МОЖНО н целесообразно, Европейский центратьныйбанк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.
Характерная черта деятельности ЕЦБ состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным {2/3 голосов) болылинством, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т. е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны {ее центрального банка) в совокупном капитале ЕЦБ. Это не относится к членам Правления, каждый из которых имеет только один голос.
Европейский центральный банк и Национальные центральные банки не имеют права на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются так же, как частные кредитнь[е институты.
ЕЦБ и НЦБ могут устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.
На серьезность проблемы взаимодействия национальных и нового цент рального банка при переходе на единую валют} в ЕЭС еще несколько лет назад указывал всемирно известный экономист, лауреат Нобелевской премии, Милтон Фрндман. По его мнению, реализация валютного союза невозможна без ликвидации национальных банков Франции, Германии, Италии и других его членов, В случае управления Европейским центральным банком через комитет представителей национальных банков представители разных стран неминуемо будут отстаивать свои национальные интересы, полагает Фридман. Однако такое предположение противоречит цели создания Европейского экономического и валютного союза. Если Европейский центральный банк станет лишь координирующим центром на1(Иональных банков стран ЕВС без реальных финансовых рычагов, то он не сможет взять на себя полную ответственность за монетарную политику и проведение операций на валютных рынках, как это предусмотрено Маастрихтским договором. При явно и последовательно наднациональном характере Европейского центрального банка определенные функции и поле деятельности сохраняются за Национальными центральными банками отдельных стран. Можно предположить, что с течением времени баланс в соотноцгении полномочий наднациональных и национальных органов управления Европейской системой центральных банков постепенно будет смещаться в сторону первых.
3.4.4. КОМИТЕТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ПОСРЕДНИКИ
Под руководством Исполнительной Дирекции (Правления) работают пятнадцать Директоратов (Комитетов):
1. административный;
2. по банкнотам;
3. бюджетный:
4. внутреннего аудита;
5. информационных систем;
6. исследовательский;
7. международных связей;
8. операционный;
9. планирования и контроля;
10. платежных систем;
11. секретариат и языковые переводы;
12. систем связи;
13. статистики;
14. финансовой стабильности;
15. юридический.
Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:
• в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервьс;
• в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в зоне евро. ЕЦБ имеет право на недискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут бьгть полезными при проведении кредитно-денежной политики;
• финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартП-ры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);
• Контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.
Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства - участника валютного союза, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки научастие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральньи1 компьютер ЕЦБ во Франкфурте, На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.
Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые дополнительные критерии.
3.4.4.1. Проведение кредитно-денежной политики
В рамках выполнения задачи по определению и проведению единой кре-дитно- денежной политики ЕЦБ должен отслеживать ситуацию на денежных рынках и в случае необходимости влиять на них с целью недопущения резких изменений условий доступа к кредитным ресурсам. Как и в случае ФРС, ЕЦБ пользуется понятием открытого рынка, т. е. структурой, в рамках которой коммерческие и национальные банки могут предоставлять друг другу займьь Цена и условия кредита в рамках этой структуры и определяется политикой и действиями центрального банка.
На открытом рынке ЕЦБ использует четыре основных механизма выдачи и получения кредитов. Следует обратить внимание, что в этом случае он сам инициирует совершение сделки, если сочтет это необходимым. Используя эти механизмы, центральный банк влияет на уровень ликвидности и цену кредита;
1. Основные операции по рефинансированию (The main refinancing operations). Стандартные операции по выдачи кредитов коммерческим банкам сроком на две недели, проводимые еженедельно. Проводятся в форме тендеров (аукционов) на затоговой основе и поставляют основную часть денег, необходимых для нормального функционирования финансовой системы. Эти опера[1Ии проводят наги10нальнь[е ЦБ.
Ставка по данным операциям Main refinancing operations Minimum bid rate (минимальная ставка, под которую можно получить кредит) устанавлива-