назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [ 73 ] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145]


73

МОЖНО н целесообразно, Европейский центратьныйбанк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

Характерная черта деятельности ЕЦБ состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным {2/3 голосов) болылинством, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т. е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны {ее центрального банка) в совокупном капитале ЕЦБ. Это не относится к членам Правления, каждый из которых имеет только один голос.

Европейский центральный банк и Национальные центральные банки не имеют права на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются так же, как частные кредитнь[е институты.

ЕЦБ и НЦБ могут устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.

На серьезность проблемы взаимодействия национальных и нового цент рального банка при переходе на единую валют} в ЕЭС еще несколько лет назад указывал всемирно известный экономист, лауреат Нобелевской премии, Милтон Фрндман. По его мнению, реализация валютного союза невозможна без ликвидации национальных банков Франции, Германии, Италии и других его членов, В случае управления Европейским центральным банком через комитет представителей национальных банков представители разных стран неминуемо будут отстаивать свои национальные интересы, полагает Фридман. Однако такое предположение противоречит цели создания Европейского экономического и валютного союза. Если Европейский центральный банк станет лишь координирующим центром на1(Иональных банков стран ЕВС без реальных финансовых рычагов, то он не сможет взять на себя полную ответственность за монетарную политику и проведение операций на валютных рынках, как это предусмотрено Маастрихтским договором. При явно и последовательно наднациональном характере Европейского центрального банка определенные функции и поле деятельности сохраняются за Национальными центральными банками отдельных стран. Можно предположить, что с течением времени баланс в соотноцгении полномочий наднациональных и национальных органов управления Европейской системой центральных банков постепенно будет смещаться в сторону первых.



3.4.4. КОМИТЕТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ПОСРЕДНИКИ

Под руководством Исполнительной Дирекции (Правления) работают пятнадцать Директоратов (Комитетов):

1. административный;

2. по банкнотам;

3. бюджетный:

4. внутреннего аудита;

5. информационных систем;

6. исследовательский;

7. международных связей;

8. операционный;

9. планирования и контроля;

10. платежных систем;

11. секретариат и языковые переводы;

12. систем связи;

13. статистики;

14. финансовой стабильности;

15. юридический.

Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

• в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервьс;

• в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в зоне евро. ЕЦБ имеет право на недискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут бьгть полезными при проведении кредитно-денежной политики;

• финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартП-ры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);

• Контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.



Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства - участника валютного союза, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки научастие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральньи1 компьютер ЕЦБ во Франкфурте, На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые дополнительные критерии.

3.4.4.1. Проведение кредитно-денежной политики

В рамках выполнения задачи по определению и проведению единой кре-дитно- денежной политики ЕЦБ должен отслеживать ситуацию на денежных рынках и в случае необходимости влиять на них с целью недопущения резких изменений условий доступа к кредитным ресурсам. Как и в случае ФРС, ЕЦБ пользуется понятием открытого рынка, т. е. структурой, в рамках которой коммерческие и национальные банки могут предоставлять друг другу займьь Цена и условия кредита в рамках этой структуры и определяется политикой и действиями центрального банка.

На открытом рынке ЕЦБ использует четыре основных механизма выдачи и получения кредитов. Следует обратить внимание, что в этом случае он сам инициирует совершение сделки, если сочтет это необходимым. Используя эти механизмы, центральный банк влияет на уровень ликвидности и цену кредита;

1. Основные операции по рефинансированию (The main refinancing operations). Стандартные операции по выдачи кредитов коммерческим банкам сроком на две недели, проводимые еженедельно. Проводятся в форме тендеров (аукционов) на затоговой основе и поставляют основную часть денег, необходимых для нормального функционирования финансовой системы. Эти опера[1Ии проводят наги10нальнь[е ЦБ.

Ставка по данным операциям Main refinancing operations Minimum bid rate (минимальная ставка, под которую можно получить кредит) устанавлива-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [ 73 ] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145]