назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [ 100 ] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


100

Цена

Монопольная цена

2. ...а кривая спроса показывает цену, соответствующую этому объему

1. Пересечение кривой предельного дохода и кривой предельных издержек определяет мексимизирующий прибыль объем выпуска...

Средние предельные издержки

Спрос

Рис. 15.4

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИЕЙ Монополия максимизирует прибыль, останавливаясь на объеме выпуска (в точке А), при котором предельный доход равен предельным издержкам. Затем она использует кривую спроса для нахождения цены (в точке В), которая позволит покупателям приобрести всю выпущенную продукцию.

Qi Qmax Qz

Количество

ме вьшуска, максимизирующем прибыль, предельный доход совпадает с предельными издержками. Таким образом, объем выпуска, максимизирующий прибыль моно-чолиста, определяется точкой пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных издержек. На рис. 15.4 это точка А.

Вспомним, что конкурентная фирма также выбирает объем вьшуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам (гл. 14). В следовании этому правилу максимизации прибыли конкурентные фирмы и монополии схожи. Однако между ними существует важное различие: предельный доход конкурентной фирмы равен цене, в то время как предельный доход монополии меньше цены. То есть

Для конкурентной фирмы: Р = MR = МС. Для монополии: Р > MR = МС.

Равенство предельного дохода и предельных издержек при максимизирующем прибыль объеме выпуска справедливо как в случае конкурентной фирмы, так и монополии. В чем разница, так это в том, как соотносится цена с предельным доходом и предельными издержками.

Как монополия находит для своей продукции цену, которая максимизировала бы прибыль? На этот вопрос нам дает ответ кривая спроса, которая показывает цену, которую покупатели желали бы заплатить за предлагаемый объем продукции. Поэтому после того как монополия определяет объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, она использует кривую спроса для нахождения цены, соответствующей этому объему. На рис. 15.4 монопольная цена находится в точке В.

Мы ползгчаем возможность сформулировать коренное различие конкурентного и монополизированного рьшков: на конкурентных рынках цена товара равна предельным издержкам. На монополизированных рынках цена товара превышает предельные издержки. Вскоре мы убедимся, что это открытие - ключ к пониманию социальных издержек монополии.



Узелок на память

ПОЧЕМУ МОНОПОЛИЯ ЛИШЕНА» КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?

Возможно, вы обратили внимание на то, что при анализе цены на монопольном рьшке мы использовали только кривую спроса и кривую издержек фирмы. Рыночную же кривую предложения мы даже не упоминали. Напротив, когда мы анализировали цены на конкурентных рьшках, двумя самыми важными и наиболее часто используемыми словами были термины предложение и спрос.

Что же произошло с кривой предложения? Хотя монополии и принимают решение об объеме предложения (способом, только что нами описанным), кривой предложения монополии лишены. Кривая предложения ин-

формирует нас об объеме предлагаемой фирмой прод\7 ции при каждой возможной цене. Но монополия назя2 чает цену, а не принимает ее как данность. Поэтому имеет смысла спрашивать, какой объем продукции сс-бирается произвести монополия при данной цене, так кг.! в тот самый момент, когда монополия определяет объе* выпуска, она тем самым устанавливает и цену.

Существенным является то, что решение монополт об объеме выпуска невозможно отделить от кривой спр:-са, с которой она сталкивается. Форма кривой спроа определяет форму кривой предельного дохода моноп:-листа, которая, в свою очередь, определяет максимизирующий прибыль объем вьшуска. На конкурентных рынкгл решения об объеме предложения можно проанализироватз без знания кривой спроса, для монопольных же рынке» это не так. Таким образом, мы никогда не говорим о кривой предложения монополии.

Монопольная прибыль

Какую прибыль получает монополия? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним что прибыль равна разности валового дохода и совокупных издержек:

Прибыль = TR - ТС.

Перепишем это равенство, разделив и умножив правую часть на Q:

Прибыль = (TR/Q - TC/Q) х Q.

TR/Q - это средний доход, равный цене Р, а TC/Q - это средние совокупныг издержкиАГС. Следовательно,

Прибыль = CP - АТС) X Q.

Такое выражение прибыли фирмы (в точности совпадающее с выражением д.ъ? прибыли конкурентной фирмы) позволяет нам измерить прибыль на нашем графике монополии.

Взгляните на затененный прямоугольник на рис. 15.5. Высота его (отрезсг-ВС) равна Р - АТС, то есть разности между ценой и средними совокупным?: издержками, а значит, и прибыли от продажи одной типичной единицы продукции Основание его (отрезок DC) равно количеству проданной продукции Q. Следовательно, площадь данного прямоугольника равна прибыли фирмы-монополии

Практикум

Патентованные препараты против лекарств-дженериков

Ценообразование на монопольных рынках значительно отличается от практик!! установления цены на конкурентных рьшках. Весьма удобный «полигон» д.1я проверки наших теоретических построений - рынок лекарств, на котором



Цена

Монопольная цена

Средние совокупные издержки

Предельные издержки

Средние

совокупные

издержки

(•IflnintrHTMWilM

D /

Спрос

\ Предельный

\ доход

Рис. 15.5

МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ

Площадь прямоугольника BCDE равна прибыли монополии. Высота прямоугольника (ВС) есть разность цены и средних совокупных издержек, то есть прибыль, получаемая при реализации единицы продукции. Основание прямоугольника (DC) есть число реализованных единиц продукции.

Объем выпуска

госуществуют конкурентная и монопольная структуры. Когда фирма разрабатывает новый препарат, она получает монопольное право на его продажу. Однако через некоторое время срок действия патента истекает и любая другая компания имеет право выпускать и продавать данное лекарство. В этот момент рынок переходит из монопольного состояния в конкурентное.

Что происходит с ценой на лекарство после истечения срока патента? Посмотрим на рис. 15.6, изображающий рынок типичного лекарства. На диаграмме предельные издержки производства лекарства предполагаются постоянными (что более или менее верно для значительного числа препаратов). В течение срока действия патента фирма-монополист максимизирует прибыль, так как производит объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В то же время устанавливается цена, изрядно превыщающая предельные издержки. Но когда срок патента истекает, прибыльность производства лекарства побуждает к вступлению на рынок новые фирмы. По мере того как рынок становится более конкурентным, цена будет снижаться, приближаясь к предельным издержкам.

Практика вполне согласуется с нащей теорией. Когда срок действия патента на препарат истекает, на рынок вступают конкуренты, предлагающие так называемые лекарства-дженерики, идентичные по химическому составу патентованному лекарству фирмы - недавнего монополиста. В соответствии с выводами нашего анализа цена выпускаемых на конкурентной основе дженериков существенно ниже цены, которую требовал монополист.

Истечение срока действия патента, однако, не означает окончательную утрату монополистом власти над рынком. Некоторые потребители остаются верными патентованному лечебному средству, возможно, опасаясь, что новое лекарство-дженерик вовсе не то же самое, которое они принимали годами. В результате монополист из «бьшших» продолжает поддерживать цену, которая, пусть даже и не намного, но выше цены новых конкурентов.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Объясните, как фирма-монополист определяет объем производства и назначает цену на продукцию.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [ 100 ] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]