назад Оглавление вперед


[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]


1

шено отнюдь не за счет беспредельного насыщения их текстом. Художники-оформители выполнили мою просьбу, и книга выглядит доступной, не перенасыщенной информацией, дружески открытой читателю. А краткости я добивался, возможно более немногословно излагая основы экономике.

Мое пристрастие к краткости вытекает из того, что сам я читаю очень медленно. Будучи студентом, я редко дочитывал до конца рекомендованные нам научные работы. К стыду своему, я очень часто полагался на энциклопедические справочники, тяжело вздыхая всякий раз, когда профессор задавал прочесть 1 ООО-страничный том (естественно, с комментирующими его статьями). Немного утешало меня то, что я был не одинок в своем отношении к чтению. Древнегреческий поэт Каллимах весьма афористично изрек: «Чем книга толще, тем она скзней». Калли-мах обратился к своим слушателям за 250 лет до Рождества Христова, так что вряд ли он имел в виду учебники по экономике. И тем не менее через две с лишним тысячи лет его тяжелый вздох каждый семестр эхом отдается в аудиториях на первой лекции по экономическим курсам.

У меня было желание создать такой вводный курс экономике, чтобы его захотел прочитать любой студент. Поэтому моей первой и основной целью стала краткость. Путеводной звездой служило мне высказывание классика американской литературы Робертсона Дэвиса: «Одно из важнейших условий писательского труда - умение "выжать" из текста всю "воду" - затем, чтобы не надоесть читателю до чертиков».

Все учебники по экономической теории учат, что ресурсы дефицитны, но мало кто из авторов толстых фолиантов помнит о том, что один из наиболее труд новое-пол няемых - время студента. Я старался следовать рыночным принципам, избегая ненужных сведений и лишних деталей, которые отвлекали бы студентов от ключевых проблем. Я надеюсь, что содержание книги соответствует первому слову в ее названии - «Принципы экономике».

Ориентация на студента

Чтобы выжать всю «воду» из текста, я должен был решить, что действительно важно усвоить студентам в рамках их первого экономического курса. В результате предлагаемая вашему вниманию книга отличается от других, ей подобных, не только краткостью, но и ориентацией.

При написании учебника экономист должен побороть соблазн встать на узкопрофессиональную точку зрения и сделать упор на темы, представляющие интерес для него самого и его коллег-ученых. Я сделал все от меня зависящее, дабы преодолеть искушение. Я попытался поставить себя на место человека, которому предстоит прослушать курс экономики первый раз в жизни. Моя цель - выделить материал, интересный прежде всего студентам.

Один из результатов ориентации на студента заключается в том, что значительная часть книги посвящена практическим приложениям экономической теории и политике. Например, после того, как студенты в главах 4-6 познакомятся с рыночными силами спроса и предложения, мы тут же рассматриваем применение этих понятийных инструментов для поисков ответа на три важных вопроса, стоящих перед обществом: 1) Почему рынок является эффективным способом организации экономической деятельности? 2) Как налогообложение воздействует на функционирование рыночного механизма? 3) Как соотносятся «плюсы» и «минусы» международной торговли? (гл. 7-9). Эти и подобные им вопросы созвучны заботам и интересам общества; студенты знакомы с ними по средствам массовой инфор-



мации или из собственного жизненного опыта. Большинство глав содержат разделы «Практикум», иллюстрирующие применение принципов экономике в реальной жизни. Кроме того, в разделах «Новости» предлагаются отрывки из газетных статей, показывающие, как выглядят в свете идей экономике актуальные общественные проблемы. Я надеюсь, что, усвоив вводный курс экономики, студенты научатся критически воспринимать сообщения средств массовой информации.

Организация материала

Чтобы написать короткую и дружественную по отношению к студенту книгу, мне пришлось разработать новые способы организации материала. Книга включает в себя все основные для вводного курса экономической теории темы, но их расположение не всегда соответствует традиционному порядку. Далее мы буквально «галопом» пробежимся по главам книги. Этот беглый экскурс, как я надеюсь, даст преподавателю некоторое представление о том, как «подогнаны» друг к другу отдельные темы.

Глава 1 Десять принципов экономической теории» знакомит студентов с экономическим видением мира. В ней в первом приближении рассматриваются некоторые основные понятия, на которых зиждется экономическая теория, такие, как издержки упущенных возможностей, принятие решений на основе предельного анализа, роль побудительных мотивов, выгоды от торговли, эффективность рыночного распределения. На протяжении всей книги я регулярно ссылаюсь на Десять принципов экономике из главы 1, напоминая студентам о «камнях», образующих фундамент большинства экономических исследований. Картинка, на которой изображены строительные блоки, отмечает эти ссылки на полях книги.

В главе 2 Думайте как экономист» рассматривается предмет исследования экономике. В ней обсуждается роль исходных допущений в разработке теории, вводится понятие экономической модели, рассматривается роль экономистов в определении политики. В приложении к главе рассказывается об использовании в нашем курсе основных математические понятий.

Глава 3 Экономическая взаимозависимость и выгоды, которые приносит торговля» посвящена изложению теории сравнительных преимуществ, которая объясняет выгоды торговли между отдельными экономическими субъектами и государствами. Значительная часть экономической теории посвящена исследованию того, как рыночные силы координируют множество принимаемых в экономике индивидуальных решений о производстве и потреблении. В качестве исходного т>тпста анализа студенты выяснят, почему специализация, взаимозависимость и торговля выгодны всем экономическим агентам.

В следующих трех главах вводится основной понятийный инструментарий спро-:а и предложения. В главе 4 Рыночные силы спроса и предложения» исследуют-:л кривые предложения и спроса, а также понятие рыночного равновесия. Глава 5 <Эластичность и ее применение» рассматривает понятие эластичности, которое используется для анализа различных рынков. В главе 6 «Предложение, спрос и -хттика правительства» этот исследовательский инструментарий применяется ля научения регулирования цен, в том числе арендной платы и законов о мини--•.TbHoii заработной плате, а также распределения налогового бремени.

В главе 7 «Потребители, производители и эффективность рынков» продол-х-ается анализ предложения и спроса, вводятся понятия потребительского излишка • йз-ташка производителя. В начале главы устанавливается связь между готовно-гтью потребителя заплатить за товар и кривой спроса, а также соотношение издер-



жек и кривой предложения. Далее показывается, что рыночное равновесие максимизирует сумму излишка потребителя и излишка производителя. Таким образом, студенты уже на раннем этапе узнают об эффективности рыночного распределения.

Следующие две главы применяют понятия излишка производителя и потребительского излишка к вопросам политики. В главе 8 Практическое применение теории: издержки налогообложения» рассматривается механизм образования безвозвратных потерь ввиду налогообложения и определяется их величина. В главе 9 Практическое применение теории: международная торговля» анализируются позитивные и отрицательные последствия международной торговли, студенты знакомятся с аргументами сторон в дискуссии о протекционистской торговой политике.

Исследовав механизм рыночного распределения ресурсов и его желательность, мы обращаемся к рассмотрению вопроса о том, что государство имеет возможность иногда улучшить эффективность функционирования рынка. В главе 10 Внешние эффекты» объясняется, почему такие экстерналии, как зaгpязнeшe окружающей среды, могут сделать функционирование рынка экономически неэффективным. В ней также обсуждаются возможные способы решения проблемы на частном и общественном уровне. В главе 11 Общественные блага и общие ресурсы» рассматриваются проблемы неэффективности, возникающие в связи с тем, что некоторые блага не имеют рыночной цены. В главе 12 Создание налоговой системы» анализируются методы увеличения поступлений в государственный бюджет и предоставление общественных благ. В ней также представлены институциональные основы системы налогообложения в США, обсуждается дилемма эффективности и справедливости налоговой системы.

В следующих пяти главах исследуется поведение фирмы и теория организации рынка. В главе 13 Издержки производства» обсуждается, что включают в себя издержки фирмы, и вводится понятие кривых издержек. В главе 14 Фирмы на конкурентных рынках» анализируется поведение фирмы, принимающей цену, и рассматривается понятие рыночной кривой предложения. В главе 15 Монополия» исследуется поведение фирмы - единственного продавца на рынке. В ней обсуждается неэффективность монопольного ценообразования, возможные реакции политиков и попытки монополий осуществлять ценовую дискриминацию. В главе \6 Олигополия» изучаются рынки, на которых функционирует несколько продавцов, в качестве модели для исследования стратегии их взаимодействия используется «дилемма узников». В главе 17 Монополистическая конкуренция» рассматривается поведение фирмы на рынке, на котором множество продавцов предлагают сходную, но не идентичную продукцию, подробно обсуждаются точки зрения на эффективность рекламы.

Следующие три главы посвящены анализу проблем рынка труда. В главе 18 Рынки факторов производства» подчеркивается взаимосвязь между ценами факторов производства и предельной производительностью; в главе \ Доходы и дискриминация» обсуждаются детерминанты равновесной заработной платы, включая выравнивающие различия в оплате труда, человеческий капитал и дискриминацию; в главе 20 Распределение доходов» рассматривается степень неравенства в американском обществе, альтернативные взгляды на роль правительства в изменении распределения дохода и различные виды политики, направленной на помощь беднейшим членам общества.

Глава 21 Теория потребительского выбора» посвящена процессам принятия решений индивидом с учетом бюджетных ограничений, вводится понятие кривых безразличия. Некоторые преподаватели, возможно, сочтут необходимым пропустить эту главу, в зависимости от читаемого ими курса и интересов студентов.

[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248]