назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [ 98 ] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


98

Оперативная и консультативная помощь. В разработке банковской и денежной политики Совет управляющих опирается на помощь нескольких важных государственных органов, первому из которых, очевидно, принадлежит особая роль.

1. Комитет по операциям на открытом рынке, в который входят собственно члены Совета управляющих, а также 5 президентов федеральных резервных банков, определяет политику купли-продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (векселей, казначейских билетов, облигаций). Эти операции на открытом рынке представляют собой наиболее важное средство воздействия на предложение денег из всех имеющихся в распоряжении руководящих кредитно-денежных ведомств (см. гл. 15).

2. Три консультативных совета, состоящие из частных граждан, проводят периодические встречи с Советом управляющих, где высказывают свои соображения о банковской и денежной политике правительства. В состав Федерального консультативного совета входят 12 руководителей коммерческих банков, которые избираются ежегодно по одному от каждого из 12 федеральных резервных банков. Консультативный совет сберегательных учреждений состоит из представителей ссудо-сберегательных ассоциаций, сберегательных банков и кредитных союзов. Третья группа советников - это Консультативный совет потребителей, состоящий из 30 членов, куда входят потребители финансовых услуг, ученые и специалисты по потребительскому законодательству. Однако эти советы, как собственно и следует из их названия, являются чисто консультативными органами и не имеют полномочий для формирования политики, а Совет управляющих не обязан строго придерживаться их рекомендаций.

12 федеральных резервных банков. В число 12 федеральных резервных банков входят банки, которые являются: 1) центральными банками; 2) квазигосударственными банками; 3) банками банков.

/. Центральные банки. В большинстве стран действует один центральный банк, например Английский банк в Великобритании или Бундесбанк в Германии. В Соединенных Штатах 12 независимых центральных банков, хотя проводимую ими политику координирует Совет управляющих ФРС. Наличие 12 федеральных резервных банков отчасти служит отражением географических масштабов США, экономического разнообразия и огромного числа коммерческих банков в стране. Но, кроме того, это - результат политического компромисса между сторонниками централизации и защитниками децентрализации.

На рис. 13-5 изображено расположение 12 федеральных резервных банков и обозначены районы их действия. Через эти центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них - Федеральный резервный банк Нью-Йорка; здесь располагается центр операций на открытом рынке (см. гл. 15). С развитием современных средств сообщения и транспорта географическая необходимость в системе региональных банков, несомненно, уменьшилась.

2. Квазигосударственные банки. 12 федеральных резервных банков являются, кроме того, квазигосударственными банками. В этом качестве они воплощают в себе сочетание частной собственности и государственного контроля. Федеральные резервные банки принадлежат коммерческим банкам соответствующих округов. Для вступления в ФРС коммерческие банки обязаны приобрести в собственность часть акций федерального резервного банка своего

Бостон

Нью-Йорк Филадельфия

Рисунок 13-5.Двенаяцать

федеральных

резервных

округов

Федеральная резервная система делит Соединенные Штаты на 12 округов, каждый из которых имеет один центральный банк, а в некоторых случаях - одно или несколько отделений центрального банка. Гавайи и Аляска включены в 12-й округ [Federal Reserve Bulletin].



округа. Но основные принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, определяются государственным органом - Советом управляющих. Центральные банки в американской капиталистической экономике находятся в частной собственности, но управляются государством. И владельцы не контролируют ни состав руководства центральных банков, ни их политику.

Для того чтобы разобраться в сути федеральных резервных банков, необходимо понять, что они представляют собой по преимуществу государственный институт. Так, федеральные резервные банки в своей деятельности не стремятся к извлечению прибыли в отличие от частных предприятий. Совет управляющих следит за тем, чтобы политика, проводимая центральными банками, содействовала процветанию экономики в целом. Следовательно, деятельность федеральных резервных банков зачастую вступает в прямое противоречие с задачей извлечения прибыли. К тому же федеральные резервные банки не составляют конкуренции коммерческим банкам и, за редким исключением, не ведут дел с частными лицами, а только с правительством или коммерческими банками.

3. Банки банков. Федеральные резервные банки представляют собой «банки банков»; по существу они выполняют для депозитных учреждений те же функции, что депозитные учреждения для частных лиц. Подобно тому как банки и сберегательные учреждения принимают от людей вклады и предоставляют им ссуды, центральные банки принимают вклады от банков и сберегательных учреждений и предоставляют ссуды им. Но у федеральных резервных банков есть и третья функция, которую не выполняют банки и сберегательные учреждения: функция эмиссии наличных денег Конгресс уполномочил федеральные резервные банки выпускать в обращение банкноты Федеральной резервной системы, которые и образуют массу бумажных денег в экономике.

Коммерческие банки. Роль «рабочих лошадей» американской финансовой системы играют 10 048 ее коммерческих банков. Примерно -/з из них являются банками штата, то есть частными банками, действующими в соответствии с уставом штата. Остальная треть уполномочена на ведение своих операций федеральным правительством, то есть они являются национальными банками. Из этих национальных банков лишь 2 входят в число крупнейших в мире (см. «Международный ракурс» 13-1).

Хотя стремление к прибыли не является главной цепью федеральных резервных банков, на практике их деятельность приносит прибыль главным образом благодаря наличию у них ценных бумаг Казначейства США. Часть этой прибыли расходуется на выплату дивидендов по акциям, принадлежащим банкам-участникам, а основная часть оставшейся прибыли направляется в Казначейство Соединенных Штатов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 13-1

Крупнейшие в мире коммерческие банки (финансовые активы в млрд дол.)

В перечне крупнейших в мире банков по величине финансовых активов преобладают японские.

Финансовые активы

О 5 10 15

Sumitomo (Япония] Sanwa (Япония] Fu;/(Япония] DaHchi Капдуо (Япония] Sakura (Япония]

M/tsub(s/i; (Япония]

Industrial and Commercial Bank (Китай]

Credit Agricole (Франция]

HSBC Holdings (Великобритания] Citicorp (США]

Industrial Bank (Япония]

Union Bank (Швейцария]

Ban America (США]

Duetsche (Германия

Internationale Nederland Group(Нидерланды)

Источник: The Banker The Economist. 23 July, 1994. P. 103.

Сберегательные учреждения. Сберегательные учреждения имеют самостоятельные и отдельные от Совета управляющих и федеральных резервных банков органы контроля. Так, деятельность ссудо-сберегательных ассоциаций регулируется и проверяется Управлением надзора за сберегательными учреждениями Казначейства США. Однако, как мы уже отмечали, Закон о дерегулировании деп9зитарных учреждений и денежном контроле расширил кредитные полномочия всех сберегательных учреждений, так что теперь ссудо-сберегательные ассоциации и взаимно-сберегательные банки вправе предоставлять ссуды потребителям и коммерческим предприятиям.

Кроме того, этот закон поставил ссудо-сберегательные ассоциации и другие депозитные учреждения под контроль ФРС. В частности, сейчас на сберегательные учреждения распространяются те же резервные требования, что и на коммерческие бан-



ки, а также им предоставлена возможность получать займы у ФРС. В главе 15 мы увидим, что изменение резервных требований и условий, на которых депозитные учреждения могут получать займы у ФРС, представляют собой два важнейших средства контроля за предложением денег со стороны Совета управляющих. Этот частичный контроль Совета управляющих и центральных банков за сберегательными учреждениями показан стрелками на рис. 13-4. Решения по вопросам денежной политики затрагивают сберегательные учреждения в той же мере, что и коммерческие банки.

Функции ФРС и предложение денег

Федеральная резервная система выполняет несколько разнообразных функций

1. Резервы. ФРС хранит вклады банков и сберегательных учреждений, которые называются резервами. В главе 15 мы узнаем, что эти вклады имеют стратегическое значение для управления денежной массой (денежным предложением) в экономике.

2. Инкассация чеков. ФРС выполняет еще одну важную функцию: обеспечивает механизм инкассации чеков. Если Сара в своем банке в Салеме выписывает чек на имя Сэма, который депонирует его в банке или сберегательном учреждении Сан-Диего, то каким образом банк Сан-Диего получает деньги по чеку банка Салема? Ответ: ФРС решает эту проблему в течение 2-3 дней, оперируя упомянутыми выше резервами обоих банков.

3. Фискальная функция. Федеральные резервные банки выступают в роли фискальных агентов федерального правительства. Государство получает огромные суммы за счет налогообложения, но несет столь же астрономические расходы, а кроме того, покупает и погашает свои облигации. Для проведения всех эти операций государство использует средства и возможности ФРС.

4. Надзор. ФРС осуществляет надзор за деятельностью входящих в нее банков. Проводятся периодические проверки этих банков с тем, чтобы определить их рентабельность, убедиться в выполнении ими гигантского числа предписанных им правил, выявить сомнительные операции или случаи мошенничества.

Для более детального ознакомления с функциями федеральных резервных банков см.: Board of Governors of the Federal Reserve System. The Federal Reserve System: Purposes and Functions. 7th ed. 1984. Ch. 1,2,7.

Задачу надзора осуществляет не только ФРС. Власти отдельных штатов контролируют есе банки, действующие на основании их устава. Контролер денежного обращения инспектирует все национальные банки, а Управление надзора эа сберегательными учреждениями проверяет деятельность этих учреждений. Наконец, Федеральная корпорация страхования депозитов наделена полномочиями контролировать все банки и сберегательные учреждения, вклады которых она страхует.

5. Контроль за денежным предложением. Последняя и наиболее важная функция ФРС определяется тем, что она несет полную ответственность за регулирование денежного предложения. Основная задача руководства ФРС заключается в таком управлении денежным обращением и денежной массой, которое отвечает потребностям экономики в целом. Эта задача предполагает приведение имеющегося количества денег в соответствие с высоким и растущим уровнем производства и занятости, а также с относительно стабильным уровнем цен. Если все остальные функции носят более или менее рутинный или служебный характер, то правильное управление денежным предложением требует принятия нешаблонных политических решений. В главе 15 обсуждаются кредитно-денежная политика ФРС и ее эффективность. Но прежде чем перейти к этому вопросу, мы должны понять, как банки создают деньги (см. гл. 14).

Независимость ФРС

ФРС представляет собой совершенно независимый государственный институт. Она не может быть упразднена или лишена своих полномочий по воле президента; и точно так же Конгресс не вправе изменить ее роль и функции иначе, как посредством специальных законодательных процедур. Как мы уже говорили, длительные сроки полномочий членов Совета управляющих призваны уберечь и изолировать их от политического давления.

Независимость ФРС остается предметом непрекращающихся споров.

Противники независимости ФРС утверждают, что существование могущественного ведомства, члены которого напрямую не подчиняются воле народа, противоречит принципам демократии. Кроме того, по их мнению, коль скоро ответственность за экономическое благополучие страны в конечном итоге несут законодательная и исполнительная ветви власти, то им должны быть доступны все важные рычаги экономической политики. Почему Конгресс и правительство должны отвечать за результаты политики, проведение которой они не в состоянии полностью контролировать? Критики приводят примеры, когда денежная политика ФРС вступала в противоречие с целями фискальной политики правительства.

Сторонники независимости ФРС настаивают на том, что она должна быть защищена от какого бы то ни было политического давления, дабы иметь возможность эффективно управлять денежным предложением и поддерживать стабильность цен (см. «Международный ракурс» 13-2). На их взгляд, Конгрессу и исполнительной власти выгодно проводить активную фискальную политику - ведь снижение налогов и увеличение расходов в интересах отдельных экономических или политических груп-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [ 98 ] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]