству, какую цену за пересечение должно будет оно установить?

г. Должно ли правительство строить мост? Объясните.

Фармацевтическая компания «Плацебо» обладает патентом на одно из открытых ею лекарств.

а. Предполагая, что предельные издержки производства лекарств возрастают, изобразите на диаграмме цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль «Плацебо». Покажите также ее прибыль.

б. Предположим, что правительство облагает налогом каждый флакон выпускаемого лекарства. На новой диаграмме изобразите новую цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль «Плацебо». Как они соотносятся с результатами ответа на вопрос пункта «а»?

в. Введенный налог уменьшает прибыль «Плацебо» (хотя это и нелегко разглядеть на вашей диаграмме). Объясю1те.

г. Предположим, что вместо налога на каждый флакон правительство облагает «Плацебо» «данью» в $ 10 тыс., не зависящей от количества выпущенных флаконов. Как такой налог повлияет на цену, объем вьшуска и прибыль «Плацебо»? Объясните.

11. На протяжении многих лет американская компания AT&T была регулируемой монополией, обеспечивающей как местную, так и междугородную телефонную связь.

а. Объясните, почему междугородный телефон первоначально являлся естественной монополией.

б. За последние два десятилетия множество компаний запустили спутники связи, каждый из которых может передавать ограниченное число переговоров. Как возрастающая роль спутников изменила структуру издержек междугородной телефонной связи?

12. Компания Best Computer только что разработала компьютерную микросхему, на которую немедленно получила патент.

а. Нарисуйте диаграмму, изображающую излишек потребителя, излишек производителя и суммарный излишек на рьшке новой микросхемы.

б. Что произойдет с излишками всех видов, если компания сможет осуществлять совершенную ценовую дискриминацию? Как изменятся чистые убытки?

13. Объясните, почему монополист всегда производит такой объем продукции, при котором спрос эластичен. (Подсказка: если спрос неэластичен, а фирма поднимает цену, что произойдет с валовым доходом и совокупными издержками?)

14. Рок-певец Род Стюарт обладает монополией на редкий ресурс: на самого себя. Он единственный, кто может давать концерты Рода Стюарта. Следует ли из этого, что правительство должно регулировать цены на его концерты? Если да (или если нет), то почему?



глава 16 ОЛИГОПОЛМ

В этой ГЛАВЕ ВЫ

• Узнаете о промежуточных между монополией и конкуренцией типах рынков

• Проанализируете возможные результаты олигополистического рынка

• Узнаете, что такое «дилемма узников» и как она используется в исследовании олигополии

• Рассмотрите возможности использования антитрестовского законодательства на олигополистических рынках

Если вы собрались в супермаркет за теннисными мячами, вы, вероятнее всеп, вернетесь домой с товаром под одной из четырех торговых марок: Wilson, Рект. Dunlop или Spalding. Четыре компании производят практически все тенниснме мячи, которые продаются в США. Именно эти фирмы определяют количеспи производимых теннисных мячей и, совместно задавая рыночную кривую спроса., формируют цену.

Как описать рынок теннисных мячей? В предыдущих двух главах обсуждалиа. два типа рыночных структур. На соверщенно конкурентном рьшке каждая фирчв, настолько мала в сравнении со всем рынком, что она не имеет никакой возможзт-сти повлиять на рыночную цену своей продукции и принимает ее как заданнти условиями рынка. На монополизированном рынке весь объем товара постав.тяг-единственная фирма, способная выбирать любую комбинацию цена - объем ваг пуска на рыночной кривой спроса.

Рынок теннисных мячей не соответствует ни модели совершенной конкуренцжщ, ни модели монополии. Конкуренция и монополия - предельные формы стрл-кт»-ры рьшка. Когда на рынке действуют множество фирм, предлагающих по cyzix-ству однородную продукцию, - преобладает конкуренция; когда на рьшке госпсл-ствует единственная фирма, - мы имеем дело с монополией. Естественно, что начали изучение структуры рьшка с полярных, наиболее простых для понимании случаев. Однако значительное число отраслей, включая производство теннисЕЗшз; мячей, находятся между двумя крайностями. В этих отраслях конкурируют зг-сколъко фирм, однако в силу недостаточной интенсивности соперничества мы яе имеем оснований отнести их к принимающим цену производителям. Экономит» называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [ 107 ] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]