назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [ 92 ] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


92

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Одним из инструментов, которыми пользуются политики для прогнозирования будущего нвправления изменения реального ВВП, служит месячный индекс группы переменных, предсказывавших изменения ВВП в прошлом.

«Индекс опережающих показателей снижается третий месяц подряд - возникли опасения спада». «Индекс опережающих показателей снова ползет вверх». «Спад на фондовом рынке тянет вниз индекс опережающих показателей». Такого рода заголовки регулярно появляются в газетах. В центре этих статей - средневзвешенный, или сводный, индекс Министерства торговли, включающий 11 экономических переменных, которые в прошлом достигали своего пика или минимального значения, опережая соответствующие переломы делового цикла. Следовательно, изменения индекса опережающих показателей обеспечивают информацию о будущем направлении развития экономики и таким образом могут сократить длительность «разрыва восприятия», связанного с реализацией макроэкономической политики.

Давайте рассмотрим эти 11 компонентов индекса опережающих показателей с точки зрения прогноза сокращения ВВП, помня о том, что их изменения в противоположном направлении будут предсказывать прирост ВВП.

1. Средняя продолжительность рабочей недели. Сокращение средней продолжительности рабочей недели производственных рабочих в обрабатывающих отрас-

лях указывает на сокращение в будущем объема выпуска продукции обрабатывающей промышленности и ВВП.

2. Первичные заявки на получение пособий по безработице. Увеличение числа первичных заявок на получение пособий по безработице связано с падением уровня занятости и, следовательно, с сокращением производства.

3. Новые заказы на поставку потребительских товаров. Сокращение числа заказов, полученных производителями на поставку потребительских товаров, предшествует сокращению будущего производства, то есть сокращению ВВП.

4. Цены на фондовом рынке. Падение цен на акции часто является отражением ожидаемого сокращения объема продаж корпораций и снижения их прибылей. Более того, падение цен на акции снижает благосостояние потребителей, побуждая их сокращать свои расходы. Кроме того, заниженная рыночная стоимость акций делает менее привлекательным для фирм выпуск новых акций как средства привлечения капитала для инвестиций. Следовательно, снижение цен на акции может вызвать падение совокупного спроса и ВВП.

5. Контракты и заказы на новые машины и оборудование. Сокращение объема заказов на производственное оборудование и другие инвестиционные товары означает уменьшение в будущем совокупного спроса и внутреннего производства.

6. Лицензии на строительство жилья. Сокращение числа полученных лицензий на строительство нового жилья

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Закон о занятости 1946 г. (Employment Act of 1946) Совет экономических консультантов

(Council of Economic Advisers) Дискреционная фискальная политика

(discretionaiy fiscal policy) Стимулирующая фискальная политика

(expansionary fiscal policy) Бюджетный дефицит (budget deficit) Сдерживающая фискальная политика

(contractionary fiscal policy) Прогрессивная, пропорциональная и регрессивная

налоговые системы (progressive, proportional and

regressive tax systems)

Бюджетный избыток (budget surplus) Встроенный стабилизатор (built-in stabilizer) Фактический бюджет (actual budget) Циклический дефицит (cyclical deficit) Бюджет при полной занятости

(full-employment budget) Структурный дефицит (structural deficit) Политический деловой цикл

(political business cycle) Эффект вытеснения (crowding-out effect) Теорема эквивалентности Рикардо

(Ricardian equivalence theorem) Эффект чистого экспорта (net export effect)

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Какова основная цель Закона о занятости 1946 г? Какова роль Совета экономических консультантов (СЭК) в свете этого закона?

2. Ключевой вопрос. Предположим, что гипотетическая экономика, где ПСП равна 0,8, переживает жестокий спад. На сколько следует увеличить государственные расходы, чтобы кривая совокупного спроса сместилась вправо на 25млрд дол. ? На сколько надо

снизить на.1оги, чтобы совокупный спрос возрос на такую же величину? В чем разница? Определите, при каком сочетании увеличения государственных расходов и снижения налогов можно добиться аналогичного результата.

3. Ключевой вопрос. Какие варианты фискальной политики, пригодной для устранения инфляции спроса, есть в распоряжении правительства? Используя



предсказывает будущее сокращение инвестиций и, следовательно, очевидную вероятность снижения ВВП.

7. Оптовая торговля. Хотя это и звучит несколько парадоксально, но улучшение деятельности оптовых торговцев по своевременному снабжению покупатепей служит свидетельством сокращающегося спроса со стороны бизнеса и потенциального падения ВВП.

8. Изменение портфеля заказов на товары длительного пользования. Снижение стоимости портфеля заказов на продукцию обрабатывающей промышленности длительного пользования означает сокращение совокупного спроса и, следовательно, последующее сокращение ВВП.

9. Изменение цен на некоторые виды сырья. Снижение цен на некоторые наиболее чувствительные виды сырья часто предшествует падению внутреннего производства.

10. Предложение денег. Сокращение предложения денег (денежной массы) обычно связано с падением ВВП. (Компоненты предложения денег и их роль в макроэкономике являются предметом гл. 13-16.)

11. Индекс потребительских ожиданий. Ослабление уверенности потребителей, которое находит отражение в этом индексе, рассчитанном Исследовательским центром Мичиганского университета, предвещает сокращение потребительских расходов и последующее падение внутреннего производства.

Необходимо отметить, что ни один из этих факторов е отдельности не может надежно предсказать будущее развитие экономики. Бывают месяцы, когда, например, один или два из этих показателей снижаются, в то время как все остальные растут. Скорее изменения средневзвешенного, или сводного, индекса, состоящего из всех 11 компонентов, давали в прошлом предварительные сведения о направлении изменений ВВП. Принято считать, что если на протяжении трех месяцев подряд происходит падение ипи повышение данного индекса, то вся экономика вскоре будет развиваться в том же направлении.

Хотя сводный индекс во многих случаях совершенно правильно предупреждал о колебаниях экономики, он вовсе не безупречен. Временами индекс давал ложные предсказания о спадах, которые так и не сбывались. В других случаях спады так скоро следовали за изменением в направлении движения индекса, что у политических деятелей не хватало времени, чтобы воспользоваться «предварительным» сообщением. Более того, порой структурные изменения экономики приводили к тому, что существующий индекс не срабатывал, и вызывали необходимость его пересмотра.

С учетом этих оговорок индекс опережающих показателей лучше всего рассматривать как полезный, но не абсолютно надежный информационный инструмент, который власти должны использовать с большой осторожностью при определении макроэкономической политики.

модель совокупного спроса и совокупного предложения, покажите, как воздействуют фискальные меры на уровень цен. Как вы думаете, какой вариант фискальной политики предпочтет «консервативный» экономист? А «либеральный»?

4. (Для студентов, знакомых с материалом гл. 9 и 10.) Используя модель совокупных расходов, покажите, каким образом фискальная политика правительства может привести к ликвидации как рецесси-онного, так и инфляционного разрывов (рис. 10-8). Используя понятие мультипликатора сбалансированного бюджета, объясните, как равное увеличение G и Т может привести к ликвидации рецессионного разрыва и как равное уменьшение G и Г может привести к ликвидации инфляционного разрыва.

5. Оцените, верны или неверны следующие утверждения, и в каждом случае обоснуйте свой ответ.

а. Стимулирующая фискальная политика в период депрессии окажет более положительное воздействие на реальный ВВП, если правительство прибегнет к займам для финансирования бюджетного дефицита, чем если оно для этой цели выпустит новые деньги.

6. Сдерживающая фискальная политика в период жестокой инфляции будет более эффективной, если правительство сохранит бюджетный избыток, чем если использует его на оплату части своих прошлых долгов.

6. Объясните принцип действия встроенных (или автоматических) стабилизаторов. Чем различаются пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы с точки зрения достигнутой автоматически стабильности экономики?

7. Ключевой вопрос. Дайте определение понятия «бюджет при полной занятости» и объясните его смысл. Чем он отличается от «фактического бюджета»? Какова разница между структурным дефицитом и циклическим дефицитом? Предположим, что экономика, представленная на рис. 12-4, функционирует на безынфляционном уровне производства при полной занятости ВВП/. Чему равен структурный дефицит в этой экономике? А циклический дефицит? Следует ли правительству повысить налоги или сократить государственные расходы, чтобы ликвидировать этот структурный дефицит? Чем оно рискует, принимая такое решение?

8. В 1990 и 1991 гг дефицит фактического бюджета США значительно возрос, а дефицит бюджета при полной занятости оставался относительно стабильным. (Можете ли вы дать этому логическое объяснение?

9. Ключевой вопрос. Кратко сформулируйте и оцените проблему временных разрывов при проведении фискальной политики. Объясните понятие политического делового цикла. Что такое эффект вытеснения и какое



отношение он имеет к фискальной политике? В каком смысле эффект чистого экспорта подобен эффекту вытеснения? Как вы думаете, увеличивают ли люди свои сбережения в преддверии повышения налогов в будущем, к которому, по их ожиданиям, неизбежно приведет осуществляемая правительством стимулирующая фискальная политика?

10. В свете вашего ответа на вопрос 9 объясните следующее утверждение: «Хотя фискальные меры очевидно полезны для борьбы с крайними проявлениями жестокого спада и инфляции спроса, с их помощью невозможно "настроить" экономику на уровень безынфляционного реального ВВП при полной занятости и в течение неопределенного срока поддерживать ее в таком состоянии».

11. Прокомментируйте следующее утверждение: «Экономисты, идущие в русле современных теорий, сосредоточивают свое внимание на влиянии снижения налоговых ставок на совокупный спрос; экономисты, ориентирующиеся на предложение, подчеркивают влияние на совокупное предложение». Какими путями снижение налогов может увеличить совокупное предложение? Если уменьшение налогов настолько полезно для экономики, почему вообще не свести их к нулю?

12. Используя рис. 12-3 в качестве основы для вашего ответа, объясните, каким будет стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие фискальной политики в случае принятия конституционной поправки, требующей ежегодного балансирования бюджета.

13. Используя рис. 12-4, объясните, почему намеренное увеличение дефицита при полной занятости (или структурного дефицита), благодаря которому экономика продвигается от ВВП, к ВВП/, может привести к сокращению фактического дефицита. Предлагая снизить налоги в начале 60-х годов, президент Кеннеди заявил: «Парадоксально, но факт, что сегодня налоговые ставки слишком высоки, а налоговые поступления слишком низки, и самый разумный способ их долгосрочного увеличения - снизить налоговые ставки прямо сейчас». Свяжите эту цитату с вашим предыдущим ответом.

14. Задание повышенной сложности (для студентов, знакомых с материалом гл. 9 и 10.) Предположим, что в условиях полного отсутствия налогов

шкала потребления в экономике выглядит следующим образом.

Потреблвнив

[в млрд дол.]

(в млрд дол.}

а. Постройте график потребления и определите величину ПСП.

б. Предположим теперь, что вводится система единовременных (регрессивных) налогов, которая обеспечивает правительству 10 млрд дол. налоговых поступлений на любом уровне ВВП. Рассчитайте налоговую ставку для каждого уровня ВВП. Постройте итоговый график потребления и сравните значения ПСП и мультипликатора с их значениями на доналоговом фафике потребления.

в. Предположим теперь, что вместо регрессивной системы введена пропорциональная налоговая система с 10%-ной ставкой налога. Рассчитайте параметры нового графика потребления, постройте его и отметьте значения ПСП и мультипликатора.

т. Наконец, вводится профессивная налоговая система, в которой ставка налога равна нулю при уровне ВВП 100 млрд дол., 5% - при 200 млрд дол., 10% - при 300 млрд дол., 15% - при 400 млрд дол. и т.д. Определите и постройте новый график потребления, выделяя воздействие этой налоговой системы на величину ПСП и мультипликатора.

д. Объясните, почему пропорциональная и прогрессивная налоговые системы усиливают стабильность экономики в отличие от рефессивной системы. Продемонстрируйте это на фафике, аналогичном рис. 12-3.

15. («Последний штрих».) Что такое сводный индекс опережающих экономических показателей и какое отношение он имеет к дискреционной фискальной политике?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [ 92 ] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]